НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2021 № 88А-6087/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-6087/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» на решение Вологодского областного суда от 09 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Биоэнергетика» об оспаривании приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года №267 «Об утверждении калькуляции затрат с целью исчисления неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год»

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении решения Вологодского областного суда от 09 июля 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 ноября 2020 года без изменения, судебная коллегия,

установила:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) в соответствии с пунктом 1.1. Положения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года №1108, является органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 утверждена калькуляция затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли- продажи лесных насаждений на 2019 год (далее - приказ Департамента от 26 февраля 2019 года №267, Приказ).

Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.ru, опубликован в областной газете «Красный Север», №23 от 05 марта 2019 года.

ООО «Биоэнергетика» являющийся арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины и субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, обратилось в суд с уточненными исковыми требованиями о признании недействующим приказа Департамента от 26 февраля 2019 года № 267, указывая, что приказ Департамента от 26 февраля 2019 года № 267 применен к обществу при расчете неустойки за нарушение условий договора аренды в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предъявленной ответчиком в рамках арбитражного дела. Полагают, что оспариваемый приказ принят Департаментом в нарушение пунктов 2,3 статьи 26.1 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», противоречит части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 октября 2107 года № 567 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений» (далее - приказ от 17 октября 2017 года №567), приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» (далее - Приказ от 20 декабря 2017 года №693), подпунктам «а» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, и нарушает права, свободы и законные интересы ООО «Биоэнергетика» в сфере предпринимательской деятельности.

Решением Вологодского областного суда от 09 июля 2020 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные акты административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права, несоответствию выводов суда первой и апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела. Полагают, что противоречит действующему законодательству утверждения судов о том, что оспариваемый Приказ № 267 и Приказ Рослесхоза от 19 июня 2019 года не подлежат сравнению. Указывают, что поскольку приказом Рослесхоза от 19 июня 2019 года №762 (в настоящее время действует приказ Рослесхоза от 29 июня 2020 года №607) утверждены нормативы по всем видам затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводив у лесов, перечисленным в калькуляции; приказом Рослесхоза от 17 февраля 2010 года №58 утверждены рекомендованные к использованию нормативы для принятия управленческих решений и выполнения работ по профилактике и тушению лесных пожаров; также имеется приказ Департамента лесного хозяйства Вологодской области от 1 декабря 2017 года №1699 «Об утверждении нормативов затрат», отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого Приказа.

На кассационную жалобу Департаментом лесного хозяйства по северо-западному федеральному округу поданы возражения, в которых они просят судебные акты оставить без изменения.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса).

Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определен перечень полномочий, осуществление которых Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации. К числу переданных полномочий в числе прочих отнесены осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 6).

Судами установлено, что Приказ Департамента от 26 февраля 2019 года № 267 издан по предмету совместного ведения Российской Федерации, в рамках переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Лесной кодекс РФ регламентирует порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений и предусматривает утверждение типовых договоров, положения которых носят нормативный характер.

В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ типовые договоры аренды земельных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 77 Лесного кодекса РФ типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Названные типовые договоры утверждены соответственно приказом Минприроды России от 20 декабря 2017 года №693 и приказом Минприроды России от 17 октября 2017 года №567 (далее - типовые договоры) и содержат обязательные требования относительно объема и условий ответственности за нарушение обязательств по договорам.

В соответствии с пунктом 4.2 типового договора аренды лесных участков за нарушение условий настоящего договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку в следующем размере:

в) за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с Правилахми заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года №474 с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 11 января 2017 года №5, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года №626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года № 512, а также Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, захламление по вине арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров - 5- кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляциям арендодателя.

о) за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий - 3-кратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.

с) за невыполнение обязательств, установленных подпунктом «х» пункта 3.4 настоящего Договора, - 4-кратная стоимость работ, необходимых для восстановления соответствующей территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.

В соответствии с пунктом 17 типового договора купли-продажи лесных насаждений за нарушение условий настоящего договора покупатель уплачивает продавцу неустойку в следующем размере:

б) за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года №512, а также видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27июня 2016 года № 367, захламление по вине покупателя просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров - 5-кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляциям продавца;

Из приведенных нормативных положений следует, что утвержденными уполномоченным федеральным органом типовыми договорами предусмотрено полномочие арендодателя, продавца в отсутствие нормативов в области лесного хозяйства утвердить калькуляцию.

Департамент в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 Положения от 24 сентября 2012 года №1108 осуществляет полномочия (функции) по предоставлению лесных участков, расположенных в границах лесного фонда, в аренду, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, т.е. выступает в качестве арендодателя и продавца.

Анализ содержания типовых договоров показывает, что неустойка за нарушение условий договора аренды лесных участков и договора купли- продажи зеленых насаждений установлена указанными типовыми договорами.

Размер неустойки также определен типовыми договорами и составляет либо кратную стоимость затрат, необходимых для выполнения соответствующих работ по нормативам в области лесного хозяйства, либо, в отсутствие нормативов, определяется по калькуляции.

Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно указали, что поскольку на федеральном уровне и субъектом Российской Федерации Вологодской областью не утверждены нормативы затрат, связанных с очисткой территории, выполнением противопожарных мероприятий, восстановлением территории, для целей исчисления неустоек, Департамент как арендодатель и продавец правомочно утвердил калькуляцию таких затрат оспариваемым приказом с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год.

Доводы кассационной жалобы о том, что поскольку приказом Рослесхоза от 19 июня 2019 года №762 (в настоящее время действует приказ Рослесхоза от 29 июня 2020 года №607) утверждены нормативы по всем видам затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводив у лесов, перечисленным в калькуляции; приказом Рослесхоза от 17 февраля 2010 года №58 утверждены рекомендованные к использованию нормативы для принятия управленческих решений и выполнения работ по профилактике и тушению лесных пожаров; также имеется приказ Департамента лесного хозяйства Вологодской области от 1 декабря 2017 года №1699 «Об утверждении нормативов затрат», отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого Приказа являются несостоятельными.

Передав субъектам Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участками из земель лесного фонда и полномочия, направленные на проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, лесоустройству, федеральный законодатель предусмотрел финансовое обеспечение осуществления указанной части полномочий за счет субвенций из федерального бюджета.

Нормативы затрат на оказание государственных работ (услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению и лесоустройству, утвержденные приказами №762 от 29 июня 2019 года, №607 от 29 июня 2020 года, предназначены для целей распределения субвенций из федерального бюджета.

Приказом Рослесхоза от 17 февраля 2010 года №58 утверждены технологические карты на выполнение работ по профилактике и тушению лесных пожаров, но не нормативы затрат.

Приказ Департамента от 1 декабря 2017 года №1699 «Об утверждении нормативных затрат на 2018 год» устанавливает нормативные затраты, связанные с выполнением работ в рамках государственных заданий государственными учреждениями, подведомственными Департаменту лесного комплекса Вологодской области.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела не было установлено противоречий оспариваемых положений нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.

Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Департаментом проведена экспертиза проекта оспариваемого нормативного правового акта, которая коррупциогенных факторов не выявила, проведена антикоррупционная экспертиза Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, которая не нашла в проекте положений, устанавливающих необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного исключения из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требованиям к гражданам и организациям.

Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми. Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в апелляционном определении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Вологодского областного суда от 09 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» - без удовлетворения.

Решение Вологодского областного суда от 09 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи