НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2021 № 88А-6786/2021

№ 88а-6786/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 05 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

судей Зариповой Ю.С., Сапрыгиной Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павлюченко Александра Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные по административному делу № 2а-1760/2020 по административному исковому заявлению Павлюченко Александра Сергеевича к МИФНС России № 16 по Свердловской области о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С., выслушав Павлюченко А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Павлюченко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России №16 по Свердловской области о признании недействительным решения налогового органа о расчете земельного налога за 2018 год на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> с применением ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником указанного земельного участка с видом разрешенного использования: гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей, гаражи для хранения индивидуального транспорта. В предпринимательской деятельности участок не используется. Сам является пенсионером и инвалидом <данные изъяты> группы. Согласно письму налогового органа от 24.12.2019 №14-22/33681 при расчете земельного налога за 2018 год применена ставка 1,5%, однако в соответствии с решением Нижнетагильской городской Думы от уплаты земельного налога в полном объеме освобождаются лица в отношении земельных участков, занятых гаражами, находящимися на праве собственности, но не более одного участка. Административный истец полагает, что, отказывая в освобождении от уплаты земельного налога, инспекцией не были учтены статус лица, обладающего льготами, а также характеристики недвижимого имущества, находящегося на земельном участке - гаражей.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 ноября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Павлюченко А.С. отказано.

В поданной 17 марта 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Павлюченко А.С., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, полагает вынесенные по делу судебные акты незаконными и необоснованными, просит об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.

В возражениях на кассационную жалобу МИФНС России №16 по Свердловской области указала на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Представитель МИФНС России №16 по Свердловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, направил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По общему правилу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения, к числу которых такая категория лиц как пенсионеры не относится.

Пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий лиц, имеющих право на льготу (в том числе на пенсионеров).

Из положений статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что земельный налог устанавливается не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

На территории муниципального образования г. Нижний Тагил земельный налог установлен решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 № 51 «Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога», которым установлены дифференцированные налоговые ставки земельного налога в зависимости от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, налоговые льготы.

В приложении к решению городской Думы приведены категории земель и виды разрешенного использования земельных участков, к которым применятся те или иные ставки. Так для земельных участков, занятых гаражами (индивидуальными, кооперативными) для хранения индивидуального автотранспорта, а также приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, установлена ставка в 0,25%. Для земельных участков, не относящихся к перечисленных в данном приложении - 1,5%.

В силу пункта 6 Решения Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 № 51 «Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога» физические лица, указанные в подпунктах 1 - 7 пункта 5 настоящего Решения (в том числе пенсионеры и инвалиды), освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков (доли в праве на земельный участок), предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, предоставленных для индивидуального жилищного и гаражного строительства, занятых индивидуальными жилыми домами, занятых многоквартирными домами (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилому фонду), занятых гаражами, находящимися на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, но не более одного участка каждого из перечисленных видов разрешенного использования.

Как установлено при рассмотрении дела Павлюченко А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> Данный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей, гаражи для хранения индивидуального транспорта. Площадь участка - 24706 кв.м.

На указанном земельном участке расположены: здание контрольно-пропускного пункта, литер А, площадь 623,9 кв.м., назначение - административное; навес, застроенная площадь 158,5 кв.м., литер Д, назначение нежилое; здание гаража, литер Б, площадь 2525,3 кв.м., назначение - производственное; здание гаража, литер Е, площадь 85,6 кв.м.; здание гаража, литер Ж, площадь 103 кв.м.; здание гаража (пристроенное), литер И, площадь 177,4 кв.м.

Административный истец Павлюченко А.С. является индивидуальным предпринимателем, в 2018 году применял упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц по объектам недвижимости на спорном земельном участке в связи с использованием в предпринимательской деятельности. На момент спорных правоотношений Павлюченко А.С. являлся пенсионером по старости, также ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Поскольку указанный земельный участок расположен на территории Нижнетагильского городского округа Свердловской области, то его налогообложение должно осуществляться в соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и указанным выше решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 № 51 «Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога».

Налогоплательщику в 2018 году начислен земельный налог по ставке 1,5% в размере 134517 рублей.

29.11.2019 Павлюченко А.С. обратился в МИФНС России № 16 по Свердловской области с заявлением, в котором просил произвести перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в связи с тем, что он является плательщиком налога, применяющим УСН, здание контрольно-пропускного пункта, здание гаража, площадью 103 кв.м., здание гаража литер И использовались им в предпринимательской деятельности.

Письмом от 24.12.2019 налоговым органом разъяснен порядок расчета земельного налога за 2018 год. Указано, что льгота по уплате земельного налога в виде освобождения от платы налога не может быть предоставлена, поскольку в соответствии с действующим законодательством льготы для земельных участков с видом разрешенного использования - гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей не предусмотрены. Павлюченко А.С. разъяснено, что ему предоставлена льгота при расчете земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу, что Павлюченко А.С. не имеет права на освобождение от уплаты земельного налога, поскольку земельный участок не относится к конкретным видам разрешенного использования, указанным в пункте 6 решения Думы Нижнетагильского городского округа 22.11.2011 № 51 «Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога».

Доводы о необоснованности судебных актов являются несостоятельными. В настоящем случае с учетом установленных обстоятельств дела судами правильно применены нормы действующего законодательства, регулирующего начисление земельного налога, установленного на территории конкретного муниципального образования.

Так судами достоверно выяснены обстоятельства об установленном виде разрешенного использования спорного земельного участка: гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей, гаражи для хранения индивидуального транспорта, что с учетом содержания пункта 6 решения Думы Нижнетагильского городского округа 22.11.2011 № 51 «Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога» (где указаны виды земельных участков, к которым применимы налоговые льготы), исключает применение налоговой льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога для лиц, указанных в пункте 5 данного решения (в том числе для пенсионеров и инвалидов). С учетом отсутствия оснований для освобождения от уплаты земельного налога налоговый орган обоснованно применил льготу, предусмотренную федеральным законодателем в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом применена ставка в 1,5%, а не 0,25% ввиду использования земельного участка в предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Ошибочное в настоящем случае толкование заявителем норм материального права, регулирующего спорные правоотношения (о возможности применения налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения в отношении всего земельного участка), его субъективная оценка (с учетом неправильного толкования норм права) характера сложившихся правоотношений не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обстоятельствам административного дела, о допущенных судами нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павлюченко Александра Сергеевича - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Мотивированное определение изготовлено 06 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи