НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2022 № 88А-8969/2022

Дело № 88а-8969/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беляева А. Л. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года по административному делу № 2а-1757/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Вологодской области к Беляеву А. Л. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №5 по Вологодской области (далее - МИФНС №5) обратилась в суд с административным иском к Беляеву А.Л., в котором с учетом уточненных требований просила взыскать с него задолженность перед бюджетом, а именно:

- авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 57350 рублей (по сроку уплаты 16 июля 2018 года в сумме 28675 рублей, по сроку уплаты 15 октября 2018 года - 14337 рублей, по сроку уплаты 15 января 2019 года - 14338 рублей);

- налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 1234 рубля:

- транспортный налог с физических лиц за 2018 год в сумме 9050 рублей;

- пени по транспортному налогу в сумме 31 рубль 90 копеек.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статья 227 названного Кодекса устанавливает особенности уплаты НДФЛ отдельными категориями физических лиц, в том числе нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (подпункт 2 пункта 1 статьи 227).

В соответствии с вышеуказанной статьей налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 2).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5), то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (пункт 9).

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из материалов дела, Беляев А.Л. состоит на налоговом учете в МИФНС №5 и является плательщиком транспортного налога и налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Административным ответчиком сдана налоговая декларация за 2018 год с исчисленной суммой НДФЛ в размере 74 184 рубля.

Налоговым органом в адрес Беляева А.Л. были направлены налоговые уведомления:

- об уплате авансовых платежей по НДФЛ за 2018 год в сумме 57 350 рублей,

- от 22 августа 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 9050 рублей,

- об уплате НДФЛ за 2018 год в сумме 74 184 рубля.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

За несвоевременную уплату обязательных платежей ответчику начислены пени в сумме 31 рубль 90 копеек, из них: 4 рубля 52 копейки - на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, взысканную судебным приказом №2а-2 80/2019 мировым судьей по судебному участку №49, 27 рублей 38 копеек - на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за период с 3 по 16 декабря 2019 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, в адрес Беляева А.Л. направлены требования:

- по состоянию на 30 января 2019 года сроком исполнения до 18 марта 2019 года об уплате задолженности в размере 57 350 рублей,

- по состоянию на 11 июля 2019 года сроком исполнения до 28 октября 2019 года об уплате пеней 4,52 рубля,

- по состоянию на 26 июля 2019 года сроком исполнения до 27 августа 2019 года об уплате задолженности по НДФЛ в сумме 74 184 рубля.

- по состоянию на 17 декабря 2019 года сроком исполнения до 20 января 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу 9050 рублей и пеней 27,38 рублей.

Требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

17 февраля и 5 марта 2020 года по заявлению МИФНС №5 мировым судьей Вологодской области по судебному участку №49 вынесены судебные приказы №2а-321/2020 и №2а-240/2020 о взыскании с Беляева А.Л. задолженности, которые 25 июня 2020 года отменены ввиду поступления возражений должника.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС №5 обратилась 21 декабря 2021 года, т.е. до истечения предусмотренного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока обращения.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, размер задолженности налогоплательщика подтверждается представленным административным истцом расчетом, который является арифметически верным, произведен в соответствии с положениями налогового законодательства, согласуется с представленными доказательствами, в том числе, с уточненной налоговой декларацией по НДФЛ за 2018 год, представленной Беляевым А.Л. в рамках рассмотрения дела.

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы жалобы о нарушении налоговым органом порядка принудительного взыскания налоговой задолженности, выражающемся в ненаправлении ему требований и уведомлений об уплате налога, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из смысла данных норм и положений законодательства о том, что направленное по почте налоговое уведомление считается врученным через 6 дней с даты направления заказного письма, следует, что сам по себе факт получения налогоплательщиком налогового уведомления не обязателен. Обязанность по уплате налога возникает по факту составления такого уведомления и не зависит от его обязательного вручения налогоплательщику.

В силу статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных названным Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных названным пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено названным пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Из представленных в материалы дела уточняющих сведений ОМВД России по Кирилловскому району следует, что ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из представленной по запросу судебной коллегии информации следует, что в МИФНС №5 орган, осуществляющий регистрацию физических лиц по месту жительства, представлял сведения, что Беляев А.Л. зарегистрирован по адресу: <адрес><адрес>.

Иными сведениями МИФНС №5 не располагала, поэтому направляла налоговые уведомления и требования по адресу, представленному уполномоченным органом.

Так, из информации МИФНС №5 от 06 сентября 2021 года следует, что налоговое уведомление №7 об уплате авансовых платежей в размере 57 350 рублей направлялось ответчику почтой, однако документы, подтверждающие это обстоятельство, утрачены. Однако факт направления Беляеву А.Л. требования №1156 об уплате этой задолженности в размере 57 350 рублей подтверждается реестром почтовых отправлений.

Кроме того, требованием №24862 через личный кабинет налогоплательщика ответчику было предложено уплатить задолженность по НДФЛ в сумме 74 184 рубля, в которую входит и сумма авансовых платежей в размере 57 350 рублей.

Согласно информации МИФНС №5 Беляеву А.Л. по его заявлению 30 апреля 2019 года предоставлен доступ к личному кабинету налогоплательщика.

Факт направления Беляеву А.Л. налогового уведомления №67395897 и требований №№18347, 24862, 27851 через личный кабинет подтверждается скриншотами выгрузки данных требований в личный кабинет налогоплательщика.

Сведений о том, что Беляев А.Л. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, вопреки аргументам административного ответчика, суд, оценив представленные доказательства и объяснения сторон, пришел к обоснованному выводу о направлении ответчику требований об уплате задолженности и соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Вологодской области к Беляеву А. Л. о взыскании обязательных платежей и санкций, оставить без изменения, кассационную жалобу Беляева А. Л. - без удовлетворения.

Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: