ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-8383/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 25 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Корнюшенкова Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Псковской таможни на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года (№ 2а-2623/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года (№ 33а-1694/2021) по административному исковому заявлению Слепнева Виталия Федоровича к Псковской таможне о признании незаконным уведомления о не уплаченных в установленный законом срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителей Псковской таможни Корельского А.В. и Араповой И.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителей Слепнева В.Ф. Ревтюк А.В. и Осинцевой Я.А., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Слепнев В.Ф. обратился в суд с административным иском к Псковской таможне о признании незаконным Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 5 марта 2021 года №, обязании возвратить денежные средства, уплаченные по Уведомлению. В обоснование заявленных требований указал, что 10 марта 2020 года прибыл на территорию Российской Федерации на гражданском воздушном судне «Сеssnа 525», серийный №, государственный регистрационный знак № и подал в Псковскую таможню пассажирскую таможенную декларацию №. 5 марта 2021 года Псковская таможня направила в адрес Слепнева В.Ф. Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №, которым на Слепнева В.Ф. возложена обязанность по уплате таможенных пошлин в размере 20 499 794 рублей 63 копейки. Сумма таможенных платежей уплачена в полном объеме.
Ссылаясь на пункт 16 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и подпункт 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации полагал данное уведомление незаконным, поскольку указанные нормы предусматривают освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ воздушных судов при условии предоставления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, что при декларировании Слепневым В.Ф. соблюдено.
Считая свои права нарушенными, Слепнев В.Ф. просил суд признать незаконным уведомление и обязать Псковскую таможню возвратить уплаченные денежные средства.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года, административный иск Слепнева В.Ф. удовлетворен. Уведомление Псковской таможни о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 5 марта 2021 года № признано незаконным. Постановлено вернуть Слепневу В.Ф. денежные средства, уплаченные по вышеуказанному Уведомлению.
В кассационной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 23 марта 2022 года, Псковская таможня ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 10 марта 2020 года Слепнев В.Ф. прибыл на территорию Российской Федерации в город Псков из Эстонии на гражданском воздушном судне «Сеssnа 525», серийный №, государственный регистрационный знак №.
10 марта 2020 года Слепневым В.Ф. в Псковскую таможню подана пассажирская таможенная декларация №, а также предоставлено свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 18 февраля 2020 года № в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В ходе таможенного контроля нарушений не выявлено, воздушное судно выпущено в свободное обращение по пассажирской таможенной декларации №, таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, составили ноль рублей.
По итогам проверки документов и сведений выпуска товаров и (или) транспортных средств, таможенный орган пришел к выводу о том, что предоставление льготы по уплате НДС при расчете суммы подлежащей уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа по пассажирской таможенной декларации №, является неправомерным.
В связи с чем 5 марта 2021 года Псковская таможня в адрес Слепнева В.Ф. направила уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №, согласно которому начислены таможенные платежи по коду 6020 в размере 19 580 075 рублей, срок исполнения обязанности по уплате ДД.ММ.ГГГГ, по коду 6021 в размере 919 719 рублей 63 копейки, а всего на сумму 20 499 794 рублей 63 копейки.
Разрешая заявленные требования и признавая Уведомление таможенного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в совокупный таможенный платеж, подлежащий уплате при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС воздушных судов для личного пользования, включается НДС, освобождение от уплаты которого в соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляется в случае регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; воздушное судно, ввезенное Слепневым В.Ф., зарегистрировано в названном реестре, в таможенный орган представлено свидетельство о государственной регистрации воздушного суда, соответственно, оснований для начисления НДС не имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, а также их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (часть 1 статьи 1 ТК ЕАЭС).
К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы (часть 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Согласно части 2 статьи 46 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы и глав 7-11 настоящего Кодекса применяются в случаях, предусмотренных главой 37 настоящего Кодекса.
Глава 37 ТК ЕАЭС определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В силу части 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической комиссией (далее Комиссия) (часть 2 статьи 266 ТК ЕАЭС).
Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определены в приложении № 2 Решения Комиссии № 107.
Согласно приложению № 2 Решения Комиссии № 107 при ввозе воздушных судов для личного пользования уплате подлежат таможенные пошлины и налоги в виде совокупного таможенного платежа.
В пункте 39 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано определение понятия «таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» - сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса.
Статья 53 ТК ЕАЭС предусматривает, что для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (часть 2); для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате (часть 4).
Согласно части 16 статьи 266 ТК ЕАЭС сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленной суммы таможенных пошлин и исчисленных сумм налогов. Исчисление суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится следующими способами:
1) исчисление суммы таможенных пошлин производится путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин;
2) исчисление сумм налогов производится в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.
Исходя из приведенных выше правовых норм, в случае ввоза на территорию Союза воздушного судна для личного пользования уплате подлежит совокупный таможенный платеж, включающий в себя налоги, исчисляемые в соответствии с законодательством государства-члена Союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.
Налогоплательщиками НДС признаются лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (часть 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 4 части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
В частности, пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В связи с тем, что при ввозе воздушного судна Слепнев В.Ф. предоставил в таможенный орган свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 18 февраля 2020 года № 8668 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, он имеет право на освобождение от уплаты НДС.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что начисление таможенным органом НДС по ставке 20 процентов в рассматриваемом случае нельзя признать законным и обоснованным.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года без изменения, кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 июня 2022 года.