НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 № 88А-8554/20

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-8554/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 27 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Жидковой О.В., Зеленского А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 9 сентября 2019 года (№ 2а-556/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года (№ 33а-4688/2019) по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Сампо» об оспаривании бездействия администрации Прионежского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Татарчук Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, и представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Сампо» Коржука А.А., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) «Сампо» обратилось в Прионежский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по тем основаниям, что от станции Орзега к СНТ «Сампо», а также к соседним СНТ «Эфир», «Здоровье, «Скороход» ведет автомобильная дорога, являющаяся бесхозяйной дорогой общего пользования, которую административный ответчик в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, обязан поставить на учет как бесхозяйную и по истечении года после постановки на такой учет обратиться с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект. Полагая не совершение данных действий незаконным и нарушающим его права, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района (далее также - администрация), выраженное в не включении указанной дороги в реестр имущества Прионежского муниципального района, обязать администрацию выполнить работы по оформлению данной дороги в муниципальную собственность.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», администрация Деревянского сельского поселения, КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия, ООО «Приоритет».

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 9 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года, административный иск СНТ «Сампо» оставлен без удовлетворения.

В кассационной жалобе на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 9 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и с выводами, не соответствующими обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.

Судами установлено, что решением исполнительного комитета Прионежского районного Совета народных депутатов от 20 августа 1991 года № 561 из состава земель Гослесфонда в кварталах 50, 58 лесов 1 группы Орзегского лесничества Петрозаводского мехлесхоза изъят земельный участок площадью 32,47 га (в том числе 1,46 га для строительства дороги в квартале 58 выделы 2, 3, 4, 11) и предоставлен во владение СНТ «Сампо» для садоводства, строительства дорог и пожарных подъездов, а также утвержден проект организации территории СНТ «Сампо» и зарегистрирован его устав.

К СНТ «Сампо» ведут две автомобильные дороги, в том числе и автомобильная дорога от станции Орзега частично, согласно информации из Государственного лесного реестра, пролегающая по территории лесных кварталов 58 (выдел 12), 59 (выдел 13), 60 (выдел 26) Орзегского лесничества, находящихся в собственности Российской Федерации.

Полагая, что автомобильная дорога от станции Орзега к СНТ «Сампо» является бесхозяйной дорогой, СНТ «Сампо» неоднократно обращалось в органы государственной власти и местного самоуправления с требованием принятия ее в муниципальную собственность, в чем ему было отказано.

Полагая, что бездействие административного ответчика по непринятию бесхозяйной автомобильной дороги от станции к СНТ «Сампо» в муниципальную собственность нарушает права членов СНТ «Сампо» на безопасный проезд по указанной дороге, административный истец обратился с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных СНТ «Сампо» административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорная автомобильная дорога не является бесхозяйной, в силу чего она не может быть принята в муниципальную собственность в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции нашел выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах определено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Согласно части 2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (часть 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии с частью 10 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества (пункт 12 Порядка).

Из материалов дела следует, что спорная автомобильная дорога не включена в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Вместе с тем, судами установлено, что спорная автомобильная дорога включает в себя автомобильную дорогу, проходящую по территории населенного пункта - станция Орзега Деревянского сельского поселения, включенную в реестр муниципального имущества Деревянского сельского поселения; лесную дорогу, проходящую по территории лесных кварталов 58 (выдел 12), 59 (выдел 13), 60 (выдел 26) Орзегского лесничества, находящихся в собственности Российской Федерации; проезд от лесной дороги к СНТ «Сампо», проходящий по территории лесного квартала 58 (выдела 2, 3, 4, 11), переданный во владение СНТ «Сампо».

С учетом установленных судами обстоятельств, спорная автомобильная дорога не является бесхозяйной автомобильной дорогой и не может быть принята в муниципальную собственность по основаниям, предусмотренным статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядком, следовательно, бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке спорной автомобильной дороги на учет как бесхозяйной недвижимой вещи, не может быть признано незаконным.

Доводы Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия о невозможности отнесения лесной дороги к федеральной собственности в связи с не включением таких дорог в перечень автомобильных дорог федерального значения правильно были оценены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статья 13 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1).

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4).

Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в котором указана и лесная дорога как объект лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В силу пункта 4.1 «СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги.

Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах.

Пункт 7.2 указанного свода правил устанавливает, что лесные дороги являются автомобильными дорогами необщего пользования, основным видом транспорта на которых являются специализированные лесовозные автопоезда, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Судами установлено, что по договору аренды лесного участка от 7 декабря 2007 года лесные участки, расположенные, в том числе в кварталах 58-60 Орзегского лесничества, переданы с целью заготовки древесины в аренду ООО «Приоритет» до 6 декабря 2031 года.

Спорная автомобильная дорога от станции Орзега до СНТ «Сампо» (проходящая по территории лесных кварталов 58 (выдел 12), 59 (выдел 13), 60 (выдел 26) Орзегского лесничества) включает в себя лесную дорогу необщего пользования, являющуюся объектом лесной инфраструктуры и находящуюся в собственности Российской Федерации.

Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

оставить решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 9 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года без изменения, кассационную жалобу Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи