ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-6445/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Тимохина И.В. и Матыциной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисовой Ю.П. на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года по административному делу № 2а-431/2019 по административному исковому заявлению Денисовой Ю.П. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего содержание кассационной жалобы и обстоятельства административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Денисова Ю.П. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - административный ответчик) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №. По данным государственного лесного реестра указанные земельные участки принадлежат государственному лесному фонду, в том время как сведения об этом в едином государственном реестре недвижимости не содержатся.
Как указывает административный истец, выявленное противоречие в сведениях государственных реестров является препятствием для ведения ею хозяйственной деятельности на принадлежащих земельных участках. С целью устранения указанных противоречий административный истец обратилась к административному ответчику с письменным обращением, ответ по существу заявленных в письменном обращении вопросов дан не был, действий по исключению сведений о расположении земельных участков с кадастровыми номерами № в границах территории лесного фонда Иглинского лесничества в квартале 138 выделе 3 Пушкинского участкового лесничества административным ответчиком совершено не было. Полагая, что указанное бездействие нарушает ее права и законные интересы, административный истец, обратившись в суд, просила признать его незаконным, а также обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан исключить из государственного лесного реестра сведения о расположении земельных участков с кадастровыми номерами № в границах территории лесного фонда Иглинского лесничества в квартале 138 выделе 3 Пушкинского участкового лесничества.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 года административные исковые требования Денисовой Ю.П. удовлетворены частично, постановлено: признать бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по разрешению ходатайства Денисовой Ю.П. об исключении сведений о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами № к землям лесного фонда незаконным и нарушающим права и законные интересы Денисовой Ю.П.; обязать административного ответчика Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (главу ведомства или иное должностное лицо, в чью компетенцию входит принятие соответствующего решения) устранить нарушение прав и законных интересов Денисовой Ю.П. путем разрешения ее ходатайства об исключении сведений о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами № к землям лесного фонда в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения, о чем незамедлительно сообщить суду и административному истцу. В удовлетворении остальной части административных исковых требований административного истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 года в части признания бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан незаконным и определения способа восстановления нарушенного права отменено с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Денисовой Ю.П.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 24 января 2020 года, Денисова Ю.П. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ее требований о возложении на административного ответчика обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о расположении спорных земельных участков, поскольку возложенные судом на административного ответчика обязательства не приведут к восстановлению нарушенных прав административного истца. Не соглашаясь с апелляционным определением суда апелляционной инстанции Денисова Ю.П. считает, что суд не принял во внимание положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в соответствии с которыми надлежащим органом, в компетенцию которого входит осуществление действий по исключению из государственного лесного реестра сведений о земельных участках, является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, и необходимости в направлении заявления Денисовой Ю.П. в иные органы не имелось.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего административного дела допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов административного дела, Денисовой Ю.П. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>, соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением с приложением документов, в соответствии с которым, в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков к определённой категории земель, просила уполномоченный орган оказать содействие и исключить сведения о расположении земельных участков в границах территории лесного фонда Иглинского лесничества в квартале 138 выделе 3 Пушкинского участкового лесничества.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец предоставила административному ответчику дополнительные письменные пояснения об образовании и переходе права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № с приложением дополнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на заявление Денисовой Ю.П. направлен ответ о том, что вопрос об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из сведений государственного лесного реестра будет передан на рассмотрение Межведомственной рабочей группы по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра о лесных участках.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком Денисовой Ю.П. направлен повторный ответ, из содержания которого следует, что по результатам рассмотрения Межведомственной рабочей группой по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра о лесных участках вопроса об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из сведений государственного лесного реестра было выявлено противоречие в данных Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра в части категории земельных участков. В целях защиты интересов Российской Федерации в области лесных отношений указанная информация будет передана в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая административные исковые требования Денисовой Ю.П. и принимая решение о частичном их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что в нарушение требований закона, регулирующего спорные правоотношения, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в установленные сроки не приняло решение и не направило ответ по существу заявления Денисовой Ю.П. об исключении сведений о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами № к землям лесного фонда. Отклоняя как необоснованное требование административного истца о возложении на Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о расположении спорных земельных участков в границах территории лесного фонда Иглинского лесничества в квартале 138 выделе 3 Пушкинского участкового лесничества, суд указал, что удовлетворение подобного требования означало бы вмешательство суда в компетенцию органов исполнительной власти, что противоречит конституционному принципу разделения властей.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной выше части, суд апелляционной инстанции указал, что Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан до принятия Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу соответствующего решения по направленной в его адрес информации, не имеет объективной возможности рассмотреть заявление Денисовой Ю.П. по существу.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, противоречащими нормам материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Статьёй 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
В силу положений части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
По смыслу положений пункта 3 статьи 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2013 года № 285, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и пожарный надзор в лесах, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан.
Из системного толкования приведенных выше положений нормативных правовых актов применительно к рассматриваемому административному спору следует, что уполномоченным органом по разрешению заявлений заинтересованных лиц по исключению из государственного лесного реестра сведений о земельных участках на территории Республики Башкортостан является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
В свою очередь, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, согласно Положению об этом органе, утвержденному Приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 203, является контролирующим органом за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений и, соответственно, не наделен компетенцией по осуществлению действий по исключению из государственного лесного реестра сведений о земельных участках на территории Республики Башкортостан.
Указанные нормы материального права судом апелляционной инстанции при осуществлении пересмотра решения суда первой инстанции во внимание приняты не были.
Между тем, как правильно было установлено судом первой инстанции, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в отсутствие правовых оснований, вопреки требованиям Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», уклонился от фактического разрешения заявления Денисовой Ю.П. по существу поставленных ею вопросов и сообщил ей лишь о направлении информации по спорным земельным участкам в иные органы.
Несоблюдение административным ответчиком надлежащего порядка рассмотрения заявления Денисовой Ю.П. правомерно признано судом первой инстанции как незаконное, влекущее нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отказывая в требованиях Денисовой Ю.П. о возложении на административного ответчика обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о расположении спорных земельных участков, суд первой инстанции обоснованно указал, что удовлетворение подобного требования означало бы вмешательство суда в компетенцию органа исполнительной власти, который по существу данное заявление Денисовой Ю.П. не рассмотрел и, следовательно, решение суда в этой части подменяло бы функции данного органа.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан объективной возможности принять решение по обращению Денисовой Ю.П. до принятия мер в соответствии с действующим законодательством Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу являются необоснованными, поскольку Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» взаимосвязи между итоговым решением по заявлению заинтересованного лица и позицией по этому вопросу учреждения, осуществляющего контроль за деятельностью органа государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, не устанавливает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применив нормы материального права, вопреки требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в отсутствие законных оснований, необоснованно отменив законное решение суда первой инстанции, постановил новое решение, которое не отвечает положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В этой связи, апелляционное определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года в части отмены решения Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 года и принятии нового решения отменить, решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 года оставить в силе.
Председательствующий:
Судьи: