ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-14670/2023
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 9 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Бельмас Н.А., Мальцевой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года (№ 2а-4751/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года по административному исковому заявлению МИФНС России № 2 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Ленинградской области (далее - МИФНС № 2) обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 105 569 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 98 коп., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 8 руб. 29 коп. и 0 руб. 17 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 64 руб. 56 коп.
В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога за 2019 год, поскольку на его имя зарегистрированы транспортные средства: Ауди Q7 3.0 TDI QUATTRO г.р.з. №, моторная лодка г.р.з. №, моторная лодка г.р.з. №, Фольксваген Touareg г.р.з. №, Фольксваген Touareg г.р.з. №. Также, административный ответчик является плательщиком земельного налога за 2019 год, т.к. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ОКТМО №), и плательщиком налога на имущество физических лиц за 2019 год, так как является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 3 августа 2020 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год, однако в установленный законодательством срок в добровольном порядке транспортный налог и земельный налог по ОКТМО № не был оплачен, в связи с чем, ответчику было направлено требование об уплате задолженности по налогам и пени в срок до 25 марта 2021 года, которое также исполнено не было. После чего МИФНС № 2 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
17 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 76 Всеволожского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ № 2а-1337/2021 в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 105 569 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 98 коп., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 8 руб. 29 коп., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 0 руб. 17 коп., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 186 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 69 руб. 23 коп., который был отменен определением от 7 июля 2021 года, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования признаны не были, в письменном отзыве ФИО1 заявил о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями. Также ответчик указал на неверный расчет транспортного налога за 2019 год, поскольку двигатель с моторной лодки № был снят ФИО1 с учета 9 октября 2019 года для продажи. Кроме того, ответчик заявил, что не получал налоговое уведомление и требование, поскольку в личном кабинете налогоплательщика не зарегистрирован, по почте налоговое уведомление и требование также не получал.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года административные исковые требования МИФНС № 2 удовлетворены, с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 105 569 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 98 коп., задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 8 руб. 29 коп. и 0 руб. 17 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 64 руб. 56 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года изменено в части суммы взысканного с административного ответчика транспортного налога.
С ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Ленинградской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 и 2019 годы в размере 99 069 руб.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года дополнено абзацем следующего содержания:
«Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области в размере 3 220 рублей 40 копеек.».
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2023 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Уплата транспортного налога налогоплательщиками должна осуществляться в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу положений части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Судами установлено, что ФИО1 в 2019 году являлся собственником:
1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;
1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>;
транспортных средств: автомобиля Ауди Q7 3.0 TDI QUATTRO г.р.з. № (на протяжении 7 месяцев 2019 года), моторной лодки г.р.з. №, моторной лодки г.р.з. №, автомобиля Фольксваген Touareg г.р.з. №, автомобиля Фольксваген Touareg г.р.з. № (на протяжении 5 месяцев 2019 года).
МИФНС № 2 сформировала и направила ФИО1 налоговое уведомление № 40045514 от 3 августа 2020 года, в котором административному ответчику предложено в установленный законодательством срок оплатить транспортный налог за 2019 год в размере 91 569 руб., земельный налог за 2019 год в размере 18 руб. ив размере 861 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 186 руб.
Также, в 2017 году ФИО1 являлся плательщиком транспортного налога по моторной лодке г.р.з. №, в связи с чем МИФНС № 2 сформировала и направила ФИО1 налоговое уведомление № от 29 августа 2018 года, в котором административному ответчику предложено в установленный законодательством срок оплатить транспортный налог за 2017 год, в том числе, транспортный налог за моторную лодку г.р.з№ в размере 14 000 руб.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, ФИО1 было направлено требование № по состоянию на 8 февраля 2021 года, в котором предложено в срок до 25 марта 2021 года уплатить имеющуюся задолженность по транспортному налогу в размере 105 569 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 98 коп., задолженность по земельному налогу в размере 861 руб., пени по земельному налогу (в размере 8 руб. 29 коп., задолженности по земельному налогу (в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 0 руб. 17 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 7 186 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 69 руб. 23 коп.
Требование об уплате задолженности ответчиком исполнено не было, в связи с чем МИФНС № 2 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
17 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 76 Всеволожского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ № 2а-1337/2021 в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 105 569 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 98 коп., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 8 руб. 29 коп., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 861 руб., пени по земельному налогу в размере 0 руб. 17 коп., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 186 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 69 руб. 23 коп., который был отменен определением мирового судьи от 7 июля 2021 года, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
Административное исковое заявление налогового органа к ФИО1 было направлено в суд по почте 28 декабря 2021 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок после вынесения определения об отмене судебного приказа от 7 июля 2021 года.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренная законом обязанность по уплате транспортного налога, исчисленного за 2019 год, земельного налога за 2019 год и соответствующих пеней, административным ответчиком не исполнена, расчет налогов произведен налоговым органом при наличии к тому оснований и с соблюдением установленного порядка, в связи с чем налоговый орган с соблюдением предусмотренной налоговым законодательством процедуры и сроков принудительного взыскания недоимки, пени правомерно обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований в части взыскания с ответчика задолженности по земельному налогу за 2019 год и пени, а также в части взыскания пени по транспортному налогу в размере 1016 руб. 98 коп., и пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 64 руб. 56 коп.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части размера суммы взысканного с ответчика транспортного налога за 2017 и 2019 годы, снизив ее до 99 069 руб.
Доводы кассационной жалобы о том, что МИФНС № 2 не заявляла требование о взыскании транспортного налога за 2017 год противоречат материалам дела, из которых следует, что налоговое уведомление и требование, по которым был выдан судебный приказ и подан настоящий административный иск, включали сумму налога за 2017 год по моторной лодке г.р.з. Р1478ЛХ, в связи с чем, несмотря на ошибочное указание налоговым органом периода взыскания – 2019 год, требование о взыскании налога за 2017 год было предметом рассмотрения у мирового судьи и в настоящем деле.
Ссылки кассационной жалобы на получение административным ответчиком после вынесения апелляционного определения от налогового органа сообщений от 18 октября 2022 года о переплате им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2017 года в сумме 22996,54 руб. и ее зачете в счет уплаты различных взносов отмену судебных актов не влекут, поскольку из представленных с кассационной жалобой сообщений не следует, что зачтены суммы налога и пени, которые взысканы обжалуемыми судебными актами.
Кроме того, вопросы зачета уплаченных сумм могут решаться на стадии исполнения судебного акта.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее подателем закона и отмену обжалуемых актов не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года в неизмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 6 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 23 августа 2023 года.