ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-9302/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 1 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года по административному делу № 2а-2034/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Череповецкому территориальному отделу - государственному лесничеству Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, восстановлении нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Череповецкому территориальному отделу - государственному лесничеству Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, восстановлении нарушенного права.
В обоснование требований административный указал, что 9 января 2019 года и 11 января 2021 года он обращался к административному ответчику в лице Череповецкого территориального отдела - государственное лесничество с заявлениями о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. 16 января 2019 года и 5 февраля 2021 года ему отказано в заключении договоров в связи с тем, что лесные насаждения ему уже предоставлялись и он уже воспользовался нормой заготовки древесины в 2017 году по договору от 17 февраля 2017 года № №. Считает отказ административного ответчика в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд со ссылкой на ранее заключенный договор от 17 февраля 2017 года № № незаконным, поскольку 9 января 2019 года данный договор расторгнут, а древесина по договору им не заготовлялась и не использовалась.
Административный истец просил суд признать действия административного ответчика - Департамента лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственное лесничество в виде уклонения от заключения с ФИО1 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан незаконными; обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, в соответствии с которым передать лесные насаждения в собственность истца для заготовки древесины для строительства жилого дома - в объеме 200 куб.м., для строительства хозяйственных строений - 100 куб. м. Определить местоположение лесных насаждений: <адрес>. С момента вступления в законную силу решения суда считать заключенным договор купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан между Департаментом лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества и ФИО1, в соответствии с основными условиями которого лесные насаждения передаются в собственность ФИО1 для заготовки древесины для строительства жилого дома - в объеме 200 куб.м, для строительства хозяйственных строений - 100 куб. м. Определить местоположение лесных насаждений: <адрес>.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 22 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22 апреля 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признаны незаконными решения Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан с ФИО1 от 21 января 2019 года № 40 и 5 февраля 2021 года № 10-25-48/616. На Департамент лесного комплекса Вологодской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 9 января 2019 года и от 11 января 2021 года № 341 о принятии решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. В удовлетворении остальной части административного иска - отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года, поданной через Череповецкий городской суд Вологодской области 28 марта 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2022 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в части отказа в удовлетворении остальных требований административного истца и принятии в указанной части нового судебного акта, которым обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, в соответствии с которым передать лесные насаждения в собственность истца для заготовки древесины для строительства жилого дома - в объеме 200 куб.м., для строительства хозяйственных строений - 100 куб. м. Определить местоположение лесных насаждений: <адрес>. С момента вступления в законную силу решения суда считать заключенным договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан между Департаментом лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества и ФИО1, в соответствии с основными условиями которого лесные насаждения передаются в собственность ФИО1 для заготовки древесины для строительства жилого дома - в объеме 200 куб.м, для строительства хозяйственных строений - 100 куб. м. Определить местоположение лесных насаждений: <адрес>.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года в кассационном порядке, допущено не было.
Право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, закреплено частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 4, 4.1, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд» (далее - Закон Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ) нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: для строительства жилых домов установлены до 200 куб. м. древесины на семью (пункт 2); для строительства хозяйственных строений и сооружений (баня, сарай, гараж (индивидуального пользования), колодец, навес, дворовый погреб, хлев в деревянном исполнении), - до 100 куб. м. древесины на все указанные строения и сооружения на семью (многодетную семью) либо на одиноко проживающего гражданина (пункт 5).
Частями 5 и 6 статьи 1 Закона Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ право граждан на заготовку древесины для собственных нужд для целей, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 2 статьи 2 настоящего закона области, реализуется однократно, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, а также случая документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату принадлежащего гражданину хозяйственного строения, сооружения.
В силу части 2 статьи 1 Закона Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством области.
Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Вологодской области определен постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2007 года № 363 (далее - Порядок).
В силу пункта 10.1 Порядка (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления ФИО1 от 9 января 2019 года) основаниями для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд являлось, в том числе превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ.
Аналогичное основание для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд предусмотрено пунктом 14.1 Порядка (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления ФИО1 от 11 января 2021 года).
Материалами дела установлено, что 17 февраля 2017 года между Департаментом лесного комплекса Вологодской области в лице Череповецкого территориального отдела - государственное лесничество и ФИО1 на срок с 17 февраля 2017 года по 16 февраля 2018 года заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан № №, по условиям которого ФИО1 переданы лесные насаждения в объеме 297 куб.м.: для строительства жилых домов, жилых строений для строительства хозстроений и сооружений, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, с местоположением: <адрес>
23 января 2018 года ФИО1 обратился с заявлением о продлении срока действия заключенного договора из-за невозможности осуществить заготовку и вывоз древесины из леса ввиду неблагоприятных погодных условий.
14 февраля 2018 года Департаментом лесного комплекса Вологодской области поданное заявление удовлетворено, дополнительным соглашением срок действия вышеуказанного договора продлен по 15 февраля 2019 года.
24 декабря 2018 года ФИО1, ссылаясь на неблагоприятные погодные условия, не позволившие ему заготовить лес, обратился в Череповецкий территориальный отдел - государственное лесничество с заявлением о расторжении договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от 17 февраля 2017 года № №, который по соглашению сторон расторгнут 9 января 2019 года.
9 января 2019 года ФИО1 обратился в Череповецкий территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области с заявлением о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (для строительства жилого дома в объеме до 200 куб. м. древесины на семью, а также с целью строительства хозяйственных строений и сооружений в объеме до 100 куб. м. древесины).
21 января 2019 года Департаментом лесного комплекса Вологодской области принято решение об отказе в заключении Договора со ссылкой на превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным законом области № 1551-ОЗ, при этом обращено внимание, что нормой заготовки, предусмотренной статьей 2 Закона Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ, заявитель воспользовался в 2017 году по договору от 17 февраля 2017 года № №.
5 февраля 2021 года по аналогичным основаниям Департаментом лесного комплекса Вологодской области повторно отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от 11 января 2021 года.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан является правомерным, так как ФИО1 уже реализовал свое право на заготовку древесины для строительства жилого дома и хозяйственных построек по договору от 17 февраля 2017 года № №, и в соответствии с принципом однократности предоставления данной меры социальной поддержки не может повторно воспользоваться данным правом.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что согласно материалам дела вырубку и вывозку древесины по договору от 17 февраля 2017 года № № ФИО1 не осуществлял, т.е. свои права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд административный истец не реализовал и не использовал.
Договор от 17 февраля 2017 года № № расторгнут 9 января 2019 года, а лесные насаждения, предназначавшиеся для ФИО2, по договору купли-продажи от 19 августа 2019 года в полном объеме переданы другому лицу.
При этом в действиях административного истца отсутствуют признаки недобросовестности и злоупотребления правом.
В этой связи оспариваемые решения Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан с ФИО1 от 21 января 2019 года № 40 и 5 февраля 2021 года № 10-25-48/616 являлись незаконными и нарушали права административного истца, поскольку предусмотренные пунктом 14.1 (10.1) Порядка основания для отказа в заключении договора отсутствовали, в связи с тем, что заявленные к заготовке объемы древесины соответствовали нормативам, установленным Законом Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ.
Заключение нового договора не нарушало установленный частями 5 и 6 статьи 1 Законом Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ принцип однократности предоставления данной меры социальной поддержки, так как возможность отказа в заключении вышеуказанного договора по соответственному основанию связывается, прежде всего, с реализацией (фактическим использованием) права на заготовку древесины.
При этом заключенный, но не исполненный по уважительным причинам договор, не отнесен законом к числу оснований, препятствующих заключению нового договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В указанной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года в кассационном порядке не оспаривается.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд апелляционной инстанции счел необходимым возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 9 января 2019 года и от 11 января 2021 года о принятии решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для пересмотра апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года в указанной части в кассационном порядке судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу положений пункта 2 вышеуказанного Порядка, определенного постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2007 года № 363, Департамент лесного комплекса Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным на подготовку и заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности Вологодской области, и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного понуждение судом административного ответчика к заключению с административным истцом договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на условиях, указанных административным истцом, о чем фактически ставится вопрос в кассационной жалобе, является ограничением права органа исполнительной государственной власти органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 27 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи