НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2024 № 88А-1677/2024

№88а-1677/2024 (№ 88а-24295/2023)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 17 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

судей Данилкиной А.Л., Зариповой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 сентября 2023 года по административному делу №2-1455/2023 по иску Куликовой Екатерины Ивановны к Министерству социального развития Пермского края о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкиной А.Л. по обстоятельствам дела и доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Куликова Е.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требований указано, что Куликова Е.И. является малоимущей. Согласно сведениям официального сайта Госуслуги Министерством социального развития Пермского края малоимущим гражданам предоставляется социальная услуга – государственная социальная помощь в форме натуральной помощи. Одним из способов подачи заявки является подача заявления в МФЦ. 03 июня 2022 года Куликова Е.И. обратилась в МФЦ г. Перми филиал Центральный-2 с заявлением о предоставлении указанной услуги и получила отказ в связи с отсутствием данной услуги в перечне государственных услуг на базе МФЦ. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указывает, что в срок до 31 января 2015 года Министерство социального развития Пермского края обязано было принять административный регламент по оказанию услуги – предоставление государственной социальной помощи в форме натуральной помощи и предоставлять данную услугу через МФЦ. Отсутствие административного регламента привело к отказу в принятии заявления Куликовой Е.И. в МФЦ, и как следствие, государственная услуга не была предоставлена. Бездействие Министерства социального развития Пермского края причинило Куликовой Е.И. нравственные страдания.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 сентября 2023 года, исковые требования Куликовой Е.И. удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Министерства социального развития Пермского края, взыскана с Министерства социального развития Пермского края в пользу Куликовой Е.И. компенсация морального вреда в сумме 3 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе, поступившей 27 ноября 2023 года, Министерство социального развития Пермского края просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.

В отзыве на кассационную жалобу Куликова Е.И. просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами нарушений норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а также норм процессуального права не допущено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

На основании частей 1, 3 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: 1) постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг; 2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг; 3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года № 7-п утверждено Положение о Министерстве социального развития Пермского края (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения Министерство является уполномоченным органом на территории Пермского края в сфере социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, а также по реализации региональной семейной политики.

Пунктом 3.1.2 Положения предусмотрены функции Министерства в области предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи, среди которых указана организация предоставления государственной социальной и иной социальной помощи населению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края.

Согласно Закону Пермской области от 30 ноября 2004 года № 1832-389 «О государственной социальной помощи в Пермском крае», постановлению Правительства Пермского края от 24 декабря 2013 года № 1804-п «О предоставлении государственной социальной помощи» проживающие на территории Пермского края малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в форме натуральной помощи.

Постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2013 года № 1804-п утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в форме натуральной помощи (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка (действующего на момент рассмотрения спора) для предоставления натуральной помощи гражданин от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо законный представитель гражданина представляет в письменной или электронной форме в территориальный орган Министерства социального развития Пермского края по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр (далее - МФЦ) заявление о предоставлении государственной социальной помощи в форме натуральной помощи с приложением соответствующих документов.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 Порядка территориальный орган Министерства отказывает заявителю в получении натуральной помощи в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Натуральная помощь также не назначается в случае, если на момент обращения в территориальный орган Министерства заявителю или членам его семьи в текущем году была оказана социальная услуга в виде материальной помощи, предоставляемая в виде денежных средств гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное пособие, предоставляемое гражданам в трудной жизненной ситуации; социальная помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судами установлено и следует из материалов дела, что на едином портале государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о предоставлении Министерством социального развития Пермского края государственной услуги – предоставление государственной социальной помощи в форме натуральной помощи, в том числе, через многофункциональный центр.

Куликова Е.И., являясь малоимущей, 03 июня 2022 года обратилась в Министерство социального развития Пермского края через ГБУ ПК «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи в виде натуральной помощи.

03 июня 2022 года Куликовой Е.И. отказано в приеме документов на предоставление государственной услуги в виде выдачи натуральной помощи (продукты питания), как малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, ввиду отсутствия данной услуги в перечне государственных услуг, предоставляемых на базе МФЦ на основании соглашения о взаимодействии между ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» и Министерства социального развития Пермского края от 02 июля 2021 года № 895.

Также судами установлено, что Приказом Министерства социального развития Пермского края от 27 апреля 2012 года №СЭД-33-01-02-103 утвержден Перечень государственных услуг, предоставляемых Министерством социального развития Пермского края, пункт 73 которого предусматривает предоставление государственной социальной помощи в форме социального пособия или натуральной помощи.

Вместе с тем, административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной услуги - государственной социальной помощи в форме социального пособия или натуральной помощи на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не был принят, что не оспаривалось административным ответчиком.

В ответ на представление прокуратуры Пермского края от 05 апреля 2022 года № 7-52-47-2022 «Об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления государственных услуг в сфере социальной помощи» Министерство социального развития Пермского края 12 мая 2022 года сообщило, что по результатам рассмотрения представления подготовлен проект постановления Правительства Пермского края «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в форме социального пособия или натуральной помощи», а также проект приказа «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи в форме социального пособия или натуральной помощи». В административном регламенте предусмотрена возможность подачи заявления и документов, необходимых для получения государственной услуги в ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ».

Рассматривая требования о признании бездействия Министерства социального развития Пермского края незаконным и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что вопреки требованиям действующего законодательства, Министерством социального развития Пермского края, являющимся исполнительным органом государственной власти Пермского края, участвующим в организации предоставления государственной социальной и иной социальной помощи населению, допущено бездействие в части разработки и утверждения административного регламента по предоставлению государственной услуги – предоставление государственной социальной помощи в форме натуральной помощи, что повлекло для истца негативные последствия в виде отказа многофункционального центра в приеме заявления Куликовой Е.И. на получение государственной услуги, невозможности реализации гарантированного права малоимущего гражданина.

При этом суды, руководствуясь положениями статей 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Куликовой Е.И. о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным бездействием административного ответчика, и с учетом критериев разумности и справедливости установили размер компенсации в сумме 3000 рублей.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Доводы кассационной жалобы о том, что ранее Куликова Е.И. обращалась в суд с требованиями о взыскании компенсации морального вреда в связи с неоказанием ей государственной услуги государственной социальной помощи в виде социального пособия, производство по гражданскому делу № 2-3170/2022 по иску Куликовой Е.И. к Министерству социального развития Пермского края было прекращено, а также доводы о том, что Куликовой Е.И. была предоставлена социальная помощь в виде социального пособия 20 октября 2022 года, были предметом рассмотрения нижестоящих судов и обоснованно отклонены, поскольку при рассмотрении дела № 2-3170/2022 предметом спора являлся отказ в принятии документов в МФЦ по обращению Куликовой Е.И. в иную дату (03 марта 2022 года) и с иным заявлением, а потому данные споры не являются тождественными, произведенная ранее выплата социального пособия правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Вопреки доводам административного ответчика в кассационной жалобе, пропуск срока на обращение в суд, указанный в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований. Срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на пропуск которого указывает автор жалобы, пресекательным не является.

В настоящем деле суды нижестоящих инстанций оснований для отказа в иске по данному основанию обоснованно не усмотрели. При этом о пропуске данного срока в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций административный ответчик не заявлял.

Доводов, способных повлиять на оценку правильности обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.

В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, либо выводы суда не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, что могло бы служить основанием для отмены судебных актов. Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств и с выводами судов первой и апелляционной инстанций об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи