НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 № 88А-22431/2023

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 03RS0003-01-2022-011269-07

№ 88а-22431/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 28 августа 2023 года кассационную жалобу Каримова М.Х. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года по административному делу № 2а-1534/2023 по административному исковому заявлению Каримова М.Х. к Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, УФНС по Республике Башкортостан, ФНС России, начальнику отдела урегулирования состояния расчетов с бюджетом и работы с платежами № 3 Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан Набиевой Н.Р. о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, УФНС по Республике Башкортостан, ФНС России – Щербаковой П.М., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Каримов М.Х. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан в качестве адвоката с 6 августа 2012 года, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.

Каримов М.Х. в 2021 году не уплатил страховые взносы в установленные законом сроки, в связи с чем образовалась следующая задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год (за период с 1 января по 10 января) в размере 785,03 руб.

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 8 426 руб.

В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 3,56 руб.

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 38,20 руб.

В адрес налогоплательщика направлено требование № 3481 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27 января 2022 года.

28 марта 2022 года Каримовым М.Х. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год, в которой заявлен стандартный налоговый вычет на себя в размере 3 500 руб., стандартный налоговый вычет на детей в размере 19 600 руб. и социальный налоговый вычет по обучению ребенка в размере 50 000 руб. Согласно представленной декларации сумма налога на доходы физических лиц к возврату из бюджета составила 9 503 руб. ((3 500 + 19 600 + 50 000) х 13%).

Камеральная налоговая проверка декларации завершена налоговым органом 18 мая 2022 года, сумма НДФЛ подтверждена в полном объеме в размере 9 503 руб.

Между тем Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан приняты решения от 26 мая 2022 года № 871290, 871291, 871293 о зачете налога на доходы физических лиц в счет погашения задолженности по:

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 785,03 руб.

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 8 426 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 291,97 руб.

31 октября 2022 года Каримов М.Х. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан по взысканию с него денежных средств, по зачету денежных средств по налоговому вычету в счет необоснованной задолженности; обязать Межрайонную ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан осуществить возврат денежных средств; обязать ФНС России снять его с учета как лицо, обязанное оплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Каримов М.Х. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что является ветераном боевых действий, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в связи с чем не должен оплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

От представителей Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, УФНС по Республике Башкортостан, ФНС России поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают за расчетный период 2021 года:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статья 6 и статья 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что Каримов М.Х. относится к категории плательщиков, которые освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Для указанной категории плательщиков освобождение от уплаты страховых взносов на медицинское страхование данной нормой не предусмотрено.

Поскольку Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступил в силу 10 января 2021 года, Каримову М.Х. за период с 1 января по 10 января 2021 года начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 785,03 руб.

В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемые действия административного ответчика соответствуют требованиям закона, прав заявителя не нарушают.

Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.

Довод кассационной жалобы о том, что Каримов М.Х. как ветеран боевых действий и пенсионер МВД освобожден от уплаты страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января по 10 января 2021 года подлежит отклонению в силу следующего.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не имеет обратной силы, в связи с чем его положения не могут быть применены ранее 10 января 2021 года.

Также несостоятельны доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного истца обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2021 года.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сохранение за отдельными категориями граждан, уволенных с военной службы, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения с военной службы, правового статуса военнослужащих, а также продолжительности военной службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвокатов, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования нарушает их конституционные права (определении от 27 октября 2022 года № 2716-О).

Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каримова М.Х.- без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: