ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья –Попова Е.В. дело № 33-9819/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Коваленко Е.Н., Сафоновой Л.И.,
при секретаре: Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 05 мая 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования ФИО1 к Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области о предоставлении отпуска, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, сумм невыплаченных премий, ежемесячной надбавки к должностному окладу и компенсации морального вреда – удовлетворить в части.
Обязать Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области предоставить ФИО1 основной оплачиваемый отпуск за 2008-2009 г.г. (35 дней), 2009-2010 г.г. (35 дней), 2010-2011 г.г. (35 дней) в количестве 105 дней и произвести расчет денежных средств, а так же единовременных выплат при предоставлении основного оплачиваемого отпуска за 2009-2010 г.г., 2010-2011 г.г., подлежащих выплате к отпуску в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области ФИО1 компенсацию за неиспользованные 32 дня дополнительных отпусков в размере копейки.
Взыскать с Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области в пользу ФИО1 недоплаченные за 8 месяцев по 30% ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере рублей.
Взыскать с Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области в пользу ФИО1 невыплаченную сумму премии за июнь 2010 год в размере рублей.
Взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере рублей.
В остальной части исковые требования ФИО1 к Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области о предоставлении отпуска, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, сумм невыплаченных премий, ежемесячной надбавки к должностному окладу и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Коваленко Е.Н., объяснения представителя Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области ФИО2, возражения представителя ФИО1 – ФИО3, Судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по образованию и науке администрации Волгоградской области о предоставлении отпуска, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, сумм невыплаченных премий и заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и представителем нанимателя в лице Главы администрации Волгоградской области на основании Постановления Главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Волгоградской области и замещении должности государственной гражданской службы Волгоградской области. ДД.ММ.ГГГГ между ней и представителем нанимателя в лице Главы администрации Волгоградской области на основании Постановления Главы администрации Волгоградской от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен новый служебный контракт №. Согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ она замещает должность заместителя председателя Комитета по образованию администрации Волгоградской области по вопросам дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитательной работы. В реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области должность, замещаемая ею, отнесена к группе «главных» должностей категории «руководители», замещаемых без ограничения срока полномочий. Следовательно, ей должен предоставляться ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а также дополнительный отпуск за выслугу лет – 10 дней, которые при суммировании составляют 45 дней. Кроме того, поскольку ей служебным контрактом установлен ненормированный рабочий день, в соответствии ст. 25 Закона Волгоградской области «О государственной гражданской службе Волгоградской области» ей должен быть предоставлен отпуск в количестве 6 дней. Таким образом, ежегодно ей должен быть предоставлены основной и дополнительные отпуска в количестве 51 дн.. Данные требования закона соблюдены не были. Так за периоды 2008-2009 г.г. ежегодный оплачиваемый основной отпуск ей был предоставлен не в полном объеме, а за периоды 2009-2010 гг., 2010-2011 гг. ни основного, ни дополнительных отпусков предоставлено не было. Компенсация за неиспользованные отпуска не предоставлялась. Заявления с требованием о предоставлении указанных отпусков неоднократно направлялись председателю Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, однако отпуск за указанные периоды предоставлен не был. Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах, направленных на сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти Волгоградской области» было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, замещающим главные государственные должности составляет 120 % должностного оклада. В связи с принятием указанного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ с ней было подписано дополнительное соглашение № к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, которым была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере 120% от оклада (с ДД.ММ.ГГГГ). Однако, Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 951 «О дополнительных мерах, направленных на сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти Волгоградской области» Постановление на основании которого истцу была сокращена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области до 120% было отменено, но размер надбавки не изменился. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени новое соглашение не подписано, а размер надбавки составляет 120% к должностному окладу. Данное дополнительное соглашение подписано к служебному контракту, действие которого уже было прекращено в связи с подписанием с ней ДД.ММ.ГГГГ нового служебного контракта №. Кроме того, в листе ознакомления государственных гражданских служащих Волгоградской области о снижении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области до 120% от оклада основанием указано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было отменено Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 30.07.2010 № 1200. Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени новое соглашение не подписано, а размер надбавки составляет 120% к должностному окладу. Таким образом, ей недоплачено за 8 месяцев по 30% ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области. В соответствии с п. 9 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ей установлено денежное содержание, которое в том числе включает и премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Единственным основанием, когда гражданские служащие к премированию не представляются, в соответствии с п. 3.7 Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка выплаты денежных поощрений государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Волгоградской области и лицу, замещающему государственную должность Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области», является наличие неснятого дисциплинарного взыскания. Дисциплинарных взысканий (на момент премирования в июне 2010 года сотрудников Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области) у нее не имелось. Кроме того, она замещает должность заместителя председателя Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области по вопросам дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитательной работы и выполняет особо важные и сложные задания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства с учетом уточненных исковых требований просила обязать Комитет по образованию и науке администрации Волгоградской области предоставить ей основной оплачиваемый отпуск за 2008-2009 г.г. (35 дней), 2009-2010 г.г. (35 дней), 2010-2011 г.г. (35 дней) в количестве 105 дней и произвести расчет по отпуску в размере копейка; при предоставлении основного оплачиваемого отпуска за 2009-2010 г.г., 2010-2011 г.г. осуществить единовременную выплату в размере рублей; обязать ответчика предоставить ей компенсацию за неиспользованные 32 дней дополнительных отпусков в размере копейки; взыскать с ответчика в ее пользу недоплаченные за 8 месяцев по 30% ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере рублей; невыплаченную сумму премии за июнь 2010 год в размере рублей; компенсацию морального вреда в размере рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Согласно требованиям ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Согласно ст. 126 ТК РФ, часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
В соответствии со ст. 25 Закона Волгоградской области от 08.04.2005 N 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области", гражданскому служащему Волгоградской области предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего Волгоградской области состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим Волгоградской области, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Законом Волгоградской области гражданским служащим Волгоградской области, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, следовательно замене компенсацией подлежат дни отпуска, превышающие 35 дней.
Время ежегодных отпусков оплачивается исходя из денежного содержания гражданского служащего. В связи с тем, что ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает правил расчета размера денежного содержания, сохраняемого на период отпуска, применяются общие правила, установленные для расчета среднего заработка - ст. 139 ТК РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и представителем нанимателя в лице Главы администрации Волгоградской области на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Волгоградской области и замещении должности государственной гражданской службы Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и представителем нанимателя в лице Главы администрации Волгоградской области на основании постановления Главы администрации Волгоградской от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен новый служебный контракт №.
В соответствии с п.п. 5 указанного служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ гражданский служащий имеет права, предусмотренные ст. 14 и другими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 13 и другими положениями Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области».
Согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ истец замещает должность заместителя председателя Комитета по образованию администрации Волгоградской области по вопросам дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитательной работы.
В реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области должность, замещаемая ФИО1, отнесена к группе «главных» должностей категории «руководители», замещаемых без ограничения срока полномочий, следовательно, ей предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а также дополнительный отпуск за выслугу лет – 10 дней, которые при суммировании составляют 45 дней.
Кроме того, поскольку истцу служебным контрактом установлен ненормированный служебный день, то в соответствии ст. 25 Закона Волгоградской области «О государственной гражданской службе Волгоградской области» ей предоставляется отпуск за ненормированный служебный день в количестве 6 дней.
Таким образом, ежегодно ФИО1 должен быть предоставлен основной и дополнительные отпуска в количестве 51 дня.
Однако, данные требования закона со стороны работодателя соблюдены не были.
Как было установлено судом, ФИО1 за периоды 2008-2009 гг. ежегодный оплачиваемый основной отпуск был предоставлен не в полном объеме, а за периоды 2009-2010 гг., 2010-2011 гг. истцу ни основного, ни дополнительных отпусков предоставлено не было. Компенсация за неиспользованные отпуска не предоставлялась, при этом, заявления с требованием о предоставлении указанных отпусков неоднократно направлялись председателю Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика у ФИО1 на момент рассмотрения дела по существу не использован основной оплачиваемый отпуск за 2008-2009 г.г. в количестве 35 дней, 2009-2010 г.г. - 35 дней, 2010-2011 г.г. - 35 дней, а всего - 105 дней.
Также судом установлено, что ФИО1 не предоставлено за 2009-2010 г.г., 2010-2011 г.г. 32 дня дополнительных отпусков. В соблюдении требований ст.126 Трудового кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к Председателю Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области ФИО4 с заявлением о замене части ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией до настоящего времени ответа о компенсации (отказе в компенсации) не предоставлено.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
При таких данных, установив, что у ФИО1 на момент рассмотрения дела по существу не был использован основной оплачиваемый отпуск за спорные периоды общей продолжительностью 105 дней, суд пришел к верному выводу об удовлетворении иска в указанной части.
Кроме этого, учитывая, что ФИО1 не было предоставлено за 2009-2010 г.г., 2010-2011 г.г. 32 дня дополнительных отпусков, суд обоснованно счел подлежащими удовлетворению требования истца в части компенсации за неиспользованные 32 дня дополнительных отпусков в размере копейки.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах, направленных на сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти Волгоградской области» было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, замещающим главные государственные должности составляет 120 % должностного оклада.
Однако, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 951 «О дополнительных мерах, направленных на сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти Волгоградской области» постановление на основании которого истцу была сокращена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области до 120% было отменено, но размер надбавки не изменился.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени новое соглашение между работником и работодателем не подписано, размер надбавки составляет 120% к должностному окладу.
Пунктом 6 Постановления Главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, проходящим государственную гражданскую службу в Администрации Волгоградской области» установлено, что размер надбавки гражданскому служащему может изменяться в течение календарного года по результатам служебной деятельности. Размер надбавки гражданскому служащему может уменьшаться в течение календарного года, но не менее чем до минимального размера, установленного для группы должностей, к которой отнесена замещаемая им должность. Указанным Постановлением, в частности определены случаи, когда размер надбавки может быть изменен в течение года: при изменения условий службы гражданского служащего; при уменьшения объема функций, возлагаемых на гражданского служащего, и (или) сложности выполняемых задач гражданским служащим; при снижения результатов служебной деятельности гражданского служащего.
Судом установлено, что с принятием постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 было подписано дополнительное соглашение № к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, которым была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере 120% от оклада (с ДД.ММ.ГГГГ). Данное дополнительное соглашение подписано к служебному контракту, действие которого уже было прекращено в связи с подписанием ДД.ММ.ГГГГ нового служебного контракта с ФИО1 №.
Решение о снижении размера надбавки оформляется актом представителя нанимателя с указанием причин. Председатель Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, как представитель нанимателя, указанного распоряжения не принимали, до сведения истца кадровым органом под роспись о нем доведено не было, несмотря на то, что такой порядок установлен п. 8 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, по каким основаниям ФИО1 размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы был снижен стороной ответчика не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что работодателем в нарушение вышеуказанного Постановления ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в отношении ФИО1 была снижена необоснованно и правильно возложил на Комитет по образованию обязанность произвести перерасчет с истцом и выплачивать надбавку в соответствии со служебным контрактом – 150%, верно взыскав с ответчика в пользу ФИО1 надбавку за 8 месяцев в размере 30 % к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере рублей.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О денежном содержании государственных гражданских служащих Волгоградской области» государственным гражданским служащим Волгоградской области установлено денежное поощрение. Подпункт «б» указанной нормы предусматривает, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Согласно Приказам Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области и положению о премировании государственных гражданских служащих в июне от ДД.ММ.ГГГГ № установлено выплатить премию в размере ежемесячного денежного содержания.
В соответствии с п. 9 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 установлено денежное содержание, которое в том числе включает и премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Единственным основанием, когда гражданские служащие к премированию не представляются, в соответствии с п. 3.7 Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка выплаты денежных поощрений государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Волгоградской области и лицу, замещающему государственную должность Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области», действовавшему в спорный период, является наличие неснятого дисциплинарного взыскания.
Пункт 3.5. указанного постановления предусматривает, что лицу, замещающему государственную должность, выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется ежемесячно в размере ежемесячного оклада.
Ежемесячное денежное содержание ФИО1 в соответствии со служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ составляет рублей.
Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и приложения к приказу № ФИО1 выплата премии произведена не была.
При этом представителем ответчика суду не представлено доказательств того, что на момент премирования в июне 2010 года сотрудников Комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области у ФИО1 имелись дисциплинарные взыскания.
На основании изложенного судебная коллегия находит верным решение суда в части удовлетворении требований ФИО1 о выплате премии за июнь 2010 г. в размере рублей. Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу приведены судом в решении, не согласиться с выводами суда судебная коллегия оснований не находит.
Вопрос о взыскании компенсации морального вреда судом разрешен верно с учетом требований разумности и справедливости в соответствии с положениями ст.237 ГК РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004г. (в ред. от 28.12.2006г.) «О применении судами Трудового Кодекса РФ».
Решение суда об отказе ФИО1 в иске о взыскании единовременных выплат к предоставляемому ежегодному оплачиваемому отпуску сторонами не обжалуется, в связи с чем, не подлежит проверке судом кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы приводились истцом в судебных заседаниях в обоснование заявленных требований и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не находит, поскольку указанные доводы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемое судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: