Дело № 88а-20662/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Корнюшенкова Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кулагиной Л. С. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу № 2а-786/2021 по административному исковому заявлению Кулагиной Л. С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области об оспаривании действий, требований, решений.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулагина Л.С. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области, в котором просила:
- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 7 по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Управления ФНС России по Калининградской области по незаконному взысканию налога в сумме 15 437,51 руб., пени в сумме 1 551,13 руб.;
- признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 7 по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области № 7780 от 04 сентября 2020 года о взыскании налога в сумме 15 437,51 руб., пени в сумме 1 551,13 руб.;
- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 7 по
Крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, выразившихся в принятии 4 сентября 2020 года незаконного решения № 7780 о взыскании налога в сумме 15 437,51 руб., пени в сумме 1 551,13 руб. до истечения восьми дневного срока, предоставленного для добровольного исполнения предъявленного налоговым органом требования;
- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 7 по
Крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Управления ФНС России по Калининградской области, не отменивших решение № 7780 от 04 сентября 2020 года после списания со счета на 14 сентября 2020 года на 19.56 часов налога в размере 15 437,51 руб., пени в размере 1 551,13 руб. и не принявших на 15 сентября 2020 года решение об отмене решения о приостановлении операций по счету;
- признать незаконными действия Управления ФНС России по Калининградской области, вопреки закону и по надуманным основаниям отказавшего удовлетворить претензию от 15 сентября 2020 года и в установленный законом срок не отменивших решение Межрайонной ИФНС России № 7 по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области № 7780 от 04 сентября 2020 года;
Впоследствии Кулагина Л.С. обратилась с еще одним административным иском к Управлению ФНС России по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Межрайонной ИФНС России № 7 по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области об оспаривании действий, решений в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, в котором просила: признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по г. Калининграду, принявшего незаконное решение № 4037 от 27 октября 2020 года о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, и наложении штрафа в размере 1 000 руб.;
- признать незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по г. Калининграду № 4037 от 27 октября 2020 года о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, и наложении штрафа в размере 1 000 руб.;
- признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области, выразившихся в принятии незаконного решения № 78502 в форме требования о наличии задолженности на сумму 23 475,18 руб., пени 1 585,83 руб.;
- признать незаконным требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской обл. №7, выразившееся в принятии незаконного решения № 78502 о наличии задолженности на сумму 23475,18 руб., пени 1585,83 руб.;
- признать незаконными действия Управления ФНС по Калининградской обл., отказавшего удовлетворять апелляционную жалобу на решение МИ ФНС № 8 по г. Калининграду № 4037 от 27 октября 2020 года;
- признать незаконными действия Управления ФНС по Калининградской области, отказавшего удовлетворить обоснованную претензию от 12 февраля 2021 года и в установленный срок не отменивших незаконное решение № 78502 Межрайонной ИФНС № 7 по Калининградской области о наличии у нее на 12 июля 2020 года задолженности в виде: налога на УСН в размере 1 685,51 руб.; 4 148 руб.; 4 410 руб.; 7 515 руб.; по страховым взносам в размере 3 359,17 руб., на общую сумму в размере 23 475,18 руб., пени в размере 1 585,83 руб.;
- признать незаконным решение Управления ФНС по Калининградской области в форме простого письменного ответа № 15-12/00974 от 19 января 2021 года, в том числе о наличии у нее задолженности в размере 0,21 коп. за неуплату налога в соответствии с требованиями статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации; на доходы в размере 5 836,26 руб., и пени в размере 382,91 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 0,44 коп., и пени в размере 0,01 коп.; 670,23 руб. и пени в размере 97,86 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 8 420,67 руб., и пени в размере 29,03 руб., пени 0,01 руб.
Определением Московского районного суда г. Калининграда от 13 апреля 2021 года вышеназванные административные иски Кулагиной Л.С. объединены в одно производства для совместного рассмотрения и разрешения.
Административные исковые требования об оспаривании решения № 4037 от 27 октября 2020 года (пункты 1, 2, 5 административного иска) определением суда от 13 апреля 2021 года выделены в отдельное производство с возбуждением отдельного административного дела. Требования, изложенные в пункте 7 административного иска, возвращены определением от 13 апреля 2021 года.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Кулагиной Л.С. отказано в полном объеме.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из представленных материалов административного дела. Кулагина Л.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 06 мая 2004 года по 04 апреля 2018 года и с 07 мая 2019 года по настоящее время, а также в качестве адвоката с 02 апреля 2018 года по 30 апреля 2019 года.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Таким образом, налоговой инспекцией в отношении Кулагиной Л.С. были произведены начисления по страховым взносам в следующем размере. По деятельности Кулагиной Л.С. в качестве адвоката начислено:
1. за расчетный период 2018 года (с 28 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года):
КБК 18№ на обязательное пенсионное страхование - 20 194,18 руб. со сроком уплаты взноса до 09 января 2019 года; 1% - 3 896,21 руб. со сроком уплаты взноса 01 июля 2019 года;
КБК 18№ на обязательное медицинское страхование 4 442,80 рублей со сроком уплаты взноса до 09 января 2019 года;
2. за расчетный период 2019 года (с 01 января 2019 года по 30 апреля
2019 года):
КБК 18№ на обязательное пенсионное страхование - 9 784,67 рублей со сроком уплаты до 15 мая 2019 года; 1% - 3 737,53 руб. со сроком уплаты взноса - 15 мая 2019 года;
КБК 18№ на обязательное медицинское страхование
2 294,67 рублей со сроком уплаты взноса - 15 мая 2019 года.
По деятельности ИП Кулагиной Л.С. начислено:
1.за расчетный период 2018 года (с 01 января 2018 года по 04 апреля 2018 года):
КБК 18№ на обязательное пенсионное страхование - 6 931,19 рублей со сроком уплаты взноса - 19 апреля 2018 года,
КБК 18№ на обязательное медицинское страхование
1 524,89 рублей со сроком уплаты - 19 апреля 2018 года;
2.за расчетный период 2019 года (с 07 мая 2019 года по 31 декабря 2019
года):
КБК 18№ на обязательное пенсионное страхование - 19 095,88 рублей со сроком уплаты взноса - 31 декабря 2019 года; 1% - 2 357,50 рублей со сроком уплаты взноса - 02 июля 2020 года;
КБК 18№ на обязательное медицинское страхование
4 478,30 рублей со сроком уплаты взноса - 31 декабря 2019 года.
Согласно положениям части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2 и часть 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2).
26 марта 2020 года МИ ФНС России № 8 проведены мероприятия по уточнению платежного документа от 07 октября 2019 года на сумму 19569,33 рублей в связи с ранее допущенной налогоплательщиком ошибкой в указании КБК.
По данным информационного ресурса МИ ФНС России № 8 по состоянию на 10 июня 2020 года у заявителя числилась переплата по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в сумме 21 002,37 руб. по виду платежа «взнос» и задолженность в сумме 880,88 руб. по виду платежа «пеня».
По заявлению налогоплательщика от 01 июня 2020 года о возврате суммы излишне уплаченного налога по страховым взносам МИ ФНС России № 8 08 июня 2020 года принято решение о возврате излишне уплаченного налога № 60027245 в размере 20 505,17 рублей.
Данные денежные средства поступили на счет заявителя 10 июня 2020 года.
В связи с произведенными 27 июня 2020 года и 03 июля 2020 года расчетами по страховым взносам (1%) по сроку уплаты «взноса» 15 мая 2019 года в сумме 3737,53 руб. и но сроку уплаты взноса 02 июля 2020 года в сумме 2357,50 рублей в состоянии расчетов с бюджетом у заявителями числилась задолженность по взносу 5716,67 руб.
По данным информационного ресурса МИ ФНС России № 8 заявитель применяет упрощенную систему налогообложения, в качестве налогообложения выбраны доходы (далее - УСН).
По состоянию на 01 июля 2019 года в лицевых счетах заявителя по УСН числилась переплата в сумме 6 351 руб. по виду платежа «налог», задолженность в сумме 274,49 руб. по виду платежа «пеня».
В состоянии расчетов с бюджетом по УСН учтены платежные поручения от 04 февраля 2020 года № 3 - 7515 руб. за 4 квартал 2019 года, № 25 в сумме 5243 руб. за 1 квартал 2020 года, № 30 в сумме 2321 руб. за 6 месяцев 2020 года.
Также в лицевых счетах налогоплательщика отражена уплата налога по УСН от 22 июля 2019 года- 4148,00 руб. от 07 октября 2019 года- 4410,00 рублей, от 04 февраля 2020 года в сумме 7515 руб.
По состоянию на 01 июня 2020 года у заявителя числилась переплата в сумме 22 424 руб. по виду платежа «налог», и задолженность в сумме 274,49 руб. по виду платеж «пеня».
По заявлению налогоплательщика от 03 июня 2020 года о возврате суммы излишне уплаченного налога по УСН Межрайонной ИФНС России № 8 принято решение от 11 июня 2020 года № 60027722 о возврате излишне уплаченного налога в размере 22 149,51 руб.
Денежные средства поступили на счет заявителя 16 июня 2020 года.
15 июня 2020 года заявителем произведена уплата УСН в сумме 5 243 руб., что отражено в состоянии расчетов с бюджетом 19 июня 2020 года.
При этом по данным информационного ресурса налоговых органов 17 июня 2020 года в МИ ФНС России № 8 поступили:
- налоговая декларация по УСН за 2018 год с исчисленной суммой налога 7203 руб. по сроку уплаты 30 апреля 2019 года;
- налоговая декларация по УСН за 2019 год с исчисленной суммой налога к уплате по следующим срокам уплаты: по сроку уплаты 25 июля 2019 года - 4 148 руб.; по сроку уплаты 25 октября 2019 года в размере 4 410 руб.; по сроку уплаты 12 мая 2020 года в размере 7 515 руб.
Таким образом, в связи с отражением 22 июня 2020 года в лицевых счетах заявителя сумм авансовых платежей по налоговым декларациям по УСН за 2018-2019 год, а также в связи с отражением произведенного возврата 16 июня 2020 года на расчетный счет ранее уплаченных сумм авансовых платежей, по состоянию на 01 июля 2020 года у Кулагиной Л.С. образовалась задолженность по УСН в сумме 17 758,51 руб. по виду платежа «налог» и в сумме 1695,43 по виду платежа пеня.
В связи с отсутствием уплаты по страховым взносам за 2019 год (1%) по установленному сроку уплаты и УСН за 2018-2019 год МИ ФНС России № 7 сформировано требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 12 июля 2020 года № 78502 на общую сумму 25 061,01 рублей, направленное в адрес заявителя посредством Почты России 17 июля 2020 года по адресу места жительства (почтовый идентификатор - 80089450363107), которое было получено адресатом 21 июля 2020 года.
Срок оплаты по данному требованию был установлен до 25 августа 2020 года.
Указанная в требовании задолженность погашена частично на сумму 8072,36 руб., остаток непогашенной задолженности составил 16 988,64 руб.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 2 статьи 46 этого же Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Поскольку направленное в адрес Кулагиной Л.С. требование № 78502 и полученное последней 21 июля 2020 года исполнено частично, МИ ФНС России № 7 в соответствии с приведенными выше положениями Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено решение № 7780 от 4 сентября 2020 года об обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в сумме 16 988,64 руб. и выставлены инкассовые поручения от 04 сентября 2020 года № 16438 на сумму 7 515 руб., № 16435 на сумму 286,86 руб., № 16434 на сумму 1 264,27 руб., № 16436 на сумму 3512,51 руб., № 16437 на сумму 4 410 руб., направленные в электронном виде в отделение № 8626 ПАО Сбербанк.
Одновременно было вынесено решение № 11023 от 4 сентября 2021 года о приостановлении операцией по счетам в соответствии с положениями статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, которая применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и направлено для исполнения в Калининградское отделение № 8626 ПАО Сбербанк.
7 сентября 2020 года по инкассовым поручениям со счета Кулагиной Л.С. в ПАО «Сбербанк» были списаны денежные средства на основании решения № 7780 по УСН в размере 7 922, 51 руб. по виду платежа «налог», денежные средства в сумме 1 264,27 руб. по виду платежа «пени», а также денежные средства в сумме 286,86 руб. по виду платежа пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Данные денежные средства отражены в состоянии расчетов с бюджетом 8 сентября 2020 года.
Кроме того, были учтены и денежные средства, поступившие платежным ордером от 7 сентября 2020 года № 16438 в сумме 2 647,44 руб. по виду платежа «налог».
14 сентября 2020 года денежные средства были списаны на основании решения № 7780 по УСН в сумме 4 867,56 руб. по виду платежа «налог» и отражены в состоянии расчетов с бюджетом 15 сентября 2020 года.
Поскольку возникшая задолженность была погашена путем списания денежных средств по инкассовым поручениям, 16 сентября 2021 года МИ ФНС России № 7 принято решение № 16818 в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации об отмене приостановления операций по счетам Кулагиной Л.С., направленное в электронном виде в Калининградское отделение № 8626 ПАО Сбербанк.
Суд первой инстанции, проанализировав положения действующего налогового законодательства, установив приведенные выше обстоятельства дела, а также проверив представленный административными ответчиками расчет суммы налога по УСН и по обязательным страховым взносам, вопреки доводам жалобы, пришел к верному выводу о том, что решения налогового органа в оспариваемой Кулагиной Л.С. части, ее прав как налогоплательщика не нарушают. Кроме того, поскольку МИ ФНС № 8 России по Калининградской области, МИ ФНС России № 7 Росси по Калининградской области не создавались препятствия в осуществлении прав заявителя, не было совершено незаконного действия или бездействия, то несогласие Кулагиной Л.С. с содержанием ответов на ее претензии, не свидетельствует о незаконности действия Управления ФНС России по Калининградской области.
Такие выводы суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда признала верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Утверждение подателя жалобы о неправомерном начислении пени вследствие оплаты ранее ею платежей, находившихся на счетах казны Российской Федерации до их возврата по ее заявлению в июне 2020 года, оценивались районным судом и были обоснованно были признаны несостоятельными, поскольку имевшиеся ранее на счете налогоплательщика денежные средства по УСН и страховым взносам на ОПС возвращены налогоплательщику по ее заявлению, и не могут быть учтены в счет оплаты налога либо страхового взноса. Тогда как пени, как указано в пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
При этом согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, что Кулагиной Л.С. в установленный законом срок не произведено.
При этом приведенные Кулагиной Л.С. доводы об уплате платежей по правильным реквизитам, отсутствии соответствующих переплат и соответственно отсутствии оснований для возврата в ее пользу сумм переплаты по соответствующим видам платежа объективными данными не подтверждаются, напротив, опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка, а также такие доводы не соотносятся с действиями самой Кулагиной Л.С., которая, соглашаясь с позицией налогового органа о наличии положительных сальдовых остатков подавала соответствующие заявления на возвраты платежей, при этом заявлений о зачете платежей в счет предстоящей уплаты налога по УСН или страхового взноса на ОПС от нее не поступало, что в свою очередь и повлияло на образование недоимки по обязательным платежам в рассматриваемый спорный период.
Объективных данных о том, что налоговым органом не учтены какие- либо конкретные платежи Кулагиной Л. С., которые бы исключали правильность расчета задолженности по обязательным платежам, также не представлено.
Что касается прочих доводов жалобы, то допустимых и достаточных доказательств в обоснование заявления о подложности (фальсификации) доказательств, административным истцом не представлено и судом не добыто. Несогласие истца с принятыми налоговым органом решениями не свидетельствует о подложности представленных в материалы дела документов.
Кассационная жалоба не содержит доводов которым ранее не была бы дана мотивированная правильная оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2021 года по административному исковому заявлению Кулагиной Л. С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области об оспаривании действий, требований, решений, оставить без изменения, кассационную жалобу Кулагиной Л. С. - без удовлетворения.
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: