ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья- Осадчий Я.А. гражданское дело № 33-9433/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Зарубина А.В.
Судей Козловой Г.Н., Самойловой Н.Г.
При секретаре Абакумовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Л.С. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Волгоградской области об истребовании вклада, возмещении ущерба
по кассационной жалобе Тарасовой Людмилы Спиридоновны
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 июля 2010 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск Тарасовой Людмилы Спиридоновны к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Волгоградской области об истребовании вклада, возмещении ущерба оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловой Г.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА :
Тарасова Л.С. обратилась в суд с иском к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Волгоградской области об истребовании вклада, возмещении ущерба.
В обоснование иска указала, что у нее по состоянию на 20.06.1991 года имелись денежные сбережения, находящиеся на счетах в Волгоградском отделении СБ РФ на определенные суммы в масштабе цен на 1991 год. В связи с проведенной Правительством денежной и другими реформами, денежные средства вкладчика утратили покупательскую стоимость, обесценились.
Истица Тарасова Л.С. считает, указанными действиями государства Российской Федерации его имуществу причины убытки. Просит взыскать солидарно с ответчиков задолженность по вкладу в размере 579 805 рублей 67 копеек.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Тарасова Л.С. просит решение отменить, мотивируя его незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела в пределах доводов изложенных в кассационной жалобе, в соответствии со ст. 347 ч.1 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» № 73-ФЗ от 10.05.1995г. государство гарантирует восстановлении и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами путем помещения денежных средств во вклады в Сберегательный банк и признает их государственным внутренним долгом РФ.
В силу ст. 12 указанного выше закона, восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, виды, условия и формы их обслуживания устанавливаются Федеральным Законом.
В соответствии со ст. 13 этого же закона управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Закон РСФСР от 24.10.1991г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», Федеральный закон РФ № 21-ФЗ от 04.02.1999г. «О базовой стоимости и защите сбережений граждан в РФ», Закон РФ от 12.07.1999г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка РФ и целевые долговые обязательства РФ» также предусматривают индексацию денежных доходов и сбережении граждан, гарантируют их сохранность путем признания сбережений государственным долгом РФ и перевода их в целевые государственные обязательства РФ.
Во исполнение закона РФ от 12.07.1999г. № 162-ФЗ Постановлением Правительства от 29.01.2000г. принято Положение «О переводе государственных ценных бумаг и сертификатов Сбербанка СССР в целевые долговые обязательства РФ», Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. был не определен порядок проведения в 2001г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20.06.1991г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2002г. № 152 утверждены Правила выплаты в 2002г. отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 19.02.2003г. № 117, которым также определена предварительная компенсация по вкладам на 2003г., Постановлением Правительства РФ № 343 от 09.07.2004г. определена выплата компенсации на 2004г. и к Указом Президента РФ от 04.08.1997г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости в российских денежных знаков и масштаба цен» с 01.01.1998г. проведена деноминация рубля.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.87. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики», а также Постановления Совета Министров СССР от 06.70.87. № 1118 «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР» Приказом Председателя Правления Сберегательного банка СССР № 10 от 08.10.87. были упразднены городские и районные центральные сберегательные кассы и образованы городские и районные отделения, филиалы отделений Сберегательного банка СССР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13.07.90. «О государственном банке РСФСР и банках на территории Республики» Российский республиканский банк Сберегательного банка СССР преобразован в Сберегательный банк РСФСР.
В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90. Сбербанк РСФСР был зарегистрирован в качестве юридического лица в виде акционерного общества.
Приказом Центрального банка РСФСР (Банка России) от 21.03.91. № 02-20 установлено, что Акционерный коммерческий Сберегательный банк РСФСР является правопреемником бывшего Сберегательного банка РСФСР.
Сам факт преобразования сберегательных касс в Сбербанк СССР, Сбербанка СССР в Сбербанк РСФСР, Сбербанка РСФСР в акционерный коммерческий Сбербанк РФ никак не повлиял на сохранность и размер сбережений вкладчиков, в том числе и вкладов Тарасовой Л.С.
Все вкладчики, заключившие договор банковского вклада с трудовыми сберегательными кассами (удостоверенный сберегательной книжкой), являются вкладчиками акционерного коммерческого Сбербанка России. Факт того, что заявители не расторгли договор банковского вклада путем закрытия счета в 1990 году, свидетельствует об их добровольном согласии быть клиентом Акционерного коммерческого Сбербанка России.
Установлено, что между Тарасовой Л.С. и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ в лице Волгоградского отделения № 8621 Сбербанка России в 1984, 1991 годах были заключены договора банковского вклада 423068107110033524714 (05557) и 42306810711003350931 (00578216).
Согласно статье 1 Федерального Закона РФ от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения в период до 20 июня 1991 года денежных средств на вклады в Сберегательный Банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые Сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР, Российской республиканский банк Сбербанка ССР, Сбербанка РСФСР).
Закон относит гарантированные сбережения к внутреннему государственному долгу, обеспеченному государственной собственностью и активами, находящимися в распоряжении правительства Российской Федерации. В соответствии с положениями этого Закона указанные сбережения подлежат переводу в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Ценность соответствующих долговых обязательств приравнивается к покупательной способности национальной валюты в 1990 году.
Статья 12 упомянутого Закона предусматривает, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливается соответствующими федеральными законами.
Во исполнение названного Закона был принят ряд законов, компенсирующих вклады граждан, внесенные в Сберегательный банк.
Так, 16 мая 1996 года был принят Указ Президента РФ «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской федерации в сберегательном банке Российской федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах».
3 декабря 1997 года был принят Указ Президента Российской Федерации «Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 677 был утвержден Порядок проведения в 1998 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным Законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года № 533 был утвержден Порядок проведения в 1999 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным Законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000 года № 352 был утвержден Порядок проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным Законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 222 был утвержден Порядок проведения в 2004 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным Законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002
года № 152 были утверждены Правила выплаты в 2002 году отдельным
категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по
вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся
гарантированными сбережениями согласно Федеральному Закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2003 года № 117 были утверждены Правила выплаты в 2003 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному Закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», действие которых было продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 № 80.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 343 были утверждены Правила выплаты в 2004 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному Закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года № 258 были утверждены Правила выплаты в 2005 году отдельным (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному Закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
В соответствии с нормами ст.395 ГК РСФСР (действующей на момент заключения договоров банковского вклада с истцом), ст.834 ГК РФ по договору банковского вклада банк обязуется принять от вкладчика денежную сумму (вклад) и возвратить сумму вклада с причитающимися процентами в соответствии с условиями договора.
Начисление доходов по вкладам граждан происходило с учетом следующих нормативных документов Указа Президента СССР № УП-1708 от 22.03.91. "О компенсациях населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен", согласно которого были произведены компенсационные выплаты путем увеличения на 40 % остатка вклада по состоянию на 01.03.1991 г.
Так, к двум вкладам истца 01.03.91. были открыты 2 компенсационных счета, а на основные счета зачислены по 200 руб.
В соответствии с п.2 Указа Президента СССР № УП-1708 от 22.03.91. право использования вкладчиками денежных средств на спецсчетах было закреплено по истечении 3-х лет. Но в соответствии с Указом Президента РФ № 196 от 27.02.92. с 30.03.92. все ограничения были отменены.
Закона РСФСР № 1799-1 от 24.10.91. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", в соответствии с которым сбережения граждан в Сбербанке РСФСР индексируются банками путем изменения процентных ставок (п.6 ФЗ), источником индексации сбережений граждан в Сбербанке РСФСР являются доходы банка (п.8 ФЗ).
В п.3 Постановления Конституционного Суда РФ № 12-П от 31.05.93. по делу о проверки конституционности Закона РСФСР от 24.10.91. "Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР" и Постановления Верховного Совета РСФСР от 24.10.91. "О порядке введения в действие закона РСФСР "Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР", Постановления 9-го съезда народных депутатов РФ от 27.03.93. "О компенсации и восстановлении сбережений граждан РФ", Указа Президента РФ от 28.03.93. "О защите сбережений граждан РФ" отмечено, что проценты по вкладам граждан в Сберегательном банке в течение 1992-1993 годов повышались трижды, что Правительством совместно с Центральным Банком РФ и Сбербанком РФ предпринимаются конкретные меры, направленные на реализацию требований Закона.
Указом Президента РФ № 2297 от 24.12.93. "О единовременных компенсациях вкладчикам Сбербанка РФ, имевшим вклады на 01.01.92.г, на основании которого в феврале 1994 г. производилась разовая компенсация вкладов путем увеличения остатков на 01.01.92. в 3 раза.
С 1996 года во исполнение ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан "Минфин РФ обеспечивает ежегодное финансирование выплаты предварительной компенсации (компенсации) вкладов определенным категориям граждан РФ.
В настоящее время на основании Постановления Правительства РФ № 1002 от 29.12.07. "О выплате в 2008 году отдельным категориям граждан предварительной компенсации (компенсации) по вкладам... " производится компенсация вкладов в размере их остатков по состоянию на 20.06.91. и дополнительная компенсация вкладов в размере их остатков по состоянию на 20.06.91., принадлежащим гражданам по 1954 год рождения включительно и др. категориям граждан. За данными категориями компенсаций истица по настоящее время не обращалась.
Истица, 1930 года рождения, в 2002 г. получила по всем своим вкладам предварительную компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 152 от 13.03.2002, а в 2003 - дополнительную предварительную компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ №117 от 19.02.03.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно постановил решение об отказе в иске Тарасовой Л.С.
Таким образом, доводы истицы в кассационной жалобе о том, что ее сбережения не компенсированы и не восстановлены, являются неверными и противоречат материалам дела
Доводы жалобы о «самовольном уменьшении денежных средств населения в тысячу раз» также являются необоснованными. Всем доводам кассационной жалобы в решении дана надлежащая правовая оценка со ссылками на действующее законодательство.
Решение судом постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарасовой Людмилы Спиридоновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи