НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2022 № 2А-31/2021

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-7975/2022

№ 2а-31/2021

г. Пятигорск 31 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К.,

Зайнуллиной Г.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Погожевой М.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г.

по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю к Погожевой М.П. о взыскании обязательный платежей и санкций в общем размере 728 550,02 рубля.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Погожевой М.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы, земельному налогу за 2018 год и пени по ним в общем размере 728 550,02 рубля (с учетом уточнений).

В обоснование требований указано, что Погожева М.П. в налоговом периоде 2018 г. является собственником 19 земельных участков и в налоговых периодах 2016-2018 г. собственником 12 объектов капитального строительства. Погожевой М.П. предоставлено право на налоговую льготу на имущество, расположенное по адресу:, кадастровый в размере 5 059 рублей, а также предоставлен налоговый вычет (уменьшена налоговая база) в отношении земельного участка, расположенного по адресу:, кадастровый в размере 249 006 рублей. На оставшиеся объекты налоговым органом произведено начисление налогов с направлением соответствующих налоговых уведомлений от 10 июля 2019 г. № 34460627, от 15 октября 2019 г. № 89092358 (включает перерасчет по налоговым уведомлениям №№ 577949 и 27181651). Ввиду отсутствия оплаты, налоговым органом направлено требование № 28 по состоянию на 10 января 2020 г. сроком исполнения до 11 февраля 2020 г., согласно которому Погожева М.П. имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 766 604 рублей и пени в размере 6 152 рублей (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.), а также по земельному налогу физических лиц по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 222 291 рублей и пени в размере 1 783,89 рублей (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.). В связи с тем, что требование не было исполнено в установленный срок, мировым судьей судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя 6 марта 2020 г. вынесен судебный приказ № 2а-63/32-529/20 о взыскании с должника Погожевой М.П. задолженности на общую сумму 996 830,89 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 10 Промышленного района г. Ставрополя, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя, 20 апреля 2020 г. вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-63/32-529/20. Налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности 9 июня 2021 г., уточнив первоначально заявленные требования на сумму 996 830,89 рублей в связи с тем, что Погожевой М.П. была предоставлена налоговая льгота в отношении земельного участка с кадастровым номером , уменьшив их на сумму 1 016 рублей.

Производство по данному административному делу было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по административному иску Погожевой М.П. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости. На основании вступившего в законную силу решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. об изменении кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами и , налоговым органом произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении объекта с кадастровым номером , в связи с чем уменьшен размер административных исковых требований в размере 211 708,87 рублей, произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц по обязательствам 2018 г. в размере 54 165 рублей, 18 мая 2021 г. заявлен отказ от требований в части налога на имущество за 2018 г. на сумму 55 556 рублей, в связи с чем сумма исковых требований составила 728 550,02 рублей.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2021 г. требования налогового органа удовлетворены частично: с Погожевой М.П. взыскан налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 81 592 рублей, за 2018 год в размере 62 558 рублей, пени 1 067 рублей; земельный налог за 2018 год в размере 221 275 рублей и пени 1 783,89 рублей. В остальной части заявленных требований в отношении налога на имущество физических лиц за 2016 год (в полном объеме), 2017 и 2018 годы (в оставшейся части) отказано. Прекращено производство по административному делу в части взыскания с Погожевой М.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (в отношении объектов с кадастровыми номерами ) в размере 55 556 рублей в связи с отказом административного истца в данной части от иска, с административного ответчика в бюджет муниципального образования г. Ставрополя взыскана государственная пошлина в размере 6 872,80 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2021 г. жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю оставлена без рассмотрения, дело направлено в суд первой инстанции для выполнения требований статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Дополнительным решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 октября 2021 г. требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю о взыскании с Погожевой М.П., пени по налогу на имущество физических лиц за период декабрь 2019 г. – января 2020 г. в размере 2 000,13 рублей оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г. решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. в части принятия отказа от иска и прекращении производства по делу оставлено без изменения. Это же решение суда в остальной части и дополнительное решение от 11 октября 2021 г. отменены, в отмененной части вынесено новое решение, которым требования налогового органа удовлетворены в полном объеме: с Погожевой М.П. взыскана задолженность по налогам в сумме 728 550,02 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 502 424 рублей (за 2016 год - 112 122 рублей, за 2017 года - 270 075 рублей, за 2018 год - 120 227 рублей), пени за период с декабря 2019 г. по январь 2020 г. в размере 3 067,13 рублей; земельный налог за 2018 год - 221 275 рублей, пени за период с декабря 2019 г. по январь 2020 г. - 1 783,89 рублей; также с Погожевой М.П. в бюджет муниципального образования города Ставрополя взыскана государственная пошлина в размере 10 485 рублей.

В кассационной жалобе Погожевой М.П., поданной 22 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2022 г., ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта суда апелляционной инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.

Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судами, Погожева М.П. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю в качестве налогоплательщика, в имела в собственности земельные участки в налоговом периоде 2018 г. с кадастровыми номерами: а также объекты капитального строительства (иные строения, помещения и сооружения) в налоговых периодах 2016-2018 г. с кадастровыми номерами: .

Погожева М.П. является пользователем интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с 29 ноября 2016 г.

Погожевой М.П. был предоставлен налоговый вычет (уменьшена налоговая база на сумму 249 006 рублей) в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу:, а также предоставлена налоговая льгота как лицу старше 65 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу:, на сумму 1 016 рублей.

Начисление земельного налога за 2018 г. произведено на основании подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 решения Думы Изобильненского городского округа Ставропольского края от 17 ноября 2017 г. № 58 «О земельном налоге на территории Изобильненского городского круга Ставропольского края» с применением налоговой ставки в отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в размере 0,3 % и в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 %, с направлением налогового уведомления от 10 июля 2019 г. № 34460627 на сумму 222 291 рубль в электронном виде путем размещения в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно приказу Министерства существенных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» в отношении объектов недвижимого существа с кадастровыми номерами налоговая база определялась как кадастровая стоимость. Согласно пункту 3.2 решения Совета депутатов Подлужненского сельсовета Изобильненского района Ставропольского края от 17 ноября 2015 г. № 180 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Подлужненского сельсовета Изобильненского района Ставропольского края» на объекты налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении указанных объектов налогообложения в 2016 году установлена налоговая ставка в размере 1,5 %, в 2017 году и последующие годы - 2 %.

Начисление налога на имущество физических лиц в отношении указанных объектов капитального строительства за 2018 г. произведено исходя из указанных налоговых ставок, с направлением налогового уведомления от 10 июля 2019 г. № 34460627 на сумму 384 407 рублей в электронном виде путем размещения в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, налоговым органом произведены начисление налога на имущество физических лиц за 2017 г. и перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы по налоговым уведомлениям № 577949, 27181651 (в связи с ошибочным применением налоговой ставки) всего на сумму 382 197 рублей, о чем в личном кабинете налогоплательщика размещено налоговое уведомление от 15 октября 2019 г. № 89092358.

Погожевой М.П. предоставлено право на налоговую льготу в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером по адресу:, в размере 5 059 рублей.

В виду отсутствия оплаты, налоговым органом выставлено требование № 28 по состоянию на 10 января 2020 г. сроком исполнения до 11 февраля 2020 г., согласно которому Погожева М.П. имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 766 604 рублей и пени в размере 6 152 рублей (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.), а также по земельному налогу по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 222 291 рублей и пени в размере 1 783,89 рублей (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.).

В связи с тем, что указанное требование не было исполнено в установленный срок, мировым судьей судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя 6 марта 2020 г. вынесен судебный приказ о взыскании с должника Погожевой М.П. задолженности на общую сумму 996 830,89 рублей. Мировым судьей судебного участка № 10 Промышленного района г. Ставрополя, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя, 20 апреля 2020 г. вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 9 июня 2021 г. о взыскании задолженности по налогам и пени общую сумму 996 830,89 рублей.

Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, Погожева М.П. обратилась в суд с заявлением о ее пересмотре, на основании которого решением Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г., установлена кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами в размере, равном их рыночной стоимости, 1 701 000 рублей по состоянию на дату оценки 24 января 2018 г. и 2 418 000 рублей по состоянию на дату оценки 16 ноября 2015 г. соответственно. На период до вступления в законную силу указанного решения Ставропольского краевого суда производство по настоящему делу приостановлено.

Ранее по результатам государственной кадастровой оценки на основании актов об утверждении кадастровой стоимости от 29 января 2018 г. и от 16 ноября 2017 г. кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером установлена в размере 7 619 964,24 рублей по состоянию на 24 января 2018 г.; кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером установлена в размере 12 918 734,71 рублей по состоянию на 16 ноября 2015 г., что применялось при расчете налога на имущество физических лиц.

При этом в ходе рассмотрения дела 5 апреля 2021 г. Погожева М.П. обратилась в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество в отношении объектов с кадастровыми номерами и на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., ответа не получила.

В ходе рассмотрения административного дела налоговым органом неоднократно уточнены требования, заявлен отказ от части требований по земельному налогу за 2018 г. на сумму 1 016 рублей в связи с предоставлением налоговой льготы по объекту с кадастровым номером , далее заявлен отказ от части требований по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. и пени на сумму 211 708,87 рублей в связи с изменением кадастровой стоимости по объекту с кадастровым номером , далее заявлен отказ от части требований по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. на сумму 55 556 рублей в отношении объектов с кадастровыми номерами , срок уплаты перенесен на более поздний срок.

Суд, частично удовлетворяя требования налогового органа, согласился с расчетом задолженности по земельному налогу за 2018 г. и взыскал его в заявленном размере 221 275 рублей и пени 1 783,89 рублей. При проверке расчета задолженности по налогу на имущество физических лиц суд первой инстанции указал на наличие доказательств уплаты задолженности за 2016 г. в виде квитанции на сумму 83 906 рублей, признал последующий перерасчет указанной задолженности за 2016 г. в размере 112 122 рубля не соответствующим требованиям закона, так как в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, в связи с этим отказал в удовлетворении требований в указанной части. В отношении налога на имущество физических лиц за 2017 и 2018 годы судом первой инстанции на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. сделан вывод об ошибочном расчете налога без учета установленной судом кадастровой стоимости, подлежащей применению (в связи с изменением кадастровой стоимости двух объектов налогообложения вследствие установления их рыночной стоимости) начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости, то есть с 24 января 2018 г. в размере 1 701 000 рублей по объекту с кадастровым номером и с 16 ноября 2015 г. в размере 2 418 000 рублей по объекту с кадастровым номером , что повлекло частичное удовлетворение требований по данному виду налога в сумме 81 592 рубля за 2017 г. и 61 558 рублей за 2018 г. и соразмерно пени за период декабрь 2019 г. – январь 2020 г. на сумму 1067 рублей, исходя из измененной кадастровой стоимости.

Кроме того, судом первой инстанции принят отказ налогового органа от части требований о взыскания с Погожевой М.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (в отношении объектов с кадастровыми номерами ) в размере 55 556 рублей, производство по административному делу в указанной части прекращено.

Дополнительным решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 октября 2021 г. в удовлетворении требований о взыскании с Погожевой М.П. оставшейся части пени по налогу на имущество физических лиц за период декабрь 2019 г. – январь 2020 г. в размере 2 000,13 рублей отказано.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу и принятия отказа налогового органа от административного иска в части требований о взыскании с Погожевой М.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 55 556 рублей согласился суд апелляционной инстанции, оставив решение суда в данной части без изменения, поскольку такой отказ от административного иска соответствует нормам процессуального прав и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о запрете на перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц за 2016 г. как влекущего увеличение ранее уплаченных сумм налога, а также о дате, с которой применяется для целей налогообложения кадастровая стоимость объектов недвижимости в связи с их оспариванием в судебном порядке, суд апелляционной инстанции признал ошибочными, поскольку доказательств уплаты ранее исчисленных сумм налога на имущество не представлено, а его перерасчет вызван применением некорректной налоговой ставки, следовательно, налоговый орган вправе был произвести перерасчет налога за 2016 и 2017 год, повлекший его увеличение, а также полагая о неверном применении норм налогового законодательства во времени.

Судом апелляционной инстанции указано на неправильную оценку доказательств в виде чека-ордера от 17 мая 2018 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 83 906 рублей и чеков-ордеров от 20 июля 2018 г. и 17 декабря 2018 г. об уплате земельного налога за 2016 г. на общую сумму 131 587 рублей, в которых графы 106 «основание платежа» (допустимые значения «ТП», «ЗД» «БФ», «ТР», «PC», «ОТ», «РТ», «ПБ», «ПР», «АП», «АР», «ИН», «ТЛ», «ЗТ») и 107 «налоговый период» (имеет значения «МС», «КВ», «ПЛ», «ГД» с последующим отражением даты уплаты налогового платежа) не указаны.

Относительно даты, с которой подлежит применению для целей налогообложения кадастровая стоимость, вновь установленная судебным актом по результатам ее оспаривания, судом апелляционной инстанции сделаны выводы, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером кадастровая стоимость в размере 1 701 000 рублей, установленная по состоянию на 24 января 2018 г., применяется только с 2019 года и подлежит перерасчету по налоговым обязательствам 2019 года, которые в данном случае не заявлены, а в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером кадастровая стоимость в размере 2 418 000 рублей, установленная по состоянию на 16 ноября 2017 г., подлежит перерасчету по обязательствам 2018-2019 года, о чем в уточненных требованиях налогового органа было указано. В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме требований налогового органа.

Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, что предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 2 и 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (на дату направления Погожевой М.П. налогового уведомления от 15 октября 2019 г. с перерасчетом налога на имущество физических лиц за 2016-2017 г.г.) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Указанный перерасчет в отношении названных налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Согласно абзацам второму и четвертому пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в статью 403 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, в соответствии с указанной выше нормой применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости начинается с даты начала применения оспоренной стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Указанные нормы названного Федерального закона согласуются с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Новые правила перерасчета налога на имущество физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступают в силу с 1 января 2019 г. и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами и является вступившее в законную силу решение Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., в резолютивной части которого указано, что установленная данным решением суда кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Налоговое уведомление от 15 октября 2019 г. № 89092358 в связи с перерасчетом налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы в адрес Погожевой М.П. также относится к обстоятельствам, возникшим после 1 января 2019 г.

Условие о перерасчете ранее исчисленного налога на имущество физических лиц с ограничением не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, как прямо указано в пункте 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, выполняется исходя из календарного года направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Следовательно, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения (в данном случае нежилого здания) вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, должны быть учтены при определении налоговой базы для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания, то есть начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (в данном случае с 24 января 2018 г. и с 16 ноября 2017 г.).

Указанный период применения новой кадастровой стоимости заложен во вступившем в законную силу решении Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., а также указан в представленном в суд первой инстанции письме филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 23 апреля 2021 г., являвшегося уполномоченной организацией, определившей по актам с применением удельного показателя кадастровую стоимость спорных объектов по состоянию на 24 января 2018 г. и на 16 ноября 2017 г.

При таком положении выводы суда апелляционной инстанции в части обоснованности представленного налоговым органом расчета налога на имущество физических лиц за 2017 и 2018 г. без учета кадастровой стоимости, установленной решением Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., являются ошибочными и противоречат нормам материального права.

Выводы суда апелляционной инстанции относительно налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016 г., перерасчет по которому сделан в 2019 г. и увеличивает сумму платежа, основаны на допустимости такого перерасчета, поскольку Погожевой М.П. не представлено доказательств уплаты ранее выставленного налоговым органом налогового уведомления за 2016 г. по данному виду налога со ссылкой на отсутствие требуемых реквизитов в чеке-ордере от 17 мая 2018 г. на сумму 83 906 рублей.

Вместе с тем, данный вывод суда апелляционной инстанции не соответствует обстоятельствам дела, поскольку указанный платеж, выполненный от имени плательщика Погожевой М.П. несмотря на однозначное его назначение с указанием налогового периода «налог на имущество за 2016 год» был произвольно учтен в части за предшествующий период 2015 г. (76 183 рублей) и в остальной части (7 723 рублей) за отчетный период 2016 г. Ссылка суда апелляционной инстанции на графы 106 и 107 чека-ордера от 17 мая 2018 г., которые имеют значение «0», не является обстоятельством, при котором идентификация налогового платежа была невозможна. Положения пунктов 3 и 7 Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н, допускают при невозможности указать конкретное значение показателя в реквизитах «106» - «109» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль «0». Вместе с тем, в случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах. Следовательно, самостоятельное отнесение поступивших денежных средств Погожевой М.П. за предшествующий налоговый период 2015 г., несмотря на указание в нем назначения платежа «налог на имущество за 2016 год», нельзя отнести к случаям невозможности однозначно идентифицировать платеж.

При таком положении, ранее уплаченные Погожевой М.П. суммы налога на имущество физических лиц за 2016 г. подтверждены названным чеком-ордером от 17 мая 2018 г., совершенным до перерасчета задолженности в 2019 г., повлекшим увеличение суммы данного налога, что не допустимо пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, с расчетом задолженности по земельному налогу стороны спора не имеют, расчет задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы и пени с учетом приведенных требований налогового законодательства судом первой инстанции проверен на базе детального пообъектного расчета налоговых обязательств по каждому из налоговых периодов, изложенных в уточненном административном иске, иной расчет налоговым органом не приведен, несмотря на возложенное бремя доказывания задолженности налогоплательщика.

При таком положении выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм материального права, что влечет отмену обжалуемого судебного акта с оставлением в силе судебных актов суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г. отменить, оставить в силе решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2021 г. и дополнительное решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 октября 2021 г.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2022 г.