НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 09.12.2010 № 33-3565

Стр. 13

Дело № 33-3565 судья Крымская С.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2010 года город Тула Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Крыловой Э.Ю., Алдошиной В.В.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Сизовой В.В., Кириловой Л.И., Толоконниковой В.Л. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 02 сентября 2010 года по делу по иску Сизовой В.В., Кириловой Л.И., Толоконниковой В.Л. к Военному комиссариату Тульской области, ФБУ «Управление Московского военного округа», 1839 Военному представительству МО РФ об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года.

Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сизова В.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области, 1839 Военному представительству об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года.

Кирилова Л.И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области, 1839 Военному представительству об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года.

Толоконникова В.Л. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области, 1839 Военному представительству об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от 19 июля 2010 года вышеназванные гражданские дела были объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований истицы указали, что они работают в 1839 Военном представительстве МО РФ на основании трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок с 1839 Военным представительством МО РФ: ФИО1 специалистом 2 категории, ФИО2 специалистом 2 категории, ФИО3 специалистом 1 категории.

Согласно дополнительным соглашениям от 01 декабря 2008 года, заключенным к трудовым договорам в связи с изменением условий оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 года №583, им при наличии соответствующих оснований может начисляться надбавка в соответствии с «Положением о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ».

Приказами начальника 1839 ВП МО РФ за №350 от 25 декабря 2008 года, №20 от 30 января 2009 года, №73 от 30 марта 2009 года, №108 от 30 апреля 2009 года, №356 от 22 декабря 2009 года, №20 от 27 января 2010 года, №44 от 24 февраля 2010 года были установлены дополнительные выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы по результатам работы:

ФИО1 за декабрь 2008 года в сумме ххх рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

ФИО2 за декабрь 2008 года в сумме ххх рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

ФИО3 за декабрь 2008 года в сумме 12900 рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

Однако до настоящего времени денежные средства, предусмотренные вышеуказанными приказами начальника 1839 ВП МО РФ, финансовым органом Военного комиссариата Тульской области им выплачены не были.

В марте 2010 года ими были направлены жалобы в Государственную инспекцию труда Тульской области по данному вопросу. По результатам рассмотрения данной жалобы Государственной инспекцией труда было установлено, что в отношении гражданского персонала 1839 ВП МО РФ нарушены требования ст. 22 ТК РФ. По результатам проверки 1839 ВП МО РФ Государственной инспекцией труда в Тульской области выдано предписание №7-33-10ОБ/16/3 от 28 апреля 2010 года о принятии мер к устранению выявленных нарушений.

Просили обязать 1839 ВП МО РФ и Военный комиссариат Тульской области выполнить предписание Государственной инспекции труда в Тульской области № 7-33-10ОБ/16/3 от 28 апреля 2010 года в части выплаты им надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы, установленный приказами начальника 1839 ВП МО РФ, и взыскать с Военного комиссариата Тульской области невыплаченные суммы надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы, установленные приказами начальника 1839 ВП МО РФ № от 25 декабря 2008 года, № от 30 января 2009 года, № от 30 марта 2009 года, № от 30 апреля 2009 года, № от 22 декабря 2009 года, № от 27 января 2010 года, № от 24 февраля 2010 года в пользу ФИО1 в общей сумме ххх рублей, в пользу ФИО2 – ххх рублей, в пользу ФИО3 – ххх рублей.

В судебном заседании истицы ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просили их удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание допущенный судом к участию в деле в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ представитель истиц ФИО4, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Представитель 1839 ВП МО РФ по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные истицами требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности ФИО6 и привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика ФБУ «Управление Московского военного округа» по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных истицами требований, пояснив, что выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы выплачивается за счет средств экономии фонда оплаты труда и в не входит в размер заработной платы. Выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда не являются обязательной нормой оплаты труда и при планировании годового фонда не учитываются. В соответствии с п. 10 приложения №3 к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, годовой фонд оплаты труда доводится руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

1839 ВП МО РФ военным комиссариатом Тульской области доводится фонд заработной платы на установленный период. В соответствии с выделенным фондом начальник 1839 ВП МО РФ определяет наличие экономии и устанавливает подчиненным работникам выплату стимулирующей надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы. При отсутствии экономии фонда данная выплата не производится.

Исполнить приказы начальника 1839 ВП МО РФ № от 25 декабря 2008 года, № от 30 января 2009 года, № от 30 марта 2009 года, № от 30 апреля 2009 года, № от 22 декабря 2009 года, № от 27 января 2010 года, № от 24 февраля 2010 года было невозможно из-за отсутствия необходимых лимитов бюджетных ассигнований, а также в связи с тем, что данные приказы были изданы при отсутствии официально утвержденного фонда заработной платы гражданского персонала 1839 ВП МО РФ и сведений о размере реальной экономии данного фонда. Кроме того, с учетом доведенных до Военного комиссариата Тульской области лимитов бюджетных обязательств и консолидации распорядителем бюджетных средств – командующим войсками МВО фондов заработной платы всех находящихся на довольствии в военном комиссариате Тульской области учреждений реальный размер экономии фонда заработной платы гражданского персонала 1839 ВП МО РФ за 2008-2009 годы соответствует выплаченным гражданскому персоналу денежным суммам.

Представитель третьего лица - Государственная инспекция труда в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, в представленном суду письме просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд решил:

исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО8 к Военному комиссариату Тульской области, ФБУ «Управление Московского военного округа», 1839 Военному представительству МО РФ об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании невыплаченной надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года - оставить без удовлетворения.

В кассационных жалобах ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела в порядке ч.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения ФИО1, ФИО2, ФИО3, возражения представителей Военного комиссариата Тульской области по доверенностям ФИО6 и ФИО9, представителя ФБУ «Управление Московского военного округа» по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, вопреки доводам кассаторов, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об оставлении без удовлетворения исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Военному комиссариату Тульской области, ФБУ «Управление Московского военного округа», 1839 Военному представительству МО РФ об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда, взыскании невыплаченной надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за период с декабря 2008 года по февраль 2010 года.

Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, подлежащим применению нормам права и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истицы работают в 1839 Военном представительстве МО РФ на основании трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок с 1839 Военным представительством МО РФ, дополнительных соглашений от 01 декабря 2008 года к ним, заключенных истицами и 1839 ВП МО РФ в связи с изменением условий оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 года №583: ФИО1 специалистом 2 категории, ФИО2 специалистом 2 категории, ФИО3 специалистом 1 категории.

Согласно дополнительным соглашениям от 01 декабря 2008 года к трудовым договорам, истицам были установлены должностные оклады: ФИО1 – ххх рублей, ФИО2 – ххх рублей, ФИО3 - ххх рублей.

Кроме того, предусмотрено, что при наличии соответствующих оснований также начисляются: премия в соответствии с «Положением о премировании гражданского персонала 1839 ВП МО за обеспечение выпуска научно-технической продукции высокого качества и высокие достижения в труде»; надбавка в соответствии с «Положением о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ»; ежемесячная надбавка на непрерывный стаж работы в ВС в соответствии с Приказом МО РФ №555 от 10 ноября 2008 года; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с Приказом МО РФ №555 от 10 ноября 2008 года и коллективным договором.

Приказами начальника 1839 ВП МО РФ за №350 от 25 декабря 2008 года, №20 от 30 января 2009 года, №73 от 30 марта 2009 года, №108 от 30 апреля 2009 года, №356 от 22 декабря 2009 года, №20 от 27 января 2010 года, №44 от 24 февраля 2010 года было установлено выплатить по результатам работы надбавку за сложность, напряженность и особый режим работы за счет средств экономии фонда оплаты труда истицам:

ФИО1 за декабрь 2008 года в сумме ххх рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

ФИО2 за декабрь 2008 года в сумме ххх рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

ФИО3 за декабрь 2008 года в сумме ххх рублей, за январь 2009 года – ххх рублей, за февраль и март 2009 года – ххх рублей, за апрель 2009 года – ххх рублей, за декабрь 2009 года – ххх рублей, за январь 2010 года – ххх рублей, за февраль 2010 года в сумме ххх рублей.

    Из указанных выше приказов начальника 1839 ВП МО РФ также следует, что они изданы на основании приказа Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года и Положения о порядке выплаты надбавки за сложность напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ.

    Согласно Положениям о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ, утвержденным начальником 1839 ВП МО РФ от 25 декабря 2008 года, от 29 декабря 2009 года, Положения разработаны на основании приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 и определяют порядок выплаты надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы гражданского персонала военного представительства.

    В п.п. 2, 3 Положений указано, что выплата надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы производится за счет средств экономии фонда оплаты труда. При этом указанная надбавка устанавливается за успешное выполнение задач, стоящих перед военным представительством, с учетом личного вклада работника и результатов его деятельности, и максимальными размерами не ограничивается, но в пределах средств, предусмотренных для данных выплат.

Надбавка за сложность напряженность и особый режим работы, при наличии соответствующих оснований, может устанавливаться работникам по результатам работы за месяц, квартал, год по решению начальника военного представительства. Надбавка за сложность напряженность и особый режим работы устанавливается приказом начальника военного представительства с указанием ее конкретного размера данному работнику (п.п. 5 и 6 Положений).

Приказом Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года, вступившим в силу с 01 декабря 2008 года, утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок), положения о системе оплаты труда, порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинский частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ.

На основании Приказа Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальников (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, возложено:

а) обеспечение установление оплаты труда гражданского персонала в подчиненных бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации;

б) осуществление связанных с реализацией настоящего Приказа расходов на выплату заработной платы гражданскому персоналу подчиненных бюджетных учреждений и воинских частей в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, доведенных на эти цели до получателей бюджетных средств распорядителями средств федерального бюджета;

в) установление руководителям подчиненных бюджетных учреждений и воинских частей из числа гражданского персонала должностных окладов в зависимости от показателей численности, объемов выполняемых работ и других показателей деятельности с включением их размера в трудовой договор; выплат компенсационного характера; показателей, размеров и периодичность выплат стимулирующего характера;

Руководителям бюджетных учреждений предоставлено право утверждать штатные расписания на содержание гражданского персонала (с учетом возможности изменения численности и наименования должностей, предусмотренных штатами бюджетных учреждений) исходя из предназначения и выполняемых функций в пределах утвержденной численности и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

В соответствии с Приложением №3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года №555, определяющим порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, а также воинских частей и иных организаций ВС РФ, бюджетные учреждения и воинские части определяют потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу (далее именуется - годовой фонд оплаты труда), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.

Годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждой целевой статье функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации.

Годовой фонд оплаты труда бюджетных учреждений и воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, рассчитывается отдельно.

Бюджетные учреждения и воинские части в конце года, предшествующего планируемому, составляют расчеты годового фонда оплаты труда по установленному образцу (приложение к настоящему Порядку) и одновременно со сметами доходов и расходов на очередной финансовый год представляют их соответствующему распорядителю средств федерального бюджета.

При расчете годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) штатная (плановая) численность гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей; б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, утвержденных настоящим Приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами; в условиях, отклоняющихся от нормальных; г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год): надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по должностям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, их заместителей и главных бухгалтеров, начальников служб (отделов, отделений, частей) (финансовых) - главных бухгалтеров, начальников отделов (отделений, частей) (финансовых), начальников центров (отделов) социального обеспечения - в размере 12 должностных окладов; надбавка за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда; иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).

Годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму единого социального налога.

Представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Годовой фонд оплаты труда утверждается соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

Бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, годовой фонд оплаты труда доводится руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Контроль за правильностью определения и использования годового фонда оплаты осуществляется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета, а также при проведении ревизий и проверок вопросов финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и воинских частей.

Согласно Положению о военных представительствах Министерства обороны РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ №804 от 11 августа 1995 года, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные представительства имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки и штампы.

Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации.

Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через его заказывающие управления.

В соответствии с Коллективным договором 1839 ВП МО, выплата заработной платы производится через ФЭО Тульского областного военного комиссариата.

    Как установлено судом, Военный комиссариат Тульской области является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестра юридических лиц, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, а также является участником бюджетного процесса федерального уровня и имеет открытые счета в УФК по Тульской области в соответствии с бюджетными полномочиями, что подтверждается письмом УФК по ТО от 20 августа 2010 года, и получателем бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств для Военного комиссариата Тульской области является ФБУ «Управление Московского военного округа».

    1839 ВП МО РФ не является участником бюджетного процесса, юридическим лицом и своего лицевого счета не имеет, состоит на денежном обеспечении в Военном комиссариате Тульской области.

    Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распорядитель бюджетных средств (ФБУ «Управление Московского военного округа») рассматривает, распределяет и утверждает бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств Военному комиссариату Тульской области, как получателю бюджетных средств, включенному в перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.

    Получатель бюджетных средств (Военный комиссариат Тульской области), в свою очередь, принимает от распорядителя (ФБУ «Управление Московского военного округа») и исполняет в пределах доведенных ему лимитов или бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

    Финансовое обеспечение и особенности бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации регулируются Приказом Министра обороны РФ от 07 мая 2008 года № 250 ДСП, которым с 07 сентября 2008 года введено в действие руководство о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в ВС РФ. Настоящее руководство разработано в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

    Данным положением также в соответствии с Бюджетным кодексом РФ установлены права и обязанности распорядителя и получателя.

    Так, командир воинской части (руководитель бюджетного учреждения), являющийся получателем средств, руководит финансово-экономической деятельностью, распоряжается денежными средствами и нефинансовыми активами, подписывает первой подписью денежные и другие документы по хозяйственным операциям, бюджетную, налоговую и статистическую (финансовую) и иную финансовую отчетность и отвечает за своевременное истребование воинской частью денежных средств, в размере реальной потребности.

    Начальник финансового органа (финансово-экономическое отделение ВКТО) получателя (Военный комиссариат Тульской области) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ и настоящим руководством своевременное и правильное истребование средств федерального бюджета на нужды войсковой части и воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение; лично осуществляет расчет потребности в денежных средствах на выплату денежного довольствия (заработной платы) и иных выплат, установленных законодательством РФ, военнослужащим и лицам гражданского персонала.

    Денежные обязательства командир воинской части (руководитель бюджетного учреждения), являющийся получателем средств, и начальник финансового органа получателя средств, исполняют в пределах доведенных ему лимитов или бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

    Согласно п.п. 4, 7, 10, 11 Приложения № 3 к Приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2010 года №555, получатель представляет на утверждение, расчет годового фонда оплаты труда соответствующему распорядителю средств федерального бюджета. Распорядитель средств федерального бюджета проверяет представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда, который может быть уменьшен (увеличен) соответствующим распределителем в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

    Бюджетные учреждения и воинские части, зачисленные на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, и не являющиеся получателями бюджетных средств, годовой фонд оплаты труда рассчитывают отдельно.

    Бюджетные учреждения и воинские части, являющиеся получателями бюджетных средств, в конце года, предшествующего планируемому, составляют расчеты годового фонда оплаты труда по установленному образцу одновременно с расчетами фонда оплаты труда бюджетных учреждений и воинских частей, состоящих у них на финансовом обеспечении, и со сметами доходов и расходов на очередной финансовый год, представляют их соответствующему распорядителю средств федерального бюджета.

    После утверждения годового фонда оплаты труда соответствующий распорядитель бюджетных средств доводит их до подведомственного ему получателя бюджетных средств.

    Руководителем бюджетного учреждения или воинской части, являющимся получателем бюджетных средств, доводится годовой фонд оплаты труда бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на его финансовое обеспечение, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Проанализировав указанные положения законодательства, суд первой инстанции обосновано указал, что Военный комиссариат Тульской области (получатель бюджетных средств от распорядителя ФБУ «Управление Московского военного округа», являющийся довольствующим органом и пределах выделенных (доведенных) ему лимитов бюджетных обязательств имеет право довести (распределить) денежные лимиты на выплату заработной платы всем воинским частям и военным представительствам, состоящим на финансовом обеспечении в Военного комиссариата Тульской области, в размере реальной потребности при уменьшении соответствующим распорядителем представленного на утверждение фонда оплаты труда.

Доводы кассационных жалоб ФИО1, ФИО2, ФИО3 о несостоятельности данных выводов суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального закона.

Также правомерными являются выводы суда первой инстанции о том, что в силу Приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555, утвержденных данным приказом Приложений, а также согласно коллективному договору, заключенному между гражданским персоналом 1839 ВП МО РФ и начальником 1839 ВП МО РФ, изданию начальником 1839 ВП МО РФ приказов о выплате гражданскому персоналу военного представительства денежных средств (надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы) из фонда экономии заработной платы, должно предшествовать утверждение фонда заработной платы распорядителем бюджетных средств, доведение фонда до военного представительства и непосредственно расчет размера фонда экономии.

Вместе с тем как установлено судом первой инстанции, расчет планового фонда заработной платы на декабрь 2008 год гражданского персонала 1839 ВП МО РФ в Военный комиссариат Тульской области не представлялся. Отдельно на декабрь 2008 года плановый фонд заработной платы распорядителем бюджетных средств не утверждался. За 2008 год выплата заработной платы производилась в соответствии с утвержденной сметой и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом закрытие финансового года происходит в последний рабочий день года и бюджетные средства из года в год не передаются.

Согласно имеющемуся в материалах дела акту проверки финансовой и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Тульской области и 1839 ВП МО РФ, проведенной ФГУ МО РФ «4050 ВГ(а)» ВДВ от 30 апреля 2010 года, в декабре экономии фонда оплаты труда гражданского персонала 1839 ВП МО РФ не имелось.

В соответствии с выпиской из расчетно-платежных ведомостей 1839 ВП МО РФ, за декабрь 2008 года была начислена и выплачена заработная плата ФИО1 в сумме ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на декабрь 2008 года на ФИО1 составил ххх рублей), ФИО2 – ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на декабрь 2008 года на ФИО2 составил ххх рублей), ФИО3 – ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на декабрь 2008 года на ФИО3 составил ххх рублей).

Начисление и выплата надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы в соответствии с приказом начальника 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года в 2008 году не производились.

Расчет планового фонда заработной платы на 2009 год гражданского персонала 1839 ВП МО РФ поступил из данного военного представительства в Военный комиссариат Тульской области 24 декабря 2008 года, в котором указано на штатную численность 52 человека с годовым фондом оплаты труда в размере ххх рублей (плановый годовой фонд оплаты труда рассчитан для ФИО1 в сумме ххх рублей, для ФИО2 – ххх рублей, для ФИО3 – ххх рублей). Данный расчет с указание фонда оплаты труда в размере ххх рублей со штатом в количестве 52 человек был включен в сводный расчет планового фонда заработной платы на 2009 год и представлен на утверждение распорядителю - ФЭУ МВО.

В сводном расчете фонда заработной платы гражданского персонала на 2009 год, представленным Военным комиссариатом Тульской области в ФЭУ МВО, указано на плановую численность всех работников (в том числе и 1839 ВП МО РФ) – 1186 человек, годовой фонд оплаты труда для всех работников (в том числе и 1839 ВП МО РФ) – ххх тыс. рублей (без учета ЕДВ на 9 месяцев ФЗП составил – ххх тыс. рублей).

Однако распорядителем бюджетных средств – Командующим войсками МВО – сводный фонд заработной платы гражданского персонала для Военного комиссариата Тульской области и всех зачисленных на его довольствие учреждений был утвержден 24 марта 2009 года на январь-сентябрь 2009 года и 17 апреля 2009 года получен Военным комиссариатом Тульской области.

Из утвержденного Командующим войсками МВО сводного фонда заработной платы гражданского персонала для Военного комиссариата Тульской области и всех зачисленных на его довольствие учреждений следует, что контрольная сумма фонда оплаты была установлена в размере ххх тыс. рублей по предельной списочной численности – 1043 человека. Данные цифры были подтверждены заместителем командующего войсками МВО по финансово-экономической работе согласно приобщенной к материалам дела копии Приложения к Директиве командующего войсками МВО «Об утверждении контрольных сумм фондов заработной платы с учетом предельной численности гражданского персонала воинских частей и организаций МВО, содержащегося за счет средств федерального бюджета на январь-сентябрь 2009 года».

Таким образом, распорядителем бюджетных средств – командующим войсками МВО – плановый фонд заработной платы на 2009 год был утвержден на период с января по сентябрь, и уменьшен.

Утверждение планового фонда заработной платы конкретному военному представительству, как и другим организациям, состоящим на финансовом обеспечении в Военном комиссариате Тульской области, производилось распорядителем средств федерального бюджета исходя из общей численности гражданского персонала и суммы утвержденных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала.

Отдельно для 1839 ВП МО РФ фонд заработной платы гражданского персонала распорядителем бюджетных средств – Командующим войсками МВО – не утверждался.

Фонд заработной платы для всех военных представительств, состоящих на финансовом обеспечении ВКТО, в том числе отдельно и для 1839 ВП МО РФ, был утвержден Военным комиссариатом Тульской области 24 апреля 2009 года в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств в соответствии с п. 9 Приложения 3 к Приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 в редакции, действующей до 05 мая 2009 года, согласно которому бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, годовой фонд оплаты труда утверждается руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Указанный фонд был доведен до 1839 ВП МО РФ 25 мая 2009 года (исх. № ФС/117), получен 1839 ВП МО РФ 18 июня2009 года.

На январь-сентябрь 2009 года 1839 ВП МО РФ данный фонд был утвержден в сумме ххх рублей, что составляет ххх рублей в месяц. Соответственно, годовой плановый фонд заработной платы без учета ЕДВ за 2009 год для ВП 1839 составит ххх рублей (ххх х12 мес).

Согласно имеющейся в материалах дела документации, годовой фонд заработной платы гражданскому персоналу на 2009 год 1839 ВП МО РФ утвержден в сумме ххх тысяч рублей (ххх рублей + ххх. рублей ЕДВ), что соответствует начисленной заработной плате. В декабре 2009 года работникам ВП 1839 произведена выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2009 год.

Из акта проверки финансовой и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Тульской области и 1839 ВП МО РФ, проведенной ФГУ МО РФ «4050 ВГ(а)» ВДВ от 30 апреля 2010 года, следует, что объем экономии за 2008, 2009 годы в 1839 ВП МО РФ составил ххх. рублей (расчет экономии фонда заработной платы с учетом перерасхода по состоянию на 01 января 2009 года по 01 декабря 2009 года представителями 1839 ВП МО РФ (исх. №1298 от 23 декабря 2009 года) составил ххх.рублей), что соответствует размерам реально выплаченных Военным комиссариатом Тульской области работникам 1839 ВП МО РФ денежных средств в качестве надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы.

Выплата гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы за счет средств экономии фонда оплаты труда произведена в августе 2009 года в сумме ххх. рублей, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью за август 2009 года 1839 ВП МО РФ, приказом начальника 1839 ВП МО № 208 от 21 августа 2009 года, из которых следует, что в августе 2009 года была выплачена надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы ФИО1 в сумме ххх рублей, ФИО2, - ххх рублей, ФИО3 – ххх рублей, что не оспаривалось истицами в ходе судебного разбирательства по делу.

Кроме того, в соответствии с выпиской из расчетно-платежных ведомостей 1839 ВП МО РФ за январь-декабрь 2009 года, за указанный период была начислена и выплачена заработная плата ФИО1 в сумме ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на 2009 год на ФИО1 составил ххх рублей), ФИО2 – ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на 2009 год на ФИО2 составил ххх рублей), ФИО3 – ххх рублей (плановый фонд оплаты труда на 2009 год на ФИО3 составил ххх рублей).

Начисление и выплата надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы в соответствии с приказами начальника 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года, № 20 от 30 января 2009 года, № 73 от 30 марта 2009 года, № 108 от 30 апреля 2009 года, № 356 от 22 декабря 2009 года, в 2008-2009 годах не производились.

Согласно расчету планового фонда заработной платы на 2010 год гражданского персонала 1839 ВП МО РФ, в нем военным представительством 1839 МО РФ указано на штатную численность 52 человека с годовым фондом оплаты труда в размере ххх рублей (плановый годовой фонд оплаты труда за январь-февраль 2010 года для ФИО1 рассчитан в сумме ххх рублей, для ФИО2 – ххх рублей, для ФИО3 – ххх рублей). Данный расчет с указанными цифрами был включен в сводный расчет фонда заработной платы гражданского персонала Военного комиссариата Тульской области на 2010 год, несмотря на то, что расчет планового фонда заработной платы ВП 1839 на 2010 год был представлен военным представительством для утверждения с завышенными должностными окладами, не соответствующими установленным на день составления расчета, также были завышены надбавки к должностным окладам за вредные условия труда.

На 2010 год сводный расчет планового фонда заработной платы гражданскому персоналу Военным комиссариатом Тульской области был представлен на утверждение в ФЭУ управление Московского военного округа в сумме ххх рублей, штатной численностью 1335 человек, плановой численностью 1279 человек. Без учета выплаты ЕДВ за 2010 год, плановая сумма в месяц составила ххх рублей.

Директивой командующего войсками Московского военного округа от 17 марта 2010 года № Д-1 утверждены контрольная сумма и предельная численность гражданского персонала только на январь-март 2010 года. Утверждена штатная численность – 1335 человек, фактическая – 1258 человек. Контрольная сумма фонда заработной платы на январь-март 2010 года – ххх рублей (с учетом ЕДВ за 2009 год в сумме ххх рублей). Соответственно, контрольная сумма фонда заработной платы в месяц составляет ххх рублей, вместо плановой – ххх рублей.

Плановый фонд заработной платы гражданского персонала на 1 квартал 2010 года воинским организациям, состоящим на финансовом обеспечении в Военном комиссариате Тульской области, доведен до них после утверждения фонда оплаты труда ФЭУ МВО – основным распорядителем бюджетных средств.

В частности, Военным комиссариатом Тульской области письмом от 26.04.2010 года до 1839 ВП МО РФ доведены сведения утвержденного фонда заработной платы гражданского персонала военного представительства на 1 квартал 2010 года, исходя из объема доведенных лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета на оплату труда и утвержденного планового фонда заработной платы на 1 квартал 2010 года в сумме ххх рублей.

Согласно выписке из расчетно-платежных ведомостей 1839 ВП МО РФ за январь-март 2010 года, гражданскому персоналу указанного военного представительства была выплачена заработная плата в общей сумме ххх рублей.

При этом надбавка за сложность, напряженность и особые условия работы не начислялась и не выплачивалась, в том числе и истцу, что подтверждается также и выписками из расчетно-платежных ведомостей 1839 ВП за январь 2010 года и за февраль 2010 года.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных неиспользованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ, и при этом истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер реально выплаченных Военным комиссариатом Тульской области работникам 1839 ВП МО РФ, в том числе и истицам, денежных средств в качестве надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы, за оспариваемый период, соответствует размеру доведенных до Военного комиссариата Тульской области довольствующим органом лимитов.

Лимиты бюджетных обязательств, необходимые для выплаты гражданскому персоналу 1839 ВП МО РФ денежных средств, в большем объеме, Военному комиссариату Тульской области довольствующим органом доведены не были, в связи с чем реальной возможности исполнить изданные начальником 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года, № 20 от 30 января 2009 года, № 73 от 30 марта 2009 года, № 108 от 30 апреля 2009 года, №356 от 22 декабря 2009 года, № 20 от 27 января 2010 года, № 44 от 24 февраля 2010 года, у должностных лиц Военного комиссариата Тульской области не имелось.

Приказы же начальника 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года, № 20 от 30 января 2009 года, № 73 от 30 марта 2009 года, № 108 от 30 апреля 2009 года, № 356 от 22 декабря 2009 года, № 20 от 27 января 2010 года, № 44 от 24 февраля 2010 года были приняты данным должностным лицом при отсутствии какой-либо официальной информации о размере фонда заработной платы гражданского персонала данного военного представительства и размере его экономии, что не отрицали истицы в судебном заседании, то есть преждевременно и необоснованно, что привело к искусственному завышению утвержденного полномочным лицом фонда заработной платы, а перерасход или незаконное расходование годового фонда оплаты труда, не допускается.

Несвоевременное же утверждение командующим войсками МВО фонда заработной платы гражданского персонала для Военного комиссариата Тульской области и всех состоящих на его довольствии учреждений, не могло служить для начальника военного представительства основанием для самовольного расчета экономии данного фонда и издания приказов о расходовании экономии средств, поскольку указанное не входит в его полномочия.

Выводы суда подробно мотивированы в постановленном по делу решении и судебная коллегия находит их правильными.

Указание в кассационных жалобах на неполноту представленных ответчиком и исследованных судом доказательств не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку судом с учетом доводов и возражений сторон были исследованы необходимые для разрешения дела доказательства и решение суда основано на этих доказательствах.

Кроме того, разрешая заявленные истцами требования, суд обосновано принял во внимание и то обстоятельство, что согласно имеющемуся в материалах дела акту проверки финансовой и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Тульской области и 1839 ВП МО РФ, проведенной ФГУ МО РФ «4050 ВГ(а)» ВДВ от 30 апреля 2010 года, в 2008-2010 годах фактов расходования денежных средств из фонда экономии 1839 ВП МО РФ не на нужды данного военного представительства, не имелось.

Установив вышеизложенные обстоятельства, проанализировав нормы законодательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований истиц о возложении на Военный комиссариат Тульской области обязанности выплатить им надбавку за сложность, напряженность и особый режим работы на основании приказов начальника 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года, № 20 от 30 января 2009 года, № 73 от 30 марта 2009 года, № 108 от 30 апреля 2009 года, № 356 от 22 декабря 2009 года, № 20 от 27 января 2010 года, № 44 от 24 февраля 2010 года.

Также обоснованным и мотивированным судебная коллегия находит и выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца об обязании 1839 ВП МО РФ и Военного комиссариата Тульской области выполнить предписания № 7-33-10-ОБ/16/3 от 28 апреля 2010 года Государственной инспекции труда в Тульской области в части выплаты им надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы согласно приказам начальника 1839 ВП МО РФ за № 350 от 25 декабря 2008 года, № 20 от 30 января 2009 года, № 73 от 30 марта 2009 года, № 108 от 30 апреля 2009 года, № 356 от 22 декабря 2009 года, № 20 от 27 января 2010 года, № 44 от 24 февраля 2010 года, с оценкой и выводами суда первой инстанции в этой части соглашается и судебная коллегия.

Ссылка в кассационных жалобах на положения ст.357 ТК РФ об обязательности предписаний Государственных инспекторов труда при установленных судом обстоятельствах не имеет правового значения.

Доводы жалоб о нарушении судом норм процессуального закона, поскольку к участию в деле не привлекалось ФБУ «Управление Московского военного округа» не соответствует фактическим обстоятельствам, указанное учреждение было привлечено к участию в деле в качестве соответчика и в рассмотрении дела принимал участие представитель данного учреждения по доверенности (т.2 л.д. 5).

Иные приведенные в кассационных жалобах доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

    Вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований истиц основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения. Основания для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

    Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые ссылается кассатор, судом не допущено.

        С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Центрального районного суда г.Тулы от 02 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО8 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи