Верховный Суд Республики Алтай Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Председательствующий - Машкова О.И. Дело № 33-297
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 мая 2011 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.
судей - Солоповой И.В., Сумачаковой Н.И.
при секретаре - Тогочаевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам представителя Администрации муниципального образования «Турочакский район» В.В.Осипова и начальника Отдела труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» С.И. Манжосовой на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 14 марта 2011 года, которым
Исковые требования Крачнаковой М.Д., Кодировой Ш.Ш., Зейбель Т.А., Загородневой С.Ф., Коперчак Ю.В., Поломошновой Г.Ю., Квасковой Г.А., Андышевой Л.А. удовлетворены полностью.
Обязан отдел труда и социального развития администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» приобрести и доставить твердое топливо (дрова):
Крачнаковой М.Д., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Кодировой Ш.Ш., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Зейбель Т.А., проживающей по адресу: , в количестве кубометра;
Загородневой С.Ф., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Коперчак Ю.В., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Поломошновой Г.Ю., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Квасковой Г.М., проживающей по адресу: , в количестве кубометров;
Андышевой Л.А., проживающей по адресу: , в количестве кубометров.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крачнакова М.Д., Кодирова Ш.Ш., Зейбель Т.А., Загороднева С.Ф., Коперчак Ю.В., Поломошнова Г.Ю., Кваскова Г.М., Андышева Л.А., обратились в суд с исками к Министерству Финансов РФ, отделу труда и социального развития администрации МО «Турочакский район о взыскании задолженности по обеспечению твердым топливом. На основании данных исковых заявлений были возбуждены гражданские дела № 2-563/2010, № 2-564/2010, № 2-565/2010, № 2-566/2010, № 2-567/2010, № 2-568/2010, № 2-569/2010, № 2-570/2010.
Определением судьи от 01 декабря 2010 года, с учетом мнения истцов, гражданские дела соединены в одно производство.
Исковые требования неоднократно изменялись, окончательно истцы просили обязать отдел труда и социального развития администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» приобрести и доставить твердое топливо (дрова) в количестве куб.м Квасковой Г.М., куб.м Поломошновой Г.Ю., куб.м Коперчак Ю.В., куб.м Загородневой С.Ф., куб.м Зейбель Т.А., куб.м Кодировой Ш.Ш., куб.м Крачнаковой М.Д., куб.м Андышевой Л.А. Исковые требования мотивировали тем, что истцы работают в МОУ ДОД «Турочакский ЦДТ» в качестве педагогов, в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, однако за 2009 год истцам твердое топливо не предоставлено, за 2010 год предоставлено не в полном объеме, в виде денежной компенсации за куб.м дров.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились представитель Администрации МО «Турочакский район» В.В.Осипов и начальник Отдела труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» С.И. Манжосова. В кассационной жалобе В.В.Осипов просит отменить решение, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что в исковом заявлении истцы указали в качестве ответчика Отдел труда и социального развития Администрации Турочакского района МО «Турочакский район», неверно применили нормы материального права в части определения надлежащего ответчика, а судом данный факт не исследован. В соответствии со ст. 15, 17 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления не относится приобретение и доставка твердого топлива педагогическим работникам. Суд не указал норму права, в соответствии с которой на органах местного самоуправления и, как следствие, на структурном подразделении соответствующего органа лежит обязанность по исполнению прав истцов.
В кассационной жалобе начальник Отдела труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» С.И. Манжосова просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в кассационной жалобе Осипова В.В. Кроме того, полагает, что в соответствии с п. 4 ст. 2.2 Устава МО «Турочакский район» в настоящее время МО «Турочакский район» не наделено полномочиями по приобретению и доставке твердого топлива. Ответчик, как получатель бюджетных средств обладает в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ бюджетным полномочием по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, на основании доведенных лимитов. Судом не дана оценка применения положения ст. 4 вышеназванного Закона Республики Алтай. Решение суда об обязании приобрести и доставить твердое топливо без перечисления денежных средств в Отдел труда и социального развития из соответствующих финансовых органов, осуществляющих финансирование данных мер социальной поддержки, не может быть осуществлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя истцов Горохову Е.Ю., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий данные отношения.
Согласно пунктов «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ст. 55 Закона Российской Федерации №3266 от 10.07.1992 года «Об образовании», п. 30 ст. 16 Закона РФ от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» педагогическим работникам предоставлено право на льготы в натуральной форме - на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 1, 3, 4 вышеуказанного Закона РА, предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. Возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м. общей площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
В соответствии со п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23.12.2005 г. органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».
Исходя из вышеизложенных положений федерального и республиканского законодательства следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Из материалов дела усматривается, что перед педагогическими работниками Крачнаковой М.Д., Кодировой Ш.Ш., Зейбель Т.А., Загородневой С.Ф., Коперчак Ю.В., Поломошновой Г.Ю., Квасковой Г.М. Андышевой Л.А. имеется задолженность за недопоставленное топливо за 2009-2010 годы, при этом каждому истцу была выплачена компенсация за топливо за январь-декабрь 2010 года в сумме по (за м3 дров), в 2009 году Отдел труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» меры социальной поддержки в виде поставки твердого топлива не оказывал по причине отсутствия финансовых средств.
Таким образом, судом установлено, что педагогическим работникам, обратившимся в суд с исковыми требованиями, меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Закона Республики Алтай «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», вывод суда первой инстанции о нарушении прав истцов и удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы кассаторов о том, что Отдел труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» является ненадлежащим ответчиком, также как и доводы о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится приобретение и доставка твердого топлива педагогическим работникам, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как указывалось выше, в соответствии с положениями федерального и республиканского законодательства финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета, на них же возлагается обязанность по заключению договоров по объемам твердого топлива.
Не влекут отмены решения суда доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия доведенных лимитов, т.к. право истцов на своевременное получение предоставленных им социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 14 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Администрации муниципального образования «Турочакский район» В.В.Осипова и начальника Отдела труда и социального развития администрации Турочакского района МО «Турочакский район» С.И. Манжосовой - без удовлетворения.
Председательствующий - М.В.Алексина
Судьи - И.В.Солопова, Н.И.Сумачакова
Копия верна: судья