НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 13.08.2010 № 33-3346

                                                                                    Вологодский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Попова Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 августа 2010 года № 33-3346

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Билевой Л.И., Король И.Н.,

при секретаре Думовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента труда и социального развития Вологодской области на решение Тарногского районного суда от 06 июля 2010 года, которым Департаменту труда и социального развития Вологодской области отказано в иске к Елагину Н.И. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет в размере 10 973 рубля 94 копейки.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя Департамента труда и социального развития Вологодской области по доверенности Квасниковой В.В., судебная коллегия

установила:

Департамент труда и социального развития Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением к Елагину Н.И. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, а также должности областных государственных служащих.

В обоснование иска указали, что Елагин Н.И. с 6 марта 2004 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с законом области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» на основании распоряжения Губернатора области от 20 апреля 2004 года № 635-р.

Согласно ст.ст. 12, 16 указанного закона области от 5 июля 1996 года № 87-03 при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер последней пересчитывается со дня соответствующего изменения. Получатель пенсии за выслугу лет обязан в пятидневный срок известить орган, выплачивающий её, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии за выслугу лет (изменение размера пенсии). В случае невыполнения указанного требования, выплаченные излишне суммы пенсии за выслугу лет возмещаются пенсионером добровольно или в судебном порядке. На день назначения пенсии за выслугу лет Елагин Н.И. являлся получателем трудовой пенсии по старости.

В ноябре 2008 года Елагин Н.И. обратился с заявлением в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарногском районе об установлении ему доли страховой части трудовой пенсии по старости, которая ему была назначена с 1 января 2008 года, с момента возникновения права на неё. На основании справки Отдела Пенсионного фонда РФ в Тарногском районе, выданной в декабре 2008 года, о размере установленной с 1 января 2008 года доли страховой части трудовой пенсии данная пенсионная выплата стала учитываться при определении размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2009 года. Из суммы 10 314 руб. 25 коп. (80% месячного денежного содержания Елагина Н.И.) подлежит вычету трудовая пенсия по старости и доля страховой части трудовой пенсии по старости. Так как размер пенсии за выслугу лет должен быть пересчитан и за прошлое время, т.е. с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года с учетом назначенной и выплаченной ему за этот период доли страховой части трудовой пенсии по старости, такой перерасчет был произведен и излишне выплаченная сумма пенсии за выслугу лет составила 10 973 рубля 94 копейки. Просили указанную сумму взыскать с ответчика.

Представитель Департамента труда и социального развития Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлении, направленном в суд, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик Елагин Н.И. требования не признал и пояснил, что с 2004 года он является получателем пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет. В октябре 2008 года он получил из Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области информационное, которым ему было рекомендовано обратиться в территориальный отдел Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении доли страховой части трудовой пенсии. В письме рекомендовано предварительно получить в управлении социальных выплат Департамента труда и социального развития области документ, подтверждающий факт и дату установления пенсии за выслугу лет в соответствии с законом области от 5 июля 1996 года № 87-03. Он устно проконсультировался в Департаменте, не повлияет ли получение доли страховой части пенсии на размер пенсии за выслугу лет, и только после получения заверений, что этого не произойдет, 19 ноября 2008 года обратился с заявлением в ОПФ РФ в Тарногском районе о назначении доли страховой части пенсии. За документом, подтверждающим факт и дату установления пенсии за выслугу лет, он обращался в управление социальных выплат Департамента труда и социального развития, что свидетельствует о том, что в Департаменте знали о назначении ему доли страховой части пенсии по старости. Доля страховой части трудовой пенсии в соответствии с требованиями ФЗ от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ, ему была назначена за прошлое время - с 1 января 2008 года. Затем он получил письмо Управления социальных выплат Департамента труда и социального развития об удержании с него излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет, и в дальнейшем было удержано 2 500 рублей. После его обращения в Департамент, удержания были прекращены, и сумма 2 500 рублей была ему возвращена. Считал, что в данном случае истец не может ссылаться на положения ст. 1102 ГК РФ и ст.ст. 12 и 16 Закона области от 5 июля 2008 года № 87-03, а должна быть применена ст. 1109 ГК РФ. Полагал, что размер его пенсии изменился не в индивидуальном порядке, поскольку не только ему одному была назначена доля страховой части пенсии. Просил в иске о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет отказать.

Представитель ответчика адвокат Едемская Е.В. исковые требования также не признала, пояснила, что удержания из трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством возможны только в случае установления недобросовестности лица, которому была предоставлена пенсия и счетной ошибки. Недобросовестности в действиях ее доверителя нет, поскольку с заявлением о назначении доли страховой части пенсии он обратился в ноябре 2008 года, в том, что выплата была произведена с 1 января 2008 года, его вины нет, как нет и счетной ошибки. Полагала, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Департаментом труда и социального развития Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. В обоснование указывают прежние доводы.

В возражениях на жалобу Елагин Н.И. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы приходит к следующему.

В своем решении суд правильно указал, что в соответствии с Законом области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» на основании распоряжения Губернатора области от 20 апреля 2004 года № 635-р, Елагин Н.И. является получателем пенсии за выслугу лет. В соответствии со ст. 4 указанного закона, пенсия за выслугу лет исчисляется путем определения разницы между месячным денежным содержанием государственного служащего, начисленным в зависимости от имеющегося стажа и размером пенсии, начисленной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством. Общая сумма пенсии с учетом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом не может превышать 80% месячного денежного содержания, определенного в соответствии со ст. 6 настоящего закона, исходя из размеров должностных окладов, установленных согласно законодательству области. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 500 рублей.

В соответствии со ст. 12 Закона области № 87-03, при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер последней пересчитывается. Перерасчет пенсии за выслугу лет по основаниям, указанным в настоящей статье, производится со дня соответствующего изменения.

В соответствии с п. 10 Положения о реализации закона области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области», утвержденным Постановлением Правительства области от 4 июля 2002 года № 418, изменение размера установленной пенсии за выслугу лет в связи с массовым перерасчетом пенсий производится департаментом труда и социального развития области на основании имеющееся у него базы данных на пенсионеров области, ежемесячно предоставляемой Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области. При изменении размера пенсии в индивидуальном порядке получатель пенсии за выслугу лет обязан известить об этом орган, выплачивающий доплату, представив справку органа, выплачивающего пенсию, о новом размере пенсии.

Судом с достоверностью установлено, подтверждается копией выплатного дела Елагина Н.И., получателя пенсии за выслугу лет, что размер пенсии за выслугу лет при изменении (увеличении) в связи с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, постоянно пересчитывался, при этом ответчик не извещал Департамент труда и социального развития об изменении размера пенсии по старости.

Так, из справки ГУ - Отдела ПФ РФ в Тарногском районе следует, что на основании заявления Елагина Н.И. от 19 ноября 2008 года и в соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Елагину Н.И. с 1 января 2008 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости в размере 757 рублей 13 копеек.

Отказывая Департаменту труда и социального развития Вологодской области в удовлетворении заявленных к Елагину Н.И. требований о взыскании суммы переплаты пенсии за выслугу лет, суд сослался на нормы федерального законодательства.

Однако в данном деле речь идет не о государственном пенсионном обеспечении гражданина.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусматривает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1 и 2 статьи 39).

В силу требований статей 14, 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему гарантируется государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.

Такой федеральный закон о пенсионном обеспечении государственных служащих до настоящего времени не принят.

Действующий Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" норм о пенсиях за выслугу лет гражданским служащим субъекта Российской Федерации не содержит. По смыслу статей 4, 5 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению назначается только федеральным государственным служащим и военнослужащим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение сформулировано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что Закон области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» устанавливает основания, условия назначения пенсии за выслугу лет (в том числе определяет периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет) лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы области и таким образом, имеет целевую направленность, касается компенсационной выплаты неработающим пенсионерам, которая, во-первых, не предусмотрена федеральным законодательством; во-вторых, является дополнительной к установленным федеральным пенсиям для отдельных категорий граждан; в-третьих, выплачивается из средств областного бюджета.

Следовательно, положения закона области о возможности удержания сумм переплаты, не могут рассматриваться как снижающие уровень гарантий прав государственных служащих в области пенсионного обеспечения, поскольку предусмотренная пенсия за выслугу лет является дополнительным обеспечением государственных служащих области, предоставляемой им за счет средств областного бюджета помимо государственной пенсии и не препятствует и не ущемляет права на трудовую пенсию в полном объеме.

При таких обстоятельствах по делу, учитывая, что решение судом постановлено при неправильном толковании нормы права, судебная коллегия полагает возможным отменив решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные Департаментом труда и социального развития Вологодской области к Елагину Н.И. требования о взыскании суммы переплаты пенсии за выслугу лет.

При этом принимается во внимание, что материалы дела судом исследованы с достаточной полнотой, дополнительного сбора доказательств не требуется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тарногского районного суда от 06 июля 2010 года отменить, принять новое решение: удовлетворить иск Департамента труда и социального развития Вологодской области к Елагину Н.И. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет.

Взыскать с Елагина Н.И. в пользу Департамента труда и социального развития Вологодской области излишне выплаченные суммы пенсии за выслугу лет в размере 10 973 рубля 94 копейки.

От уплаты госпошлины Елагина Н.И. освободить.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: Л.И. Билева

И.Н. Король