НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2022 № 88А-16142/2022

№ 88А-16142/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 05 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Сапрыгиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коробова Артема Владимировича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 апреля 2022 года по административному делу № 2а-9017/2021 по административному иску Коробова Артема Владимировича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска, Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о возложении обязанности предоставить налоговую льготу по транспортному налогу,

заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав Коробова А.В., настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Центральному району г.Челябинска и УФНС России по Челябинской области Кутепова А.К.,

УСТАНОВИЛА:

Коробов А.В. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее - ИФНС России по Центральному району г. Челябинска), Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области) о возложении обязанности предоставить налоговую льготу по транспортному налогу в соответствии с Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге».

Полагает, что имеет право на льготу в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге» поскольку является военнослужащим войсковой части 2135 и с 23 июня 2016 года имеет право на назначение пенсии по выслуге лет, по пункту «а» статьи 13 раздела II Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации их семей».

Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 апреля 2022 года, в удовлетворении требований Коробову А.В. отказано.

В кассационной жалобе, поданной 29 августа 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Коробов А.В. просит отменить решение Центрального районного суда города Челябинска от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 апреля 2022 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, допущенное судами первой и апелляционной инстанций.

В обоснование доводов кассационной жалобы, повторяя доводы административного иска и апелляционной жалобы настаивает на том, что как военнослужащий, приобретший право на пенсию по выслуге лет, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге» имеет право на льготу по транспортному налогу, предоставляемую пенсионерам и физическим лицам, соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по Центральному району г.Челябинска просит решение Центрального районного суда города Челябинска от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коробова А.В. - без удовлетворения.

В суде кассационной инстанции Коробов А.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.

Представитель ИФНС России по Центральному району г.Челябинска и УФНС России по Челябинской области Кутепов А.К. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки по транспортному налогу в соответствии со статьей 361 Налогового кодекса установлены статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» пенсионеры, а также физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 180 лошадиных сил (до 132,39 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 03 августа 2021 года Коробов А.В. обратился в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на автомобиль SUZUKI GRAND VITARA, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с 23 июля 2016 года по

01 февраля 2020 года и на автомобиль КИА SORENTO, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с 01 февраля 2020 года, приложив заявлению справку войсковой части о возникновении у него с 23 июня 2016 года права на назначение пенсии по выслуге лет, а также удостоверение ветерана военной службы.

16 августа 2021 года ИФНС России по Центральному району г. Челябинска Коробову А.В. отказано в предоставлении налоговой льготы в связи с отсутствием оснований, так как налогоплательщик не соответствует условиям, установленным ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, п. 2 ст. 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге».

Рассмотрев обращение Коробова А.В. от 25 августа 2021 года, УФНС России по Челябинской области (исх. 23-20/1/003612@ от 11 октября 202 года) указало на обоснованность и законность отказа ИФНС России по Центральному району г.Челябинска в предоставлении льготы по транспортному налогу.

Разрешая требования Коробова А.В. отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на пенсию по выслуге лет в соответствии Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации их семей» не является основанием для предоставления льготы по транспортному налогу, поскольку законом субъекта Российской Федерации такой категории пенсионеров льготы не предоставлены.

При этом, районным судом учтено, что условием предоставления льготы получателям пенсии за выслугу лет является достижение требуемого возраста, дающего право на получение льготы (женщинами - 55 лет, мужчинами - 60 лет), т.е. достижение возраста, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С учетом вступления 1 января 2019 г. в законную силу Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в части изменения возраста, дающего право на получение страховой пенсии (женщины - 60 лет, мужчины - 65 лет), также были внесены изменения в возрастные условия предоставления льготы и была внесена отдельная категория лиц предпенсионного возраста.

Судебная коллегия по административным делам областного суда согласилась с такими выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил спор в соответствии с законом.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что Коробов А.В. как военнослужащий, приобретший право на пенсию по выслуге лет, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге» имеет право на льготу по транспортному налогу, предоставляемую пенсионерам и физическим лицам, соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) льгота по транспортному налогу предоставлялась пенсионерам.

01 января 2019 года вступил в законную силу Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в части изменения возраста, дающего право на получение страховой пенсии (женщины - 60 лет, мужчины - 65 лет), также были внесены изменения в возрастные условия предоставления льготы и была определена отдельная категория - лиц предпенсионного возраста.

Соответствующие изменения в категории лиц, имеющих право на получение налоговой льготы, были внесены статьей 2 Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года №775-30 «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области», в соответствии с которой с 1 января 2019 года на физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, распространена налоговая льгота в виде льготной налоговой ставки.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал в принятых и сохраняющих свою силу решениях правовую позицию, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена относятся к дискреционным полномочиям законодателя (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и от 19 июня 2002 года № 11-П), при этом, льготы всегда носят адресный характер, и их введение относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определение от 7 февраля 2008 года №226-0-0 и др.) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года № 1810-0).

При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что факт приобретения Коробовым А.В. права на пенсию по выслуге лет в соответствии Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации их семей», не влечет предоставления ему льготы по транспортному налогу.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Челябинска от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коробова Артема Владимировича - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 06 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи