НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Кассационное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 06.07.2010 №

                                                                                    Сахалинский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Сахалинский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья – Сурина И.Ю. Дело Номер обезличен

Докладчик – Усольцева И.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 июля 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Усольцевой И.В.,

судей – Костромцовой Е.И. и Малеванного В.П.,

при секретаре судебного заседания – Прокопец Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» об обжаловании постановления главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ»

по кассационной жалобе муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» на решение Курильского районного суда от 29 апреля 2010 года, которым в удовлетворения заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

постановлением главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» № 170 от 15 апреля 2010 года внесены изменения в Устав муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница», в соответствии с которыми из состава названного учреждения исключено структурное подразделение «централизованная бухгалтерия» и ведение бухгалтерского учета муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» передано в централизованную бухгалтерию администрации муниципального образования «Курильский городской округ».

Этим же постановлением администрации городского округа поручено заключить договор с муниципальным учреждением здравоохранения «Курильская центральная районная больница» на ведение бухгалтерского учета, оформить карточки образцов подписей на кассовой обслуживание, довести до сведения отделения Федерального казначейства и РКЦ Курильск, муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» о том, что права второй подписи не имеют главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера МУЗ «Курильская центральная районная больница» ФОИ1 и ФИО2

20 апреля 2010 года муниципальное учреждение здравоохранения «Курильская центральная районная больница» обратилось в суд с заявлением об отмене вышеуказанного постановления главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ», указав, что оно противоречит Федеральному закону «О бухгалтерском учете», нарушает права учреждения на самостоятельную организацию бухгалтерского учета, самостоятельный найм главного бухгалтера, утверждение перечня лиц, имеющих право подписи первичной бухгалтерской документации, включая кассовую и банковскую, а также на самостоятельное определение своей структуры. Наряду с этим заявитель просил учесть, что централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования «Курильский городской округ» юридическим лицом не является, в связи с чем неправомочна заключить договор на ведение бухгалтерского учета. Обжалуемое постановление в части предписания заключить договор содержит понуждение к заключению договора, чего не допускается законом и нарушает свободу договора. В пределах своей компетенции главным врачом муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» издан приказ Номер обезличен от Дата обезличена. об учреждении бухгалтерии МУЗ «Курильская ЦРБ», полномочий на отмену которого глава администрации муниципального образования «Курильский городской округ» не имеет, так как ответственность за ведение бухгалтерского учета в организации несет исключительно ее руководитель, который и наделен законом правом выбора способа организации бухгалтерского учета.

В судебном заседании представитель заявителя Циркунов Ю.Т. заявленные требования поддержал.

Представитель администрации муниципального образования «Курильский городской округ» Сдобникова М.В. просила в удовлетворении заявления отказать.

Судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В кассационной жалобе муниципальное учреждение здравоохранения «Курильская центральная районная больница» просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По основаниям, изложенным в заявлении, настаивает на том, что обжалуемое постановление издано в нарушение закона и неполномочным органом. Указывает, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, не принято во внимание, что три бухгалтера с объемом работы шести бухгалтеров не справятся; что передача бухгалтерского учета в ведение централизованной бухгалтерии администрации муниципального образования «Курильский городской округ» приведет к нарушению коммерческой тайны муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница», а также то обстоятельство, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» не предоставляет органам местного самоуправления права вмешиваться в ведение бухгалтерского учета бюджетным муниципальным учреждением, не предусматривает возможности регулирования бухгалтерского учета нормативными актами органов местного самоуправления, так как указанный вопрос к вопросам местного значения не относится. Не предусмотрена инициатива органов местного самоуправления, включая учредителя, на внесение изменений в устав организации и самим Уставом муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения не находит в силу следующего.

В соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона правовую основу местного самоуправления, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно статьям 41, 44, пунктам 5, 6 статьи 65 Устава муниципального образования «Курильский городской округ» администрация муниципального образования «Курильский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечивающим права и законные интересы населения городского округа.

К полномочиям администрации муниципального образования «Курильский городской округ», относится, в том числе, осуществление управления всеми находящимися в ведении администрации учреждениями здравоохранения. Кроме того, администрация муниципального образования «Курильский городской округ» обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами и законами Сахалинской области.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ» создают муниципальные учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; определяют цель, условия и порядок деятельности таких учреждений.

Статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В соответствии с пунктами 1.4, 3.2 устава муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» Дата обезличена Номер обезличен, учредителем муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» является администрация муниципального образования «Курильский городской округ», а одной из функций главного врача как руководителя данного учреждения является определение численного состава учреждения, его структуры, и их согласование с органами местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Согласно статье 6 настоящего Федерального закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, которые могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права в их взаимосвязи руководитель муниципального учреждения здравоохранения самостоятелен в выборе способа ведения бухгалтерского учета в пределах той структуры учреждения, которая согласована с его учредителем, и должен действовать с соблюдением целей, условий и порядка, установленных для деятельности муниципального учреждения здравоохранения органом местного самоуправления, учредившим его.

Как видно из содержания оспариваемого постановления, изменения в Устав муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» части исключения из состава названного учреждения структурного подразделения «централизованная бухгалтерия» и передачи ведения бухгалтерского учета данного учреждения в централизованную бухгалтерию администрации муниципального образования «Курильский городской округ», равно как и содержащиеся в нем поручения о заключении договора на ведение бухгалтерского учета между указанным муниципальным учреждением здравоохранения и администрацией муниципального образования «Курильский городской округ», представляют собой ничто иное, как определение условий и порядка деятельности муниципального учреждения, на что орган местного самоуправления уполномочен законом, а потому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности обжалуемого постановления и правомерно отказал заявителю в удовлетворении вышеуказанных требований.

Доводы в кассационной жалобе об обратном, в том числе о нарушении органом местного самоуправления компетенции главного врача муниципального учреждения здравоохранения на организацию ведения бухгалтерского учета, о нарушении принципа свободы договора, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не учитывающим особенности создания и деятельности муниципальных учреждений, а потому несостоятельны и отмены принятого по делу решения не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Курильского районного суда от 29 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения «Курильская центральная районная больница» - без удовлетворения.

Председательствующий: Усольцева И.В.

Судьи: Костромцова Е.И.

Малеванный В.П.