НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2023 № 88А-21089/2023

№ 88А-21089/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 29 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

судей Сапрыгиной Л.Ю., Зариповой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тихомирова Сергея Николаевича на решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие в п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 05 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 сентября 2023 года, принятые по административному делу №2а-513/2023 по административному иску Тихомирова Сергея Николаевича к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Тихомиров С.Н. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о присуждении компенсации в размере 450 000 рублей за нарушения условий содержания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившихся в ограничении проведения прогулок и в несоблюдении требований закона об охране защиты жизни и здоровья; возложении на учреждение обязанности принять надлежащие меры по устранению допущенных нарушений путем предоставления ежедневной прогулки продолжительностью полтора часа и незамедлительного направления на обследование с помощью МРТ в областную больницу УФСИН России по Тюменской области; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда за нарушение установленных требований закона условий содержания в ИУ ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.

В последующем Тихомиров С.Н. уточнил требования, дополнив их требованием о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившихся в несоблюдении требований закона об обеспечении надлежащим вещевым довольствием, и обязать учреждение прекратить практику нашивки белых полос на костюмы и телогрейки для осужденных к пожизненному лишению свободы. Также, просит взыскать в его пользу компенсацию в размере 450 000 рублей.

К участию в деле в качестве административных ответчиков ответчиков привлечены ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-ненецкому автономному округу, УФСИН России по ЯНАО, филиал медицинской части № 9 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России».

Определением суда от 16 марта 2023 года требования Тихомирова С.Н. о признании действий ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившиеся в ограничении проведения прогулок, в несоблюдении требований закона об обеспечении надлежащим вещевым довольствием, незаконными; возложении обязанности принять меры по устранению допущенных нарушений путем предоставления ежедневной прогулки продолжительностью полтора часа, прекратить практику нашивания белых полос на костюмы и телогрейки для осужденных к пожизненному лишению свободы; взыскании компенсации выделены в отдельное производство.

Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 05 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 сентября 2023 года требования Тихомирова С.Н. удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу по обеспечению надлежащих условий содержания Тихомирова С.Н. в исправительном учреждении. С Российской Федерации, в лице главного распорядителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тихомирова С.Н. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной 25 сентября 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Тихомиров С.Н. просит решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие в п.г.т. Туругым Тугулымского района Свердловской области от 05 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 сентября 2023 года, отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных решений в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение оспариваемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Тихомиров С.Н. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО с 15 марта 2008 года.

В период с 15 марта 2022 года по 05 апреля 2023 года ежедневная прогулка Тихомирову С.Н. не обеспечивалась.

Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, установлены статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, частью второй которой предусмотрено, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью 1,5 часа.

Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд, принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, исходил из наличия нарушений условия содержания Тихомирова С.Н. под стражей в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившихся в не предоставлении ежедневных прогулок.

Установив факт нарушения административными ответчиками прав и законных интересов Тихомирова С.Н., суд первой инстанции с учетом характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых допущено нарушение и его последствия, взыскал с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 руб.

При этом, нарушений со стороны административного ответчика в части обеспечения надлежащим вещевым довольствием, суд первой инстанции не установил. При этом районный суд исходил из того, что наличие на одежде осужденных нашивок белых полос не нарушает прав и не затрагивает интересы осужденных, не носит дискриминационный характер, не унижает и не умаляет человеческое достоинство осужденных.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил спор в соответствии с законом.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами судей по доводам кассационной жалобы не имеется.

По смыслу положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).

Согласно абзацу одиннадцатому пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 (действовали до 06.01.2017), осужденные в исправительных учреждениях обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, в колониях-поселениях могут носить гражданскую одежду.

Аналогичные положения содержатся в действовавших до 2022 года Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 и действующих в настоящее время Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110.

Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.

Приложение N 4 Норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года N 216, содержит описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, согласно пункту 1.4 перед куртки имеет бейки (полоски) по линии притачивания кокетки, карманы с притачными бейками (полосками), спинка с кокеткой, переходящей на перед, и бейкой (полоской) по линии притачной кокетки; брюки в области колет настрочены бейками (полосками). На куртке утепленной (пункт 1.3) и брюках утепленных (пункт 1.15) также предусмотрена нашивка беек (полосок).

Образцы ношения формы осужденных ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО утверждены приказом руководства данного учреждения от 14.03.2017 № 44-ос, которым предусмотрено наличие на форме светлых полосок (беек), что отражено в фототаблице, являющейся приложением к приказу. Данный приказ утратил силу 08.09.2022 с принятием приказа № 291-ос.

Согласно приказу № 291-ос от 08.09.2022, приказ № 44-ос признан утратившим силу. Этим же приказом утверждены образцы формы одежды осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. Согласно приложению № 1 к приказу, на нем изображены образцы ношения летней и зимней формы одежды осужденных особого режима к пожизненному лишению свободы. На куртках и брюках имеются нашивки в виде белых полос.

Разрешая требования Тихомирова С.Н. в части обеспечения надлежащим вещевым довольствием, суд первой инстанции, с выводом которого согласилась и судебная коллегия областного суда, пришел к верному выводу о том, что наличие дополнительных беек («полосок») само по себе какого-либо негативного смыслового значения не содержит, доводов о том, каким образом наличие дополнительных беек, которые сами по себе приказом Минюста России № 216 предусмотрены, а также их цвет, нарушали его права, свободы и законные интересы и, в частности, унижали и умаляли его человеческое достоинств, административным истцом не приведено.

Осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками, и само по себе нанесение на одежду осужденных дополнительных полосок (беек) не противоречит соответствующему действующему законодательству, не изменяет характера одежды на оскорбительный или унижающий человеческое достоинство, не направлено на причинение осужденным какого-либо вреда, физических и нравственных страданий, в силу чего не может быть расценено как основание для взыскания в пользу административных истцов компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Форма одежды, утвержденная приказом начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу N 44-ос "Об утверждении образцов ношения формы одежды осужденных ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО"(приложение N 3), а также приказом № 291-ос (приложение №1) соответствует образцам одежды, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года N 216.

Приведенные административным истцом ссылки на судебную практику по делам иных осужденных к лишению свободы лиц, как правильно указано судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по данному административному делу.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления Тихомирова С.Н. и определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации, вопреки доводам кассационной жалобы, суды обоснованно исходили из доказанности несоблюдения ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО права административного истца на ежедневные прогулки, учли принципы разумности и справедливости, характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых нарушения допущены.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, правовую и процессуальную позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие в п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 05 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тихомирова Сергея Николаевича - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи