НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 14.06.2011 № 33-1723

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Глушенко Н.О. № 33-1723/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2011 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Переплесниной Е.М.,

судей Степановой Т.Г. и Колбасовой Н.А.,

при секретаре Саврук Ю.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заинтересованного лица на решение Петрозаводского городского суда РК от 22 марта 2011 года по заявлению Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия.

Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., объяснения представителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия Федичевой Н.Ю., действующей на основании доверенности, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия обратилось в суд с заявлением по тем основаниям, что 10.02.2011 г. государственным инспектором труда ему выдано предписание №ХХ об устранении нарушений трудового законодательства. В соответствии с указанным документом заявителю предписано устранить следующие нарушения: 1). нарушение ст. 131.1 ТК РФ, Соглашения между Правительством РК, Союзом промышленников и работодателей и объединением профсоюзов РК - произвести доплату до минимальной заработной платы К.В.., Г.Г.., Г.В.., П.В. Р.Т.. за отработанное время; 2). нарушение ст. 154 ТК РФ - произвести оплату за работу в ночное время в повышенном размере (не менее 20%) К.В.., Г.Г.., Г.В.., П.В.., Р.Т. за фактически отработанное время; 3). нарушение ст.291 ТК РФ - произвести выплату компенсации за неиспользованные отпуска К.В.., Г.Г.., Г.В., П.В.., Р.Т.. за фактически отработанное время; 4). нарушение ст.153 ТК РФ - произвести оплату за работу в праздничный день 09.05.2010 Р.Т.., Г.В..; 12.06.2010 Р.Т.., З.; 04.11.2010 К.В.., Г.В..; 5). нарушение ст. 103 ТК РФ - при работе по графикам сменности графики сменности утверждать работодателем; 6). нарушение ч.1 ст. 67 ТК РФ - выдачу второго экземпляра трудового договора подтверждать подписью работника в получении второго экземпляра трудового договора; 7). нарушение ч. 2 ст. 57 ТК РФ - при заключении срочных трудовых договоров в трудовых договорах указывать обязательные условия трудового договора - основания заключения срочного трудового договора, условия оплаты труда - тарифная ставка (оклад), надбавки, доплаты; 8) нарушение ч. 2 ст. 136 ТК РФ - утвердить форму расчетного листка; 9). нарушение ч. 2 ст. 66 ТК РФ, п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации - вести учет движения трудовых книжек в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек; 10). нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ - установить сроки выплаты заработной платы не реже, чем каждые полмесяца.

Заявитель полагает вынесенное предписание незаконным, нарушающим нормы Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...». Предписание выдано в результате проведенной внеплановой выездной проверки, предметом которой послужил контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В результате проверки были составлены акт от 10.02.2011 и предписание от 10.02.2011. 14.02.2011 государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении №ХХ. Данное предписание основано на акте проверки от 10.02.2011 №ХХ. В соответствии с актом проверка была проведена в отношении несуществующего юридического лица - ... Акт проверки не был подписан уполномоченным представителем юридического лица.

В ходе проведения проверки государственным инспектором труда были запрошены документы за период сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 г., а именно трудовые договоры с К.В.., Г.Г.., Р.Т.., табели учета рабочего времени, ведомости выплаты заработной платы. Запрошенные документы государственному инспектору были представлены. Однако документы по оплате труда за данный период не запрашивались, поэтому выводы инспектора труда о том, что работникам зарплата выплачивалась ниже минимального размера, необоснованны.

В п. 2 предписания указывается на нарушение ст. 154 ТК РФ и необходимость произвести оплату за работу в ночное время в повышенном размере. Однако, в предписании не указано, за какой именно период необходимо произвести доплату работникам.

В предписании указывается на необходимость произвести выплату компенсации за неиспользованный отпуск перечисленным работникам. Однако в предписании не указано, за какой именно период, за какое количество дней неиспользованного отпуска необходимо выплачивать компенсацию. Кроме того, исходя из запрошенных документов, не ясно на основании чего инспектором делается заключение, о том, что указанным работникам не производилась выплата компенсации за неиспользованный отпуск.

Государственным инспектором труда предписано произвести доплату за работу в праздничные дни за 09.05.2010 и 12.06.2010, но для проверки документы за данный период не испрашивались. Заявитель считает недоказанным нарушение ст. 153 ТК. Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и иные документы, устанавливающие режим рабочего времени государственным инспектором не испрашивались, вывод о том, что график сменности не утвержден, ничем не обоснован.

В предписании указано на необходимость утвердить форму расчетного листка. Однако, доказательств того, что данная форма не утверждена работодателем, инспектором не предоставлено. Приказ, которым форма расчетного листка утверждается, инспектором не запрашивался. Государственным инспектором не запрашивались приказы, которыми утверждались графики сменности и форма расчетного листа. Утверждение относительно того, что у заявителя не ведется журнал учета движения трудовых книжек также не находит своего подтверждения, т.к. данный журнал в ходе проверки не запрашивался. Ознакомившись лишь с трудовыми договорами и не изучив коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка, государственный инспектор заключает, что работодателем не установлены сроки выплаты заработной платы.

На основании изложенного Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия просило признать недействительным предписание Государственной инспекции труда в РК от 10.02.2011г. № ХХ.

В судебном заседании представитель заявителя Федичева Н.Ю., действующая на основании доверенности, требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Государственная инспекция труда в Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направила; о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным предписание государственного инспектора труда С.Г. за № ХХ, вынесенное 10.02.2011 года в отношении Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия в части: устранения нарушений ч.2. ст. 16 ТК - утверждении формы расчетного листка; устранения нарушения ч.2 ст. 66 ТК - ведению учета движения трудовых книжек; устранения нарушения ч.6 ст. 136 ТК - установлению сроков выплаты заработной платы. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

С решением суда не согласна Государственная инспекция труда в Республике Карелия в той части, в которой требования заявителя были удовлетворены. В кассационной жалобе просит решение суда отменить в части отмены пунктов 8, 9, 10 предписания №ХХ от 10.02.2011 года. Указывает, что на момент проведения выездной проверки приказ об утверждении формы расчетного листка отсутствовал, что подтверждается отсутствием ознакомления работников с данным приказом. Суд, указав в решении, что у заявителя ведется книга учета движения трудовых книжек, не установил, существуют ли в ней записи о приеме трудовых книжек Г.Г.., Г.В.., П.В.., Р.Т.. и других работников за 2009-2011 годы. Фактически заявителем в нарушение ст.136 ТК РФ производилась выплата заработной платы один раз в месяц в различные дни.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст.357 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в РК была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия. По результатам проверки государственным инспектором труда С.Г. 10.02.2011 года был составлен акт №ХХ о результатах проверки. На основании данного акта председателю Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия П.И. Государственной инспекцией труда в РК выдано предписание №ХХ от 10.02.2011 года, которым инспекция обязывает устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно устранить: 1. нарушение ст.131.1 ТК РФ, Соглашения между Правительством РК, Союзом промышленников и работодателей и объединением профсоюзов РК - произвести доплату до минимальной заработной платы К.В.., Г.Г.., Г.В.., П.В., Р.Т. за отработанное время; 2. нарушение ст. 154 ТК РФ - произвести оплату за работу в ночное время в повышенном размере (не менее 20%) К.В.., Г.Г.., Г.В.., П.В.., Р.Т. за фактически отработанное время; 3. нарушение ст.291 ТК РФ - произвести выплату компенсации за неиспользованные отпуск К.В.., Г.Г.., Г.В., П.В.., Р.Т. за фактически отработанное время; 4. нарушение ст.153 ТК РФ - произвести оплату за работу в праздничный день 09.05.2010 Р.Т.., Г.В..; 12.06.2010 Р.Т.., З.; 04.11.2010 К.В.., Г.В. 5. нарушение ст. 103 ТК РФ - при работе по графикам сменности графики сменности утверждать работодателем; 6. нарушение ч.1 ст. 67 ТК РФ - выдачу второго экземпляра трудового договора подтверждать подписью работника в получении второго экземпляра трудового договора; 7. нарушение ч.2 ст. 57 ТК РФ - при заключении срочных трудовых договоров в трудовых договорах указывать обязательные условия трудового договора - основания заключения срочного трудового договора, условия оплаты труда - тарифная ставка (оклад), надбавки, доплаты.

В указанной части оспариваемое заявителем предписание признано судом законным. В данной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Действительно, установив, что работники К.В.., Г.Г.., Г.В.., П.В.., Р.Т.. работали в Региональном отделении Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия по трудовым договорам в должности вахтеров, размер заработной платы указанных работников был установлен ниже размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Карелия, оплата за работу в ночное время производилась работникам в обычном размере, им не была произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск, не производилась оплата за работу в праздничные дни, графики сменности работодателем не утверждались, нет подписей работников в получении второго экземпляра трудового договора, при заключении срочных трудовых договоров не указаны основания к заключению срочного трудового договора, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований в части оспаривания пунктов 1-7 предписания Государственной инспекцией труда в РК.

Вместе с тем, суд обоснованно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным оспариваемого предписания государственного инспектора труда в части пунктов с 8 по 10.

Так, в пункте 8 оспариваемого предписания на заявителя возложена обязанность устранить нарушение ч.2 ст. 136 ТК РФ, а именно утвердить форму расчетного листка. Согласно ч.2 ст.136 ТК РФ форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Судом установлено, что приказом Председателя Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия б/н от 09.08.2009 года утверждена форма расчетного листка по начислению заработной платы. В материалах дела также имеются расчетные листки работников заявителя. При таких обстоятельствах оснований для возложения на заявителя обязанности утвердить форму расчетного листка у государственного инспектора труда не имелось. Суд правомерно признал незаконным оспариваемое предписание в указанной части.

Пунктом 9 предписания Региональному отделению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия предписано устранить нарушение ч.2 ст.66 ТК РФ, п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, а именно вести учет движения трудовых книжек в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек. В соответствии с актом проверки №ХХ от 10.02.2011 года, явившимся основанием для вынесения оспариваемого предписания, книга учета движения трудовых книжек Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия не ведется.

Установив, что заявителем с 01 августа 2009 года ведется книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, суд обоснованно признал незаконными оспариваемое предписание в указанной части.

Согласно ч.6 ст. 136 ТК заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 10 оспариваемого предписания на заявителя возложена обязанность устранить нарушение ч.6 ст.136 ТК РФ, а именно установить сроки выплаты заработной платы не реже, чем каждые полмесяца.

Учитывая, что приказом Председателя Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия №07 от 01.10.2009 года установлены сроки выплаты заработной платы сотрудникам аппарата регионального отделения (в частности, заработная плата с 1 по 10 число каждого месяца, следующего за расчетным, аванс с 15 по 20 число расчетного месяца), суд правильно признал незаконным оспариваемое предписание в части возложения на заявителя обязанности установить сроки выплаты заработной платы не реже, чем каждые полмесяца. Обязанности производить фактическую выплату заработной платы не реже, чем каждые полмесяца, на заявителя оспариваемым предписанием возложено не было. С учетом изложенного доводы Государственной инспекции труда в Республике Карелия о том, что выплата заработной платы в Региональном отделении Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия производится один раз в месяц, не влияют на правильность постановленного по делу решения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

При разрешении данного дела суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Учитывая, что в абзаце третьем резолютивной части решения суда допущена описка, а именно при указании на признание незаконным предписания государственного инспектора труда в части необходимости утверждения формы расчетного листка, судом неверно приведена ссылка на ч.2 ст.16 ТК вместо правильного «ч.2 ст.136 ТК», судебная коллегия на основании положений ст.200 ГПК РФ считает возможным исправить указанную описку.

Руководствуясь ст.ст. 200, 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Карелия – без удовлетворения.

Устранить описку, допущенную в решении Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 марта 2011 года, а именно:

- в абзаце третьем резолютивной части решения суда вместо неверно указанного «ст.16 ТК» указать правильно «ст.136 ТК».

Председательствующий:

Судьи: