НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.08.2022 № 88А-11302/2022

№ 88а-11302/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 03 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Савельевой Л.А.,

судей Сапрыгиной Л.Ю., Феофиловой Л.В.,

с участием прокурора Трошкиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» на апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года по административному делу N 3а-58/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28 мая 2021 года № 19-2 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2020 года № 60-1 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» на 2021 год».

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофиловой Л.В., объяснения представителей Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Тимофеевой О.В., Федеральной антимонопольной службы России Казанцевой А.Ф., общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» Глушанкова В.К., Сергеева А.В., заключение прокурора седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Трошкиной А.В., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) от 30 декабря 2020 года N 60-1 установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее – ООО «Чистый город», Общество) на 2021 год в размере: с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 561,77 руб. за куб. м или 3555,51 руб. за тонну, с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 580,87 руб. за куб. м или 3737,72 руб. за тонну.

Во исполнение предписания ФАС России от 01 июня 2020 года N СП/46090/20, решений ФАС России от 13 августа 2020 года и от 01 апреля 2021 года об установлении нового срока исполнения предписания, представлений прокурора, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28 мая 2021 года N 19-2 внесены изменения в постановление Департамента от 30 декабря 2020 года N 60-1, которым ранее установленные на второе полугодие 2021 года предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области ООО "Чистый город" снижены и установлены в следующих размерах: с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 565,61 руб. за куб. м или 3640,31 руб. за тонну.

ООО «Чистый город» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28 мая 2021 года N 19-2, с учетом дополнений оснований иска указав, что

- при утверждении первоначального размера предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Департаментом проверялись планируемые расходы ООО "Чистый город", в том числе экономическая обоснованность затрат на транспортирование ТКО, предусмотренные договорами оказания услуг по транспортированию ТКО, заключенными с ООО "Компания Экосистема" по результатам аукционов (закупок). Решением Арбитражного суда Курганской области от 12 февраля 2021 года признан недействительным аукцион на право заключения договора N РО/Т-10 от 10 декабря 2019 года с ООО "Компания "Экосистема", что не является основанием для исключения из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ООО "Чистый город" расходов на транспортирование ТКО в размере 148 966 451 рублей 52 копеек, т.к. договор, заключенный между ООО "Чистый город" и ООО "Компания "Экосистема" недействительным или ничтожным не признан, фактическое исполнение указанного договора сторонами в полном объеме и несение расходов административным истцом, установлено арбитражным судом;

- при пересмотре экономической обоснованности затрат ООО "Чистый город" на транспортирование ТКО Департаментом незаконно применен пункт 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 414, и подлежащий применению с 31 марта 2021 года и необоснованно снижена определенная договорами на транспортирование ТКО предпринимательская прибыль регионального оператора с 15% до 5%;

- пересматривая расходы на транспортирование ТКО, Департамент неправомерно применил расчетную величину - коэффициент плотности ТКО в размере 0,158 тонн/куб. м в отношении всех категорий образователей отходов, в то время, как коэффициент плотности ТКО для перевода массы образованных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отходов, подобных по составу и приравненных к ТКО, составляет 0,2 тонн/куб. м.;

- Департаментом при расчетах использована предельная масса мусоровоза величиной 11,944 тонн, что необоснованно повлекло уменьшение затрат административного истца на транспортирование ТКО, требующих привлечение большего количества техники;

- Департаментом при расчетах расходов на транспортирование на включены расходы на уплату налогов на прибыль и НДС.

Решением Курганского областного суда от 10 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года решение Курганского областного суда отменено, в удовлетворении административного иска ООО «Чистый город» отказано.

Административный истец 06 июня 2022 года обратился в Судебную коллегию по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, оставить в силе решение Курганского областного суда.

Департаментом и ФАС России на кассационную жалобу поданы возражения, ООО «Чистый город» поданы возражения на отзыв Департамента.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения допущены.

Из материалов дела следует, что ООО «Чистый город» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).

Основанием для пересмотра предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области ООО "Чистый город" явилось предписание ФАС России от 01 июня 2020 года N СП/46090/20 с учетом решений ФАС России от 13 августа 2020 года и от 01 апреля 2021 года, представления прокурора.

Предписанием ФАС России от 01 июня 2020 года N СП/46090/20 на Департамент возложена обязанность:

- провести анализ расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ регионального оператора ООО "Чистый город" на 2020 год на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги;

- выявленные необоснованные расходы исключить из состава НВВ регионального оператора ООО "Чистый город" на 2020 год в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования;

- исключить из состава НВВ ООО "Чистый город" на 2020 год иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению в соответствии с предыдущими пунктами предписания;

- в срок до 01 июля 2020 года принять и ввести в действие решение о пересмотре предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и долгосрочных параметров регулирования ООО "Чистый город" на 2020 год.

Согласно заключению экспертного совета Департамента от 24 мая 2021 года из НВВ ООО "Чистый город" на 2021 год подлежат исключению: экономически необоснованные расходы на транспортирование ТКО по лоту "Курган" на сумму 148 966 451,52 руб., понесенные в связи с заключением договора N РО/Т-10 от 10 декабря 2019 года с ООО "Компания "Экосистема" по результатам аукциона, признанного недействительным решением Арбитражного суда Курганской области от 12 февраля 2021 года (дело N А34-15004/2020); экономически необоснованные расходы на транспортирование ТКО, выявленные в результате анализа расходов, учтенных в составе НВВ ООО "Чистый город" на 2020 год на сумму 61,3 млн. руб. (в том числе, по всем договорам на оказание услуг по транспортировке ТКО, заключенных по итогам электронных аукционов с ООО "Компания "Экосистема", которые не признаны недействительными). В расчетах Департамент руководствовался фактическим значением среднего коэффициента плотности ТКО на территории Курганской области в размере 0,158 тонн/куб.м, массой загружаемых отходов в один мусоровоз – 11,944 тонн.

В связи уменьшением суммы НВВ ООО "Чистый город" экспертами в соответствии с пунктами 90, 90 (1) Основ ценообразования скорректированы собственные расходы регионального оператора на приобретение контейнеров (1% от НВВ на 2021 год), уменьшен размер предпринимательской прибыли от транспортирования ТКО с 15% до 5% от суммы расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками и операторами по обращению с ТКО.

Поскольку исключение из НВВ ООО "Чистый город" экономически необоснованных расходов на транспортирование ТКО в полном размере привело бы к уменьшению тарифа регионального оператора на 27,8 - 27,6% (за куб. м или за тонну отходов) по сравнению с установленным ранее тарифом, что создает риск прекращения деятельности регионального оператора, экспертами предложено при установлении тарифа на услугу регионального оператора на 2022 год во избежание двойного учета исключить экономически необоснованные расходы по транспортированию ТКО по лоту "Курган" на сумму 148 966 451,52 руб., уменьшенную на 32,1 млн руб. - сумму, ранее учтенную в рассчитанных экспертами экономически необоснованных расходах регионального оператора на транспортирование ТКО по всей области в составе НВВ на 2020 год (61,3 млн руб.), то есть всего исключить 116,8 млн руб.; учесть фактические показатели деятельности регионального оператора за 2020 год согласно Методическим указаниям, при изменении тарифа на 2021 год исключить экономически необоснованные расходы на транспортирование ТКО (в том числе, по договорам, заключенным по результатам электронных аукционов) в сумме 61,3 млн руб., поскольку это приведет к снижению тарифа с 01 июля 2021 года по сравнению с ранее установленным только на 2,6% (за куб. м и за тонну отходов).

В результате исключения из НВВ ООО "Чистый город" экономически необоснованных расходов по транспортированию ТКО, Департаментом 28 мая 2021 года принято постановление N 19-2, которым ранее установленные на второе полугодие 2021 года предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Курганской области ООО "Чистый город" снижены и установлены в следующих размерах: с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 565,61 руб. за куб. м или 3640,31 руб. за тонну.

Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.

В соответствии со статьей 6 названного Закона предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 8 раздела III Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 года № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов», административный ответчик обладает полномочиями на установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судами, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие, по этим основаниям не оспаривается.

В целях приобретения услуги на транспортирование твердых коммунальных отходов ООО "Чистый город" объявлено 11 электронных аукционов на приобретение услуги по транспортированию ТКО. В связи с тем, что заявка на участие в аукционах подана только одним лицом - ООО "Компания "Экосистема", аукционы признаны не состоявшимися и 10 декабря 2019 года между ООО "Чистый город" и ООО "Компания "Экосистема" заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в период с 01 января по 31 декабря 2020 года.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 N 47-8 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО "Чистый город" на 2020 год", НВВ ООО "Чистый город" определен в размере 958 396,74 тыс. руб., из которых собственные расходы организации приняты тарифным органом в размере 855 095,42 тыс. руб., включая расходы на транспортирование ТКО в сумме 750 644,87 тыс. руб. в соответствии с договорами, заключенными между ООО "Чистый город" и ООО Компания "Экосистема".

01 июня 2020 года ФАС России вынесено предписание, которым Департамент признан нарушившим требования тарифного законодательства при утверждении НВВ ООО "Чистый город" на 2020 год, предельного единого тарифа на 2020 год, возложена обязанность в срок до 01 июля 2020 года устранить выявленные нарушения. В связи неисполнением предписания решением ФАС России от 13 августа 2020 года Департаменту установлен новый срок исполнения - до 01 сентября 2020 года. Впоследствии решением ФАС России N СП/25259/21 от 01 апреля 2021 года Департаменту установлен новый срок исполнения предписания от 01 июня 2020 года - до 01 июня 2021 года.

Основанием вынесения предписания явилось то обстоятельство, что торги с единственным участником признаны несостоявшимися в соответствии со статьей 71 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и тем самым не способствовали установлению цены по транспортированию ТКО на экономически обоснованном уровне.

Кроме того, решением Арбитражного суда Курганской области от 12 февраля 2021 года по делу N А34-15004/2020 признан недействительным электронный аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципального образования город Курган (извещение N 2100700003819000011).

Решением Арбитражного суда установлено, что при размещении извещения и документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, а также при определении начальной (максимальной) цены контракта в сумме 148 966 451, 52 руб. ООО "Чистый город" в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, статей 24 и 34 Закона о контрактной системе, пунктов 8, 9, 10 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2016 года N 1133, произвел закупку на транспортирование ТКО с территории города Курган единым лотом, вместо деления территории муниципального образования, где образуется не менее 50% ТКО, на три самостоятельных лота. В связи с этим, а также ввиду отсутствия в документации аукциона всех сведений, необходимых для определения объема вывозимых отходов и расчета затрат, и возможного ограничения количества участников аукциона по вывозу ТКО на территории город Курган, проведенный аукцион признан недействительным.

Этим же решением прекращено производство по делу в части требований ООО "Новый Ресурс" о признании недействительным договора N РО/Т-10 от 10 декабря 2019 года, заключенного между ООО "Чистый город" и ООО "Компания "Экосистема" на оказание услуг по транспортированию ТКО, и применении последствий недействительности сделки в виде ее прекращения, на основании статьи 49 АПК Российской Федерации в связи с отказом истца от требований в этой части иска.

Суд первой инстанции, оценивая доводы административного иска в пределах заявленных требований, пришел к выводу о несоответствии постановления Департамента от 28 мая 2021 года № 19-2 положениям Правил регулирования и Основ ценообразования, поскольку Департамент при определении предпринимательской прибыли в размере 5% необоснованно применил тарифное законодательство, которое отсутствовало на момент определения региональным оператором начальной максимальной цены контракта; не мотивировал исключение из цены лота величины налога на прибыль и НДС; применил в расчете объема образуемых отходов по каждому лоту коэффициент 0,158 к массе отходов, образуемых как от юридических, так и от физических лиц, без обоснования причин, по которым не были приняты данные Территориальной схемы, уже содержащей показатели отходов, образуемых от физических лиц.

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 88 Методических указаний расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.

Пунктами 7 и 16 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

При проверке экономической обоснованности расходов на транспортирование ТКО расчетная предпринимательская прибыль организации, определенная в договоре в размере 15%, учтена Департаментом в размере 5 % со ссылкой на пункт 90 (1) Основ ценообразования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года, подлежащей применению с 31 марта 2021 года.

Признавая позицию Департамента обоснованной в части определения размера предпринимательской прибыли, суд апелляционной инстанции указал, что применение данной нормы в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к нарушению прав административного истца не привело, введенное законодателем правовое регулирование в части определения размера предпринимательской прибыли, конкретизируя и детализируя ранее существовавшие критерии применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) при определении НВВ регионального оператора, новые принципы и методы регулирования тарифов не устанавливает.

Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, судебная коллегия отмечает, что порядок определения расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цены предмета аукциона с указанием размера подлежащей учету расчетной предпринимательской прибыли впервые введен Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2021 года N 414 (пункт 90(1) Основ ценообразования), однако в соответствии с положениями пунктов 12, 14 Основ ценообразования, при установлении тарифов из НВВ исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемой деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов затрат в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях (подпункт «б» пункта 12), при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (подпункт «б» пункта 14).

При этом в соответствии с подпунктом «е» пункта 8 Правил регулирования на регулируемой организации лежит обязанность представить расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями, пунктом 88 которых также предусмотрено, что расходы на транспортирование ТК формируются с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.

Вопреки доводам жалобы, у Департамента при исполнении предписания ФАС России имелись основания для проверки экономической обоснованности расходов на транспортирование ТКО по всем лотам, поскольку договоры на транспортирование заключены без соблюдения конкурентных процедур. В отсутствие экономического обоснования расчетная предпринимательская прибыль определена в размере 5%, соответствующем критериям применения метода экономически обоснованных расходов.

То обстоятельство, что в соответствии с частью 1 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления деятельность по транспортированию ТКО не относится к регулируемым видам деятельности, не освобождает регулируемую организацию от обязанности экономического обоснования заявленных расходов, а орган регулирования от проверки их экономической обоснованности.

Доводы административного истца, касающиеся позиции Департамента по учету размера расходов на транспортирование ТКО, в том числе расчетной предпринимательской прибыли в размере 15%, при принятии постановления от 30 декабря 2019 года № 47-8 подлежат отклонению, поскольку экономическая обоснованность расходов на транспортирование при его принятии Департаментом проверена не была.

Выводы суда апелляционной инстанции о правильном применении Департаментом при расчете экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО коэффициента плотности ТКО на территории Курганской области сделаны на основании положений пункта 18 Основ ценообразования, пункта 14 Методических указаний в соответствии с данными Территориальной схемы и Заключением комиссии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о наличии в Территориальной схеме технической ошибки, правильном значении среднего расчетного коэффициента плотности ТКО 0,158 тонн/куб.м..

Оснований для применения Департаментом Территориальной схемы в редакции приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 01 декабря 2020 года № 521, не действовавшей в период заключения и исполнения договоров на транспортирование ТКО судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы кассационной жалобы о неверном расчете массы загружаемых отходов в мусоровоз в связи с применением не подлежащего применению среднего расчетного коэффициента плотности также подлежат отклонению.

Выводы суда апелляционной инстанции о расчете Департаментом массы загружаемых отходов в мусоровоз на основании представленных Обществом исходных данных о вместимости автомашины марки КАМАЗ 65115 - 18 куб.м. и расчетной степени уплотнения, основаны на материалах дела. При представлении Обществом указанных данных в качестве исходных, использованных для формирования начальной (максимальной) цены контракта в целях проведения электронных аукционов и их признании органом регулирования экономически обоснованными, у Департамента отсутствовали основания для использования иных источников получения данной информации.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого апелляционного суда общей юрисдикции выводы суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части определения размера предпринимательской прибыли, наличия оснований для исключения из экономически обоснованных расходов расходов по договору от 10 декабря 2019 года № РО/Т-10, наличия оснований для проверки экономической обоснованности расходов на транспортирование ТКО по всем лотам, определения значения среднего расчетного коэффициента плотности ТКО 0,158 тонн/куб.м., массы загружаемых в мусоровоз отходов в размере 11,944 тонн, находит правильными, основанными на законе.

Вместе с тем, выражая несогласие с размером предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области ООО "Чистый город" на второе полугодие 2021 года, полагая их необоснованно заниженными, административный истец ссылался на исключение органом регулировании при определении экономически обоснованного уровня расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов - расходов, связанных с оплатой налога на прибыль и НДС оператора по транспортированию ТКО.

В решении суда первой инстанции данному доводу дана оценка, он признан обоснованным.

В апелляционной жалобе на решение Курганского областного суда от 10 ноября 2021 года на выводы суда в указанной части Департаментом представлены возражения.

Позиция прокурора по данному вопросу изложена в представлении прокурора на решение суда первой инстанции.

Согласно подпункта "з" пункта 29 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 90 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 414) установлено, что НВВ регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 15 Методических указаний при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов; административных расходов; сбытовых расходов; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 23 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов учитываются: налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, прочие налоги и сборы, за исключением обязательных платежей с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов.

Законодательством в сфере тарифного регулирования определено единство подхода по формированию затрат организаций, независимо от способа осуществления работ (непосредственно сотрудниками регулируемой организации, либо работниками подрядных организаций), как не влияющего на набор (объем) выполняемых работ и услуг производственного характера.

Как следует из материалов дела, при расчете начальной максимальной цены контракта по транспортированию ТКО ООО "Чистый город" в составе затрат учтены расходы по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2020 года N 60-1 заявленные регулируемой организацией расходы на транспортирование ТКО приняты в полном объеме.

Судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции доводы административного истца в указанной части, получившие оценку суда первой инстанции, при наличии обоснования позиции иными участниками процесса, фактически проверены не были.

В суд кассационной инстанции Департаментом представлены возражения на кассационную жалобу с указанием на то, что затраты, состоящие из величины налога на прибыль перевозчика и НДС не были исключены, а учтены по статьям затрат, облагаемых указанными налогами.

В дополнениях к возражениям на кассационную жалобу Департаментом указано на отсутствие оснований для включения налога на прибыль в состав расходов оператора по транспортированию ТКО при установлении тарифа для регионального оператора по обращению с ТКО.

Заключение департамента по обоснованию расходов на транспортирование ТКО, как и заключение экспертного совета Департамента от 24 мая 2021 года информации о включении, либо исключении налога на прибыль и НДС из состава расходов ООО "Чистый город" на транспортирование ТКО не содержит.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований сделаны преждевременно, без установления по делу всех юридически значимых обстоятельств в целях исключения установления тарифа в экономически необоснованном размере.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по разрешению вопросов по исследованию и оценке доказательств, состоявшееся по делу апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, а также при неполном выясненных фактических обстоятельствах дела, что является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует установить все значимые для настоящего спора обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, при необходимости запросить и исследовать дополнительные доказательства и по результатам вынести законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение во Второй апелляционный суд общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 августа 2022 года

Председательствующий

Судьи: