НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2020 № 88А-3499/20

№ 88а-3499/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 26 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Савельевой Л.А.

судей Чирковой Т.Н., Сапрыгиной И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ширинкина Андрея Владимировича на решение Кусинского районного суда Челябинской области от 20 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 июля 2019 года по административному делу № 2а-23/2019 по его иску к Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н., объяснения представителя административного истца Полушкина С.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей административного ответчика Путилиной Т.П., Куликовой Ю.Б., заинтересованного лица Управления ФНС России по Челябинской области Одинцова А.А., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решениями МИФНС России № 21 по Челябинской области от 17 мая 2018 года №№ 5315, 5316, 5317, оставленными без изменения решением Управления ФНС России по Челябинской области от 01 ноября 2018 года № 16-07/006390, отказано в привлечении Ширинкина А.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в возврате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2014-2016 годы в размере 186 404 руб.

Ширинкин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решений об отказе в возврате НДФЛ незаконными, возврате, с учетом уточнения, суммы излишне удержанного налога 109 069,92 руб., процентов за нарушение срока возврата (т. 1 л.д. 203-204).

В обоснование заявленных требований указал, что в спорный период проходил службу в Коллективных силах по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, поэтому доход, полученный от прохождения указанной службы, не подлежит налогообложению.

Решением Кусинского районного суда Челябинской области от 20 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 июля 2019 года, требования Ширинкина А.В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной 13 января 2020 года, Ширинкин А.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов как постановленных с нарушением норм материального права и о вынесении нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Ширинкин А.В. являлся военнослужащим, проходившим службу в 2013-2016 годах в составе воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, выполнял задачи по восстановлению законности и правопорядка.

04 декабря 2017 года Ширинкин А.В. в МИФНС России № 21 по Челябинской области представил налоговые декларации формы 3-НДФЛ за 2014-2016 годы.

05 марта 2018 года налоговым органом в адрес Ширинкина А.В. направлены требования №№ 2339, 2341, 2342 о предоставлении пояснений ввиду выявления противоречий и ошибок в сведениях, содержащихся в предоставленных документах.

ИФНС России № 21 по Челябинской области в период с 04 декабря 2017 года по 05 марта 2018 года в отношении Ширинкина А.В. проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления налогов в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.

По результатам проверки составлены акты от 21 марта 2018 года №№ 1191, 1192, 1193, которыми установлено завышение НДФЛ, заявленных к возврату из бюджета, вынесены решения от 17 мая 2018 года №№ 5315, 5316, 5317 об отказе в привлечении Ширинкина А.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения и в возврате НДФЛ за 2014-2016 годы в размере 186 404 руб.

По мнению налогового органа, доходы военнослужащих, являющихся резидентами Российской Федерации, полученные от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению НДФЛ.

Решением Управления ФНС России по Челябинской области от 01 ноября 2018 года № 16-07/006390 решения налогового органа оставлены без изменения.

Проанализировав положения налогового законодательства, оценив представленные в материалы дела налоговым органом и налогоплательщиком доказательства в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговые правоотношения возникли между Шириникным А.В. как налогоплательщиком и органом военного управления как налоговым агентом. При наличии налогового агента налоговый орган не наделен правом производить возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога, поэтому Ширинкину А.В. надлежало обратиться за возвратом излишне удержанной суммы налога к налоговому агенту – воинской части 13962 – филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.

Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении норм законодательства, регулирующего спорное правоотношение, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по правильному и своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пункты 1 и 3 статьи 24 НК РФ).

Из содержания пункта 1 статьи 231 НК РФ следует, что возврат излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога осуществляется налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (абзац 1); налогоплательщик вправе подать заявление непосредственно в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога только лишь в случае отсутствия налогового агента (абзац 10).

Установив факт возникновения налоговых правоотношений между Ширинкиным А.В. как налогоплательщиком и органом военного управления как налоговым агентом, суды пришли к правильному выводу о том, что ему следовало обратиться за возвратом излишне удержанной суммы налога к налоговому агенту – воинской части 13962 – филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

Поскольку пункт 1 статьи 231 НК РФ является специальной нормой, регулирующей правоотношения с участием налогового агента и возникшие в результате его действий, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения по заявлению Ширинкина А.В. о возврате налога, удержанного из дохода по месту военной службы.

Доводы Ширинкина А.В. как основанные на неправильном толковании норм налогового законодательства были правильно и аргументировано отклонены судами нижестоящих судебных инстанций.

Таким образом, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Кусинского районного суда Челябинской области от 20 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 16 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ширинкина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи