НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2020 № 88А-15809/20

Дело № 88а-15809/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 июня 2020 года по административному делу № 2а-146/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – УФНС по Республике Карелия), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия (МИФНС № 9 по Республике Карелия) об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

В обоснование исковых требований указано, что в мае 2012 года по результатам розыгрыша, состоявшегося в магазине «Магнит», она выиграла автомобиль CHERY А13 стоимостью 355 999 руб., уплатила за него налог на доходы физических лиц по ставке 35 процентов. В 2020 году после просмотра телевизионных новостей ей стало известно о том, что налог на выигрыш в лотерею составляет 13 процентов. Обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате ей излишне уплаченной суммы налога в размере 74 440 рублей, в чем ей было отказано. С решением налогового органа не согласна, в связи с чем просит обязать МИФНС № 9 по Республике Карелия вернуть излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере 77 440 рублей.

Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Налог на доходы физических лиц установлен главой 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 224 НК РФ).

Абзац третий пункта 2 статьи 224 НК РФ предусматривает, что налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса.

Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно производят исчисление и уплату налога исходя из сумм таких выигрышей (подпункт 5 пункта 1, пункт 2 статьи 228 НК РФ).

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной магазином «Магнит» рекламной акции в 2012 оду. ФИО1 стала обладателем приза в виде автомобиля CHERY А13 стоимостью 355 999 рублей.

22 апреля 2013 года ФИО1 подала налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 год, исчислив налог от выигрыша автомобиля CHERY А13 стоимостью 355 999 рублей по ставке 35 процентов, и произведя уплату налога 27 июня 2013 года в размере 50 000 рублей и 12 июля 2013 года - 73 200 рублей. Уточненной налоговой декларации за 2012 год ФИО1 не подавала.

14 января 2020 года ФИО1 обратилась в МИФНС России № 9 по Республике Карелия за возвратом излишне уплаченного за 2012 год НДФЛ в сумме 74 440 рублей, указав на ошибочность исчисления налога от выигрыша по ставке 35 процентов вместо необходимой ставки – 13 процентов.

Сообщением от 14 января 2020 года ФИО1 проинформирована МИФНС России № 9 по Республике Карелия об отказе в возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ в размере 74 440 рублей в связи с отсутствием переплаты по налогу.

Не согласившись с отказом в возврате суммы излишне уплаченного налога, 23 января 2020 года ФИО1 обратилась в суд с административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из установленного факта отсутствия у налогоплательщика переплаты по НДФЛ за 2012 год.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (в редакции, действовавшей в 2012 г.) устанавливала, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

При этом согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержку интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что порядок налогообложения полученного приза зависит от того, в какой лотерее физическое лицо выиграло автомобиль.

Выигрыш в лотерее, основанной на риске, облагается по ставке 13 процентов, выигрыш в стимулирующей лотерее, проведенной в рекламных целях, облагается налогом по ставке 35 процентов.

Из пояснений административного истца, имеющихся в материалах дела документах, следует, что автомобиль CHERY А13 стоимостью 355 999 рублей был разыгран в ходе проведения стимулирующей лотереи в рекламных целях, что в силу абзаца третьего пункта 2 статьи 224 НК РФ предусматривает начисление НДФЛ по ставке 35 процентов.

Следовательно, ФИО1 налог с выигрыша в стимулирующей лотерее - автомобиля CHERY А13 правомерно исчислен из ставки 35 процентов, переплаты по НДФЛ за 2012 год не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 июня 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 28 октября 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: