НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 21.10.2010 № 33-2837

Дело № 33 -2837                                             судья Курбатов Н.В.

Стр. 57

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                21 октября 2010 года                                                                                         город Тула

                    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

            председательствующего Федоровой С.Б.,

                судей Луниной Т.Д., Кургановой И.В.,

                    при секретаре Богдановой О.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы Муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 02 июля 2010 года по делу по заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области к принятию на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества линии электропередач д.Тайдаково и регистрации права муниципальной собственности на него.

Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия

установила:

прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просил признать противоречащим закону бездействие администрации Муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области (далее администрацию МО Архангельское), выразившееся в непринятии мер по приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВА) и регистрации на него права муниципальной собственности; обязать администрацию МО Архангельское принять меры к приему в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимого имущества линии электропередач д.Тайдаково и регистрации права муниципальной собственности на него.

Требования прокурора мотивировались тем, что на территории д.Тайдаково муниципального образования Архангельское Ясногорского района расположены линии электропередач, которые на основании протокола №32 заседания правления СПК "<данные изъяты> от 04.02.2008 года были списаны с баланса СПК "<данные изъяты>

После списания линии электропередач председателем СПК ПЗ <данные изъяты> Опалевым В.В. были направлены письма от 08.04.2008 года в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район, главы администрации муниципального образования Архангельское Ясногорского района, которыми они были уведомлены о списании линий электропередач нового поселка 1,4 км ВА 0,4 кв. ЛЭП 0,380 кВ., линии электропередач ул.Зеленая В А 0,4 кВ с баланса СПК ПЗ <данные изъяты> а также о том, что данное имущество является бесхозяйным.

Из переписки между СПК ПЗ <данные изъяты> и администрацией МО Архангельское следует, что 14.04.2009 года проектная документация на бесхозный объект недвижимости линию электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ н.п.Тайдаково, ул.Набережная были переданы главе администрации муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области, однако до настоящего времени администрацией муниципального образования Архангельское меры к принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества и регистрации права на него принято не было.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.225 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", администрация муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области обязано было принять меры к постановке на учет указанной лини электропередач как бесхозяйного имущества и признания на нее права муниципальной собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Парфенов Д.А. заявление прокурора поддержал.

Представитель администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области по доверенности Берников М.А. против удовлетворения требований, заявленных прокурором Ясногорского района Тульской области возражал, мотивировав тем, что отсутствуют документы, подтверждающие, что оспариваемые линии электропередач являются объектом недвижимого имущества. У линий электропередач имеется фактический собственник СПК ПЗ <данные изъяты> которое в установленном законом порядке линию электропередач в эксплуатацию не вводило и право собственности за собой на эту линию не регистрировало.

Представитель    СПК ПЗ "<данные изъяты>    Опалев В.А.    заявленные прокурором требования поддержал, просил их удовлетворить.

Суд решил: исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области, выразившееся в непринятии мер по приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности противоречащим закону.

Обязать администрацию муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области принять меры к приему в муниципальную

собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности.

В кассационной жалобе главы МО Архангельское Ясногорского района Тульской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Михалеву Л.В., представителя администрации МО Архангельское Ясногорского района по доверенности Берникова М.А., возражения председателя СПК ПЗ <данные изъяты> Опалева В.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что СПК ПЗ <данные изъяты> являлось собственником линий электропередач 1,4 км В А 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ, по которым поставлялась электроэнергия для жителей нового поселка д.Тайдаково Ясногорского района Тульской области. Данное обстоятельство подтверждается рабочим проектом инженерных сетей жилого     поселка (новая застройка) н.п. Тайдаково Ясногорского района Тульской области "Электроснабжение-ВЛ-0,38 кВ" разработанного институтом "Тулаагропромпроект" и пояснительной запиской к нему, актом по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок, предназначенных для электроснабжения жилого поселка н.п.Тайдаково между электрическими сетями Тулэнерго и абонентом ТОО <данные изъяты> от октября 1996 года, инвентарной карточкой учета основных средств №512.

Согласно ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Как следует из протокола заседания правления СПК ПЗ <данные изъяты> от 4.02.2008 года, акта №7 от 01.04.2008 года о списании объекта основных средств, линия электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ была списана с баланса СПК ПЗ <данные изъяты> Данные решения были приняты в соответствии с полномочиями, предоставленными правлению СПК ПЗ "<данные изъяты> Уставом СПК ПЗ <данные изъяты>

Впоследствии СПК ПЗ <данные изъяты> неоднократно ставило в известность администрацию МО Ясногорский район Тульской области и администрацию МО Архангельское Ясногорского района Тульской области, ОАО <данные изъяты> о списании с баланса СПК ПЗ "<данные изъяты> указанной линии электропередач и о необходимости принятия указанной линии электропередач на учет как бесхозяйного имущества.

Учитывая изложенное, суд обоснованно признал, что СПК ПЗ <данные изъяты> устранилось от владения, пользования и распоряжения линией электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть отказалось от права собственности на него.

В силу п.1 и п.3 ст.225 ГК РФ определено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной вещью.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным, в соответствии с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Проанализировав положения п.4 и 7 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ от 06.10.2003 года в редакции Федерального закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 года, судом сделан правильный вывод о том, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, что отражено и в п.4 ст.7, подп.1 п.1 ст47 Устава муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области.

В статье 48 Устава также закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ответственность за надлежащее техническое состояние объектов энергоснабжения, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено судом, каких-либо действенных мер по принятию на учет линии электропередач д.Тайдаково как бесхозяйного имущества и обеспечению безопасности объектов энергоснабжения со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени не последовало.

Вместе с тем, дальнейшее бездействие со стороны администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области может вызвать наступление тяжелых последствий и возникновение чрезвычайной ситуации для граждан, проживающих на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм материального закона, установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Ясногорского района Тульской области.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривает.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и по существу сводятся к иной трактовке имеющихся в материалах дела доказательств и комментированию норм закона.

                Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

                решение Ясногорского районного суда Тульской области от 02 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Муниципального образования Архангельское района Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий    <данные изъяты>

Судьи <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>