Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Панфилов С.Н. Дело № 33-3162/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Троценко В.А., Мурованной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2011 года в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Администрации Томского района, Муниципальному казенному предприятию Томского района «Томресурсы», Обществу с ограниченной ответственностью «Велес плюс» о признании права собственности Российской Федерации на покрытый лесом земельный участок, признании незаконным постановления Главы Томского района о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, признании недействительным (ничтожным) договора о перечислении таксационной стоимости лесных насаждений, признания недействительным (ничтожным) договора подряда, взыскании судебных расходов,
по кассационным жалобам представителя ответчика Администрации Томского района Тюкова Е.В., представителя ответчика Муниципального казенного предприятия Томского района «Томресурсы» Михайлова А.А. на решение Томского районного суда Томской области от 29 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи Троценко В.А., выслушав объяснения представителя ответчика Администрации Томского района Тюкова Е.В. (по доверенности от 11.01.2011), поддержавшего жалобу, представителей ответчика МКП Томского района «Томресурсы» Михайлова А.А. (по доверенности от 15.03.2011), Вихлянцевой М.В. (по доверенности от 07.10.2011), поддержавших жалобу, представителя ответчика ООО «Велес плюс» Шульга А.Н. (по доверенности от 25.09.2011), поддержавшего кассационные жалобы, представителя процессуального истца прокурора Кофман Е.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Томского района, МКП Томского района «Томресурсы», ООО «Велес плюс» о признании права собственности Российской Федерации на покрытый лесом земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, признании незаконным постановления Главы Томского района от 30.07.2010 № 2088-3 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКП Томского района «Томресурсы», признании недействительным (ничтожным) договора /__/ о перечислении таксационной стоимости лесных насаждений от 17.01.2011, заключенного между Администрацией Томского района и МКП Томского района «Томресурсы», признании недействительным (ничтожным) договора подряда /__/, заключенного 17.01.2011 между МКП Томского района «Томресурсы» и ООО «Велес плюс», взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы Администрации Томского района от 30.07.2010 № 2088-з в постоянное (бессрочное) пользование МКП Томского района «Томресурсы» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/. Право пользования МКП Томского района «Томресурсы» указанным участком зарегистрировано в ЕГРП 30.08.2010 на основании ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
22.09.2010 на основании абз. 3 п.3 ст.3.1 Федерального закона № 137- ФЗ на названный участок было зарегистрировано право собственности муниципального образования «Томский район». Территория участка покрыта лесами с преобладающей породой - сосна, средний возраст которой составляет 98 лет. В 2010 году спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения.
17.01.2011 между Администрацией Томского района и МКП Томского района «Томресурсы» заключен договор /__/ о перечислении таксационной стоимости лесных насаждений, в соответствии с которым предприятию предоставлено право на снос произрастающих на данном участке лесных насаждений.
В тот же день между МКП Томского района «Томресурсы» и ООО «Велес плюс» заключен договор подряда /__/, согласно которому Общество взяло на себя обязанность в срок до 01.12.2011 произвести заготовку расположенных на указанном участке лесных насаждений общим объемом не менее 836 м. Согласно акту /__/ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области по состоянию на 05.02.2011 участок пройден рубкой на 80%.
Вышеуказанный участок расположен на территории кварталов 104, 106, 107, 108 Вершининского лесничества Государственного учреждения «Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций «Томсксельхозлес», образованного на участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. На основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 25.01.2001 № 7-3 и приказа по Томскому управлению лесами сельскохозяйственных организаций «Томсксельхозлес» от 14.02.2001 в ЕГРП внесена запись о регистрации права оперативного управления указанного государственного учреждения на участок лесного фонда с условным номером /__/ площадью 93 838,5 га, в состав которого также вошла территория Вершининского лесничества. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 175 27.02.2002 Государственное учреждение Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций «Томсксельхозлес» реорганизовано в ФГУ «Томсксельхозлес», которое неоднократно переименовывалось, в настоящее время правопреемником его является действующее ОГУ «Томские леса». 19.03.2003 в ЕГРП внесена запись о регистрации права оперативного управления ФГУ «Томксельхозлес» на данный участок лесного фонда, с указанием о наличии на данный участок ограничений (обременении) в виде прав безвозмездного пользования им сельскохозяйственных организаций, записи о правах которых были внесены в ЕГРП в 2001-2002 годах. 26.12.2001 в ЕГРП внесена запись за /__/ о правах колхоза « Вершининский» на основании договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, заключенного 27.11.2001 между ФГУ «Томсксельхозлес» и колхозом «Вершининский» на основании ст.130 Лесного кодекса РФ 1997 года. По данному договору в безвозмездное пользование этого колхоза переданы 20 кварталов Вершининского лесничества. Согласно приложенной к договору поквартальной ведомости площадей и картографическому материалу в состав данной территории вошел и спорный земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный в границах 104, 106, 107, 108 кварталов Вершининского лесничества.
Спорный земельный участок в составе лесного фонда, переданных в оперативное управление ФГУ «Томсксельхозлес», находится в собственности Российской Федерации. Однако в нарушение закона и приведенных сведений ЕГРП на кадастровый учет он был поставлен как земли сельскохозяйственного назначения и 22.09.2010 на основании абз.3 п.3 ст. 3.1 ФЗ №137-ФЗ было зарегистрировано право собственности на него муниципального образования «Томский район».
В установленном законом порядке перевод спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения не осуществлялся, право собственности Российской Федерации на данный участок и расположенные на нем лесные ресурсы не прекращалось. Органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, в том числе, лесными насаждениями, произрастающими на землях лесного фонда не наделены. Незаконная передача расположенного в границах земель лесного фонда участка с кадастровым номером /__/ в постоянное (бессрочное) пользование МКП Томского района «Томсресурсы», регистрация на данный участок права муниципальной собственности, организация вырубки расположенных на нем лесных насаждений, совершены с превышением полномочий, являются недействительными (ничтожными), поскольку нарушают интересы собственника - Российской Федерации. В соответствии со ст. 7, ст. 9 Лесного кодекса РФ 1997 года, ст.3 ФЗ от 04.12.2006 № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года спорный участок лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации. Вышеназванные законы и Земельный кодекс РФ, ФЗ от 17.07.2001 «О разграничении государственной собственности на землю», ФЗ от 25.10.2001 №137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», материалы землеустройства Вершининского лесничества исключают возможность отнесения спорного земельного участка к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также к землям сельскохозяйственного назначения. В советский период для ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда, находившихся в ведении колхозов и совхозов создавались межхозяйственные лесхозы. Лесной фонд состоял из лесов государственного значения, городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников и колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Лесным кодексом РСФСР, ст. 49 Основ лесного законодательства в 1987 году было проведено лесоустройство межхозяйственного лесхоза «Томский» Томского областного производственного объединения «Томскмежхозлес», составлены планы лесонасаждений и таксационные описания входящих в его состав лесничеств, в том числе Вершининского лесничества, в которых содержатся сведения об отнесении покрытой лесом территории Вершининского лесничества к землям лесного фонда. Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 и Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 также относили находящиеся во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций лесные земли к землям лесного фонда и устанавливали право государственной собственности на лесной фонд. В Лесном кодексе РФ 1997 введено понятие «участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций». Право оперативного управления было зарегистрировано на все участки лесного фонда всех сельских лесхозов Томской области. Территория спорного земельного участка ежегодно отражалась в документах государственного учета лесного фонда, согласованных с областными и районными Комземами (учетные формы №1 и №2), каких-либо споров по их отнесению к землям лесного фонда не возникало. В двухтысячные годы было зарегистрировано право собственности РФ на участки лесного фонда 13 из 15 сельских лесхозов Томской области и не было зарегистрировано на участки лесного фонда двух сельских лесхозов на территории Томского района – Александровского и Корниловского, в состав последнего входило Вершининское лесничество, что не исключает право собственности РФ на них. В земельных отчетах Томского района за 1989, 1990, 1991 годы в пользовании совхоза «Вершининский» нет указаний на то, что находящиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций покрытые лесом площади относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Передача земельного участка лесного фонда в пользование сельскохозяйственной организации не является основанием для отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст. 47 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. На момент постановки спорного участка на кадастровый учет в 2010 году как земли сельскохозяйственного назначения регистрация права оперативного управления ФГУ «Томсксельлес», право безвозмездного пользования колхоза «Вершининский» не были признаны недействительными, право собственности на лесной участок, в состав которого входит спорный участок, являлось разграниченным. Российская Федерация не передавала право собственности на него другим лицам. В соответствии с Конституцией РФ земля, лес и иные природные ресурсы являются общенациональным достоянием. Лес является средообразующим фактором в планетарном масштабе. Киотским протоколом предусмотрена обязанность государства по сохранению леса. Снос лесных насаждений на спорном участке не предусматривает их восстановление и рекультивации земель, что противоречит принципу неистощимости и рациональному использованию леса, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.
Представитель материального истца Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориального управления в Томской области (Территориальное Управление Росимущества в Томской области) Ширяева А.А. (по доверенности от 11.01.2011) исковые требования прокурора не признала. Считала, что спорный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, с произрастающей на нем древесно-кустарниковой растительностью. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 № 249 на территории Томской области создано 21 лесничество. Их границы установлены в соответствии с Приложением к приказу. Территория Вершининского лесничества Корниловского сельского лесхоза, на территории которого располагается спорный земельный участок не вошла в состав вновь образованных лесничеств, согласно выписке из Лесного реестра не относится к землям лесного фонда. Не отрицала, что сам по себе данный факт не свидетельствует об отказе Российской Федерации от права собственности на участок лесного фонда либо о переводе его в иную категорию земель.
Представитель материального истца Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, который был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве его представитель Маткин В.Е. (по доверенности от 17.01.2011) исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области поддержал.
Представитель ответчика Администрации Томского района Тюков Е.В. (по доверенности от 13.01.2011) исковые требования не признал. Полагал, что прокурор обратился в суд в защиту прав собственности Российской Федерации, а не в защиту прав неопределенного круга лиц. Администрация Томского района в соответствии с законом разграничила права на спорный участок земель сельскохозяйственного назначения. Он был поставлен на кадастровый учет под номером /__/. В ЕГРП зарегистрировано право собственности муниципального образования «Томский район» на данный земельный участок, который передан в постоянное (бессрочное) пользование МКП Томского района «Томресурсы», данное право которого было зарегистрировано в ЕГРП. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с произрастающей на нем древесно-кустарниковой растительностью. Он находился в пользовании совхоза «Вершининский», затем у ТОО «Вершининский» для сельскохозяйственного использования. Согласно кадастровой выписке он располагается на землях сельскохозяйственного назначения, в другую категорию земель не переводился. Он не входит ни в один из 21 вновь образованных на территории Томской области лесничеств. МКП «Томресурсы» ведет свою деятельность на разграниченных землях сельскохозяйственного назначения, поэтому его действия по сносу лесных насаждений не регулируются Лесным кодексом РФ.
Представитель ответчика МКП Томского района «Томсресурсы» Михайлов А.А. исковые требования не признал. Дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации Томского района. Истцом не представлено доказательств учета спорного земельного участка как участка лесного фонда, а приказы Минсельхоза РФ № 7-3 от 25.01.2001, и ГУ «Томсксельхозлес» № 15 от 06.02.2001 не могут свидетельствовать об учете спорного земельного участка в качестве лесного участка, поскольку не содержат сведений о его границах. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением Главы Томского района №3281-з от 30.12.2009 из фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения был образован земельный участок для сельскохозяйственного использования, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории. Он был предоставлен МКП Томского района «Томресурсы» в постоянное (бессрочное) пользование. Сведения об участке внесены в Государственный кадастр недвижимости, в ЕГРП зарегистрировано право муниципальной собственности на него.
Представитель ответчика ООО «Велес плюс» в судебное заседание не явился, ответчик был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд на основании ст.42 Конституции РФ, ст.ст. 45, 56, 57 ГПК РФ, Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. ст. 3,5, 25,26,28,116,118 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978, п.п.1,7,8,23 Положения о колхозах и лесах, утв.постановлением Совета Министров СССР № 144 от 04.03.1968, постановления Совета Министров РСФСР от 15.09.1966 № 763 «Об улучшении ведения хозяйства и колхозных лесах», п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР», ст.ст. 2,3,10,53,74,75 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утв. Верховным Советом РФ 06.03.1993 № 4613-1, ст.ст.7,8,10,11,19,53,72,130,134 Лесного кодекса РФ 1997 года, Инструкции по проведению лесоустроительства в лесном фонде России, ст.ст.1,6,8,23,26,38,83,84 Лесного кодекса РФ 2006 года, ст.ст. 12,167,168,216,296,299 ГК РФ, ст.ст.4.3,10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», п.6 ст.47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч.2 ст.101 ЗК РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.333.18, п.п.9,19 ч.1 ст.336.36, п.8 ч.1 ст.333.20, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ постановил решение, которым исковые требования удовлетворил, признал право собственности Российской Федерации на покрытый лесом земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный пор адресу: /__/. Признал незаконным постановление Главы Томского района № 2088-з от 30.07.2010 «О предоставлении земельного участка в окрестностях /__/». Признал недействительным (ничтожным) договор /__/ от 17.01.2011 о перечислении таксационной стоимости лесных насаждений, заключенный между Администрацией Томского района и Муниципальным казенным предприятием Томского района
«Томресурсы». Признал недействительным (ничтожным) договор подряда /__/ от 17.01.2011, заключенный между Муниципальным казенным предприятием Томского района «Томресурсы» и Обществом с ограниченной ответственностью «Велес плюс». В доход местного бюджета взыскал государственную пошлину с МКП Томского района «Томресурсы» и ООО «Велес плюс» в размере 4000 рублей в равных долях.
В кассационной жалобе представитель ответчика Администрации Томского района Тюков Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным, судом неправильно применены нормы материального права, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела и свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения. Регистрация права собственности Российской Федерации на этот земельный участок отсутствует. Суд определил категорию земель как земли лесного фонда, но перевод земель из одной категории в другую в компетенцию суда не входит. Приводит те же доводы, что и в судебном заседании. Суд не учел, что материальный истец заявил об отсутствии спора о праве собственности на данный земельный участок. Судом не дана оценка приказу Росреестра от 24.11.2009 № 371, на который ответчики ссылались в прениях, факту регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района «Томресурсы» на спорный земельный участок, право которого не прекращено.
В кассационной жалобе представитель ответчика МКП Томского района
«Томресурсы» Михайлов А.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в иске прокурору отказать. Приводит те же доводы, что и в жалобе представителя ответчика Администрации Томского района. Дополнил, что постановлением Президиума ВАС РФ от 22.12.2009, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 20.04.2010 установлено, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к лесному фонду.
В возражениях на кассационные жалобы процессуальный истец просит решение суда оставить без изменения. Считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, т.к. в РСФСР и после до 2008 года спорная территория, входящая в состав Вершиниского лесничества Корниловского сельского лесхоза, учитывалась, охранялась, управлялась, использовалась в соответствии с требованиями лесного законодательства как земля лесного фонда. Постановление Главы Администрации Томского района № 702-з от 29.09.1993 не содержит сведений, что земельный участок, предоставленный в 1993 в пользование АО «Вершининское», относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Доказательств законности отнесения при включении в государственный земельный кадастр данной территории и образованного в её границах спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения ответчиком не представлено. Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления ФГУ «Томсельхозлес» (затем его правопреемника ОГУ «Томские леса») обремененное правами безвозмездного пользования участком лесного фонда колхоза «Вершининский» не оспаривалось. Суд категорию земель не изменял. Приказ Росреестра от 24.11.2009 № 371 не является нормативным правовым актом, он не публиковался, в Минюсте РФ не регистрировался, с 01.01.2011 признан утратившим силу. До 05.06.2008 действовало постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.02.1999 № 49, указывающее на включение территории Корниловского и Александровского сельских лесхозов в состав лесного фонда, передаваемых в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям. До 2008 года отнесение территории Корниловского и Александровского сельских лесхозов к землям лесного фонда признавалось Администрацией Томского района. Постановлением Главы Администрации Томского района № 526 от 18.02.2006 «О предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование на 2007 год» были утверждены объемы предоставления участков лесного фонда в границах Александровского и Корниловского сельских лесхозов в краткосрочное пользование с целью удовлетворения потребностей в лесоматериалах населения, бюджетных организаций и сельхозпроизводителей района, основанием для которого явилось распоряжение Администрации Томской области от 05.12.2006 № 365-р «О предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование на 2007 год», принятое в соответствии со ст. ст. 43,47 Лесного кодекса РФ 1997 года. Доводы жалобы исследовались судом при рассмотрении дела, в решении им дана оценка.
В отзыве на кассационную жалобу Администрации Томского района представитель ТУ Росимущества в Томской области просит решение суда отменить, кассационную жалобу Администрации Томского района удовлетворить. Приводит те же доводы, что и в судебном заседании.
Судебная коллегия рассмотрела дело в соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие представителя материального истца ТУ Росимущества в Томской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационные жалобы представителей ответчиков Администрации Томского района Тюкова Е.В. и МКП Томского района «Томресурсы» Михайлова А.А. удовлетворению не подлежат по следующему основанию.
Удовлетворяя исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, относится к категории земель лесного фонда, право собственности было разграничено, из государственной собственности он не выбывал, в предусмотренном законом порядке из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения не переводился.
Данный вывод подтвержден совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка в полном соответствии с требованиями закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), и соответствует положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15.09.1966 № 763 «Об улучшении ведения хозяйства в колхозных лесах» колхозам, в том числе Томской области, имеющим в пользовании леса, рекомендовалось организовать межколхозные лесхозы (лесничества) для совместного ведения лесного хозяйства, а также организовать для руководства производственно- хозяйственной деятельностью лесхозов (лесничеств) республиканские (АССР), краевые и областные объединения межколхозных лесхозов.
Согласно «Положению о колхозных лесах», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 144 от 04.03.1968 колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства. Данное Положение предусматривало возможность создания межхозяйственных предприятий (организации) по ведению лесного хозяйства, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о межхозяйственном предприятии
(организации) по ведению лесного хозяйства в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР было поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложено совхозам, в составе которых организация указанных лесхозов нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса РСФСР (с изменениями от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В государственный лесной фонд не входят в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 5 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (ст.26 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 28 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
Статьей 116 Лесного кодекса РСФСР установлено, что для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.
В соответствии со ст. 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также, повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительное действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.
Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Статьей 3 Основ лесного законодательства РФ установлено, что к ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений относятся, в том числе, вопросы распоряжения совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономными областями, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Основ лесного законодательства РФ лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством, (ст. 53 Основ лесного законодательства РФ).
При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов (ст. 74 Основ лесного законодательства РФ).
Согласно ст. 75 Основ лесного законодательства РФ при лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Основы Лесного законодательства РФ от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Статья 7 Лесного кодекса РФ 1997 года предусматривала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Статьей 10 Лесного кодекса РФ 1997 года предусмотрено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.
Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ 1997 года в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов РФ (ст. 46, ст.47 Лесного кодекса РФ 1997 года ). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы – Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы (ст.53 Лесного кодекса РФ 1997 года).
Согласно ст. 72 Лесного кодекса РФ 1997 года лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 № 1601 было утверждено Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Постановлениями Правительства РФ от 03.07.1997 № 804 и 11.08.1998 № 1090 в качестве специального уполномоченного государственного органа управления в этой области было определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, приказом которого от 30.10.1998 № 634 в субъектах РФ были созданы Управления лесами сельскохозяйственных организаций (сельские лесхозы), пришедшие на смену межхозяйственным лесхозам.
На основании приказа Минсельхозпрод РФ от 16.11.1998 № 7-234 10.12.1998 было создано ГУ «Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций
«Томсксельхозлес», согласно Уставу которого оно приняло полномочия оперативного управления федеральной собственностью – сельскими лесами Томской области. В 2001 году Минсельхозпрод РФ реорганизован в Министерство сельского хозяйства РФ. В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ГУ «Томсксельхозлес» на участок лесного фонда площадью 93838,5 га с условным номером /__/, о чем 14.02.2001 выдано свидетельство о регистрации права серии /__/, указано обременение правами третьих лиц, в том числе правами безвозмездного пользования участком лесного фонда колхоза «Вершининский» (правопреемника ТОО «Вершининское»). Впоследствии ГУ «Томсксельхозлес» переименовывалось, реорганизовывалось, универсальным правопреемником его стало ОГУ «Томские леса». Согласно договору безвозмездного пользования участком лесного фонда от 27.11.2001 и Приложений к нему № 1 и № 2, заключенному между ФГУ «Томсксельхозлес» и колхозом «Вершининский», зарегистрированному в ТОРЦ (в настоящее время Управление Росреестра по Томской области), данному колхозу передан в безвозмездное пользование на 49 лет участок лесного фонда площадью 3500 га из состава земель лесного фонда, расположенный в кварталах 102-123 Вершининского лесничества ФГУ «Томсксельхозлес».
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.
Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что на территории Томского района Томской области был создан Межхозяйственный лесхоз «Томский», осуществлявший свою деятельность на землях лесного фонда, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций (колхозов, совхозов, опытных полеводческих хозяйств). В составе указанного лесхоза в качестве структурного подразделения было создано Вершининское лесничество, осуществлявшее свою деятельность на землях лесного фонда, в том числе на землях, находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций. Спорный земельный участок относился к землям лесного фонда, что подтверждено Объяснительной запиской к Проекту организации лесного хозяйства Межхозяйственного лесхоза « Томский» Томского производственного объединения
«Томскмежхозлес» на 1988-1997 годы, образованного приказом Томского производственного объединения «Томскмежхозлес» № 48 от 24.12.1973. Лесхоз состоял из шести лесничеств, в том числе «Вершининского», имеющего площадь лесного фонда 23488 га. В состав лесхоза вошли двадцать хозяйств, в том числе совхоз «Вершининский», имеющий лесные земли площадью 3920 га, и ОПХ им. Б.Н. Сидоренко, имеющее лесные земли в размере 17629 га. Предыдущее лесоустройство в Вершининском лесничестве проводилось в 1976 году, текущее – в 1987 году. Общая площадь лесного фонда, входящая в состав Томского межлесхоза, в том числе Вершининского лесничества площадью 23488 га, была утверждена протоколом второго лесоустроительного совещания от 30.03.1988 по устройству лесов Томского межхозлесхоза Томского района Томской области. Проведение лесоустроительных работ подтверждено и Планом лесонасаждений Вершининского лесничества межхозяйственного лесхоза «Томский» (лесоустройство 1987 года, выполненное 3-ей Минской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия в/о
« Лесопроект»), таксационным описанием Вершининского лесничества.
Стороны не оспаривали, что спорный земельный участок с кадастровым номером /__/ располагается на землях Вершининского лесничества, что также подтверждено и документами, перечисленными судом в решении, показаниями свидетеля Б., работавшего лесничим Вершинского лесничества в период с 1997 по 2008 годы. В таксационном описании Вершинского лесничества Томского межхозяйственного лесхоза за 1988 год указано, что территория кварталов № 104, 106, 107 и 108, на которых располагается спорный земельный участок, покрыта лесом, возраст деревьев составляет от 15 до 70 лет.
Правопреемником совхоза «Вершининский» 06.05.1993 стало ТОО «Вершининское» (в некоторых документах оно указано как АО «Вершининское», но с таким наименованием зарегистрировано не было), впоследствии ТОО «Вершининское» было реорганизовано в колхоз «Вершининский», который 03.12.2010 ликвидирован вследствие банкротства.
Постановлением Главы Администрации Томского района № 702-з от 29.09.1993, Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей /__/, экспликацией земель подтверждено, что АО «Вершининское» (ТОО Вершинское») было предоставлено в коллективную долевую собственность 3367 га земель и в постоянное бессрочное пользование 3806 га земель, в том числе 3345 га лесов и кустарников. Стороны не отрицали нахождение спорного участка на землях, предоставленных сельскохозяйственному предприятию в пользование, после реорганизации совхоза «Вершининский».
В Земельных отчетах за 1989-1991, 2000 - 2002 годы указано, что в ведении совхоза «Вершининский», затем в пользовании колхоза «Вершининский» находились лесные площади, при этом древесно- кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, на землях сельскохозяйственного назначения не имелось. В отчете ФГУ « Томсксельлес» за 2003 год «О государственном учете лесного фонда» (форма № 1 и 2) площадь лесных земель совпадает с площадями земельного баланса на 01.01.2003. Общая площадь земель лесного фонда Корниловского и Александровского сельского лесхоза – Филиала ФГУ «Томсксельлес», в том числе Вершининского лесничества составляла 223690 га. Отчет подписан руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Томского района.
В договоре /__/ от 17.01.2011, заключенном между администрацией Томского района и МКП Томского района «Томресурсы» о перечислении таксационной стоимости лесных насаждений, в договоре подряда /__/ от 17.01.2011, заключенном между МПК Томского района «Томресурсы и ООО «Велес плюс», указано, что спорный участок покрыт полностью лесом. В приложении к договору /__/ от 17.01.2011 – акта натурального обследования от 17.12.2010 следует, что возраст деревьев подлежащих сносу на спорном участке составляет от 107 до 110 лет.
Судом сделан вывод о том, что спорный земельный участок ранее и в момент предоставления его в 1993 году в составе других земель в пользование правопреемникам совхоза «Вершининский» - сельскохозяйственной организации ТОО «Вершининское» (АО «Вершинское») располагался на землях лесного фонда и относился к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, действовавшего в указанный период времени принадлежал на праве собственности государству. Доказательств тому, что спорный земельный участок в соответствии с указанным в законе порядком был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения либо в иную категорию земель, не представлено, как и не представлено доказательств тому, что спорный участок лесного фонда передавался из государственной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а потому вывод суда о том, что спорный земельный участок до настоящего времени относится к категории земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, является правильным. В связи с чем доводы кассаторов об обратном, являются необоснованными.
Муниципальный орган незаконно, в отсутствие полномочий распорядился не принадлежащим ему имуществом, поэтому суд правильно признал постановление Главы Томского района № 2088-з от 30.07.2010 «О предоставлении земельного участка в окрестностях с. Яр» незаконным и признал недействительными
( ничтожными) договор /__/ от 17.01.2011 и договор подряда /__/ от 17.01.2011.
Доказательств тому, что спорный участок был отнесен к категории земель сельскохозяйственных угодий с произрастающей на нем древесно- кустарниковой растительностью, не представлено. Не постановка на учет спорного земельного участка в Лесной реестр автоматически не лишает право собственности Российской Федерации на спорный участок лесного фонда. Поскольку договор /__/ от 17.01.2011 признан недействительным (ничтожным), то у МКП Томского района
«Томресурс» отсутствуют основания для пользования спорным земельным участком. Ссылка в жалобе представителя данного ответчика на судебную практику не является основанием к отмене законного решения суда, т.к. спорный участок земли лесного фонда находился в государственной собственности, собственность разграничена, из собственности РФ он не выбывал, границы его были установлены лесоустроительными документами, категория земельного участка в законном порядке не менялась.
Иск был заявлен как в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так и в защиту интересов Российской Федерации. Обстоятельства дела судом определены правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено. Решение суда постановлено в соответствии с законом. Оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Томского районного суда Томской области от 29 июня 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ответчика Администрации Томского района Тюкова Е.В., представителя ответчика Муниципального казенного предприятия Томского района «Томресурсы» Михайлова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: