НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 28.07.2011 № 33-3987

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Филатова В.Ю. Дело №33- 3987

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гладченко А.Н.

судей Евтушенко В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре судебного заседания Строкиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вячина А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 июня 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Вячина А.А. о признании действий должностных лиц Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова незаконными, признании уточнённой налоговой декларации за 2008 год не требующей уточнений, возложении обязанности на должностных лиц Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова принять и ввести в реестр налоговых деклараций уточнённую налоговую декларацию, определении меры ответственности, взыскании судебных расходов отказать,

заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова – Чирковой Д.И., исследовав материалы дела,

установила :

Вячин А.А. обратился к Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением о признании действий незаконными, возложении обязанности. Свои требования основывает на следующем.

12.03.2011 года в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова Вячиным А.А. была направлена корректирующая налоговая декларация за 2008 год.

30.03.2011 года он получил от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова уведомление об уточнении налоговой декларации за 2008 год, из которого следовало, что им неверно указан номер корректировки и код ОКАТО.

4 апреля 2011 года, в соответствии с п. 1 статьи 21 и п. 4 статьи 32 НК РФ, заявитель обратился к сотруднику ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением о разъяснении порядка заполнения налоговой декларации за 2008 год. Не дождавшись ответа 29.04.2011 года в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова им была повторно направлена корректирующая налоговая декларация за 2008 год.

Согласно доводам заявителя, 24.05.2011года он вновь получил от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова уведомление об уточнении налоговой декларации за 2008 год, в котором было указано, что неверно указан номер корректировки и код ОКАТО.

Заявитель считает, что указанные требования об уточнении уточнённой налоговой декларации за 2008 год являются необоснованными, поскольку в налоговых декларациях за 2008 год отправленных 12.03.2011 года и 29.04.2011 года в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова были указаны номера корректировок «2» и код ОКАТО «63401386», соответствующие административно-территориальному делению «Фрунзенский район г. Саратова Саратовской области» согласно «ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления». Налоговая декларация за 2009 год от 14.01.2011 года с кодом ОКАТО «63401386» была принята и не требовала уточнений. Номер корректировки «2» соответствует порядковому номеру предоставления уточнённой налоговой декларации. В результате необоснованных действий должностных лиц, его уточненная налоговая декларация за 2008 год не была зарегистрирована в реестре регистрации налоговых деклараций.

Из доводов Вячина А.А. так же следует, что в результате необоснованных действий должностных лиц требовавших уточнений налоговой декларации за 2008 г., его декларация не была зарегистрирована в реестре регистрации налоговых деклараций, чем созданы препятствия к реализации права на подачу уточнённой налоговой декларации за 2008 г., а требования должностных лиц незаконно возлагают на него обязанность по внесению исправлений и представлению очередной уточнённой налоговой декларации за 2008 г.

Основываясь на изложенном, заявитель просил суд признать действия должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова незаконными, признать его уточненную налоговую декларацию за 2008 год не требующей уточнений, обязать должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова принять с пометкой «принята» и ввести в реестр налоговых деклараций уточненную налоговую декларацию за 2008 год, в отношении государственных служащих, совершивших действия признанные незаконными, определить меру ответственности, предусмотренную Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», возместить судебные расходы в соответствии с материалами дела.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 июня 2011 года в удовлетворении требований Вячину А.А. отказано.

В кассационной жалобе Вячин А.А. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К действиям должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (255 ГПК РФ).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о. действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Из п. 39 Приказа Минфина Российской Федерации от 18 января 2008 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекцию ФНС.

Как следует из главы 10 административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 г. № 9н индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в письменной форме. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС. Письменное обращение с резолюцией начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем проставления этой резолюции направляется в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, для подготовки ответа. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает ответ на письменное обращение по существу поставленных в нем вопросов в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом в срок не менее чем за четыре рабочих дня до истечения установленного срока исполнения.

Согласно ст. 80 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

В соответствии с п.п. 3 п. 133 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию» налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке начисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 г. налоговая декларация не принимается у налогоплательщика, если она предоставлена не по установленной форме.

Согласно п. 137, п. 138 и п. 139 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию», если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно, если налогоплательщик (его представитель) отказываются устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в данный момент невозможно должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 марта 2011 г. Вячин А.А. направил в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова налоговую декларацию за 2008 г.

30 марта 2011 г. из ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова Вячиным А.А. было получено уведомление об уточнении налоговой декларации, согласно которому им неверно указан номер корректировки и код ОКАТО.

06.04.2011 г. Вячин А.А. обратился в инспекцию федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением, в котором содержалась просьба разъяснить порядок заполнения налоговой декларации за 2008 г.

До получения ответа на поданное заявление 29 апреля 2011 г. Вячиным А.А. в налоговый орган повторно была направлена уточненная налоговая декларация за 2008 г.

24 мая 2011 г. им было получено уведомление об уточнении налоговой декларации, в связи с неверным указанием номера корректировки и кода ОКАТО.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес Вячина А.А. были направлены уведомления о предоставлении налоговой декларации с неверным указанием кода ОКАТО и номером корректировки, с предложением в течение 5 рабочих дней предоставить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления в установленный срок.

При подаче уточненной налоговой декларации заявителем были неверно указаны реквизиты, а именно коды корректировки и код ОКАТО, отсутствие которых влияет на исчисление налогооблагаемой базы, в связи с чем инспекцией в адрес Вячина А.А. было направлено уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) с предложением представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.

Доводы заявителя о правильном с его стороны указании кода ОКАТО, со ссылкой на «ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 г., который соответствуют месту его учета, судом первой инстанции обосновано признаны несостоятельными. В связи с принятием Правил взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов, и сборов» финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы информацию об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов. С 01.01.2006 г. для инспекций г. Саратова был введен единый ОКАТО 63401000000 и данная информация о коде была размещена в средствах массовой информации, содержится на официальном сайте УФНС России по Саратовской области и правовых системах. В ответе, данном инспекцией на заявление Вячина А.А., указаны недостатки, допущенные при оформлении налоговой декларации, и разъяснено о необходимости указания в декларации кода ОКАТО (63401000000) и присваиваемого впоследствии порядкового номера (3).

При таких обстоятельствах, поскольку судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес (ст. 3 ГПК РФ), судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Вячиным А.А. требований.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции. Основания, по которым доводы кассационной жалобы Вячина А.А. являются несостоятельными подробно изложены в решении суда первой инстанции, в связи с чем отсутствует необходимость повторно приводить их в определении судебной коллегии по гражданским делам.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: