НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 № 88А-21254/2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-21254/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2021 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Белова В.И., Тимохина И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 2 сентября 2021 года кассационную жалобу Косова А.А. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу № 2А-916/2021 по административному исковому заявлению Косова А.А. о признании решения УФНС по Оренбургской области № 16-10/13495 от 3 сентября 2020 года, решения ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга № 1146 от 10 марта 2020 года, требования об уплате налога № 36342 по состоянию 12 августа 2020 года незаконными.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Косова А.А. по доверенности Шило М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя, возражения представителя Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области (правопреемник ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга) Кузнецовой Е.В., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года, отказано в удовлетворении требований Косова А.А. о признании незаконными решения ИФНС по Ленинскому району города Оренбурга от 3 сентября 2020 года № 16-10/13495 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года № 1146 об оставлении жалобы без удовлетворения, требования № 36342 от 12 августа 2020 года об уплате налога, пени, штрафа.

В кассационной жалобе Косов А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, указав, что выводы суда об отсутствии у заявителя статуса индивидуального предпринимателя на момент совершения сделок купли-продажи является ошибочным, поскольку обладал данным статусом 6 лет, статус прекращён 2 декабря 2019 года. Сделки по отчуждению объектов недвижимости осуществлялись в период наличия у Косова А.А. статуса индивидуального предпринимателя.

Отмечает, что судами не дана оценка тому, что административным истцом в 2018 году систематически осуществлялись операции купли-продажи объектов недвижимости без цели их использования в личных целях, а каждый из объектов имеют назначение, отличное от фактически используемого, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации является признаком предпринимательской деятельности.

Кроме того, Косов А.А. указывает на необоснованность вывода о том, что его доходы, полученные из деятельности, не перечисленной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), относятся к доходам физических лиц. Считает указанный подход неверным, поскольку заявленные при регистрации виды деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, а присвоение какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает его права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды.

Косов А.А. обращает внимание на то, что он ошибочно не отразил в декларации по упрощённой системе налогообложения доходы от реализации недвижимого имущества, а подать корректировочную налоговую декларацию не имеет возможности в связи с исключением из ЕГРИП и прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя со 2 февраля 2019 года. Вопреки положениям статей 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган доначислил данные суммы налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по декларации, поданной по форме 3-НДФЛ в рамках камеральной проверки данной декларации.

Представителем УФНС России по Оренбургской области и межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области поданы отзывы на кассационную жалобу, в которых просит оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу Косова А.А. – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При изучении доводов кассационной жалобы и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц».

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относится, в том числе и доход от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учётом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Судами установлено, что в период с 18 апреля 2013 года по 2 декабря 2019 года Косов А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно выписке из ЕГРИП им осуществлялись следующие виды деятельности: деятельность ресторанов, розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами, прочая розничная торговля, деятельность баров, автомобильного грузового транспорта, разбор и снос зданий, земляные работы, производство общестроительных работ, монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций, устройство покрытий зданий, прочие строительные работы, монтаж строительных лесов, строительство фундаментов, бурение водяных скважин, бетонные, железобетонные, каменные, электромонтажные, санитарно-технические работы, монтаж металлоконструкций, прочего инженерного оборудования, штукатурные работы, столярные, плотнические, малярные, стекольные, отделочные работы, аренда строительных машин и оборудования с оператором.

По состоянию на 28 июня 2017 года за Косовым А.А. зарегистрировано недвижимое имущество, а именно: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>; земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес>; нежилое помещение прирельсового склада с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с договорами купли-продажи от 19 апреля 2018 года и от 27 ноября 2018 года Косов А.А. продал указанное имущество за 310 000 рублей, в том числе 200 000 рублей - земельные участки, 110 000 рублей - помещения.

20 августа 2019 года Косов А.А. представил в ИФНС по Ленинскому району города Оренбурга налоговую декларацию на доходы физических лиц за 2018 год по доходам, полученным от реализации недвижимости. Сумма налога к уплате указана 0.

В связи с поступлением декларации в отношении Косова А.А. налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка.

Согласно акту проверки от 3 декабря 2019 года по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость объектов недвижимости составила:

земельный участок кадастровый номер , по адресу <адрес> - 6 872 027 рублей;

земельный участок кадастровый номер по адресу <адрес> - 212 902 рубля;

нежилое помещение прирельсового склада кадастровый номер по адресу <адрес> - 11 959 718,68 рублей;

здание кадастровый номер по адресу <адрес> - 49 454,06 рубля.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Косову А.А. доначислен налог на доходы физического лица от продажи недвижимого имущества в размере 1 575 063 рубля (19 094 101,74 рубль (кадастровая стоимость объектов) * 0,7 (понижающий коэффициент) - 350 000 рублей (налоговый вычет)) * 13% = 1 575 063 рубля.

10 марта 2020 года ИФНС по Ленинскому району города Оренбурга вынесено решение № 1146, в соответствии с которым Косову А.А. предложено оплатить НДФЛ в размере 1 575 063 рубля, пени в размере 83 662,10 рубля и штраф в соответствии со статьями 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учётом положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 157 506 рублей.

В связи с неисполнением решения от 10 марта 2020 года в адрес Косова А.А. выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12 августа 2020 года, установлен срок исполнения до 22 сентября 2020 года.

Решением заместителя руководителя УФНС по Оренбургской области Демченко Д.Г. от 3 сентября 2020 года № 16-10/13495 решение от 10 марта 2020 года оставлено без изменения, а жалоба Косова А.А. - без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу, что Косову А.А. правомерно доначислен налог на доходы физического лица.

Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями.

Статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также судами дана правильная критическая оценка доводу административного истца о том, что недвижимое имущество могло использоваться исключительно для предпринимательской деятельности и необоснованном применении главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, гражданин - индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод, и в этом смысле его имущество юридически не разграничено.

В связи с этим для квалификации полученных предпринимателями доходов от использования имущества применяются следующие критерии: цель приобретения имущества, характер использования имущества, его функциональное назначение, систематичность продажи имущества либо систематическое использование его для получения дохода и другие.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года указано, что в отношении деятельности по приобретению и реализации объектов недвижимости вывод о её предпринимательском характере также может быть сделан с учётом множественности (повторяемости) данных операций.

При этом судами приняты во внимание письменные пояснения Косова А.А., данные им в ходе камеральной налоговой проверки, проведенной на основе налоговой декларации индивидуального предпринимателя Косова А.А. по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения за 2018 год, в которой он указал, что недвижимое имущество (строения, сооружения) с кадастровыми номерами 56:26:1501012:506, 56:26:0318002:81 в предпринимательской деятельности им не использовалось. Из договоров купли-продажи также следует, что данное имущество приобретено и продано Косовым А.А. как физическим лицом. При подаче в 2018 году индивидуальным предпринимателем Косовым А.А. декларации УСН доходы от реализации недвижимого имущества не были включены в состав доходов от предпринимательской деятельности (от реализации недвижимого имущества). Указанные доходы были им заявлены в налоговой декларации как доходы физического лица.

Таким образом, Косову А.А. правомерно доначислен налог на доходы физического лица в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 228, пунктом 1 статьи 210, пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисленный с применением положений пункта 15 статьи 378.2 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавших в редакции до 1 января 2019 года, без учёта решения Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года об установлении кадастровой стоимости (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Довод кассационной жалобы о необоснованном исчислении налога по правилам главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации также не состоятелен и по тому, что налог с доходов от предпринимательской деятельности от продажи названного выше имущества Косовым А.А. также не оплачивался.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Освобождение от уплаты налога в силу данных законоположений не допустимо.

При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что в период с 18 апреля 2013 года по 2 декабря 2019 года административный истец осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем реализованное недвижимое имущество подлежало налогообложению по упрощённой системы налогообложения, несостоятелен.

Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Косова А.А. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 октября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

Определение19.10.2021