НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2023 № 2А-2110/2022

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-9366/2023

№ 2а-2110/2022

г. Пятигорск 20 сентября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К.,

Зайнуллиной Г.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 мая 2023 г.

по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени на общую сумму 223 528,68 рублей.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан (далее – МИФНС России № 14 по Республике Дагестан) обратилась в суд с административным иском к Абдусаламову А.И. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за период 2020 года и пени, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских округов, за период 2019 года и пени на общую сумму 223 528,68 рублей.

В обоснование требований указано, что Абдусаламов А.И. состоял в качестве налогоплательщика на налоговом учете в качестве собственника объектов налогообложения (в спорный налоговый период административному ответчику на праве собственности принадлежали: жилое здание с кадастровым номером (6-ти этажный 30-ти квартирный жилой дом со встроенными магазином и мансардой), по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>) и обязан уплачивать законом установленные налоги. МИФНС России № 14 по Республике Дагестан в адрес административного ответчика направлены налоговое уведомление от 1 сентября 2021 г. , от 3 августа 2020 г. и выставлены требование об уплате налогов от 16 июня 2021 г. , от 17 декабря 2021 г. , в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. По заявлению МИФНС России № 14 по Республике Дагестан мировым судом выдан судебный приказ от 22 апреля 2022 г. о взыскании налоговой задолженности, который определением того же мирового судьи от 13 мая 2022 г. отменен, в связи с поступившими возражениями ответчика. В настоящее время налоговая задолженность Абдуасаламова А.И. не погашена, в связи с чем 28 июня 2022 г. подан административный иск.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 сентября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 мая 2023 г., в удовлетворении требований МИФНС России № 14 по Республике Дагестан отказано.

В кассационной жалобе МИФНС России № 14 по Республике Дагестан, поданной 31 июля 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 августа 2023 г., ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.

Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Как установлено судами, в спорный налоговый период административному ответчику на праве собственности принадлежали: жилое здание с кадастровым номером 05:48:000037:16476 (6-ти этажный 30-ти квартирный жилой дом со встроенными магазином и мансардой), по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

МИФНС России № 14 по Республике Дагестан исчислил в отношении в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности Абдусаламова А.И., и сформировал:

- налоговое уведомление от 3 августа 2020 г. , в котором исчислены и предъявлены к уплате его налоговые обязательства за налоговый период 2019 г. по уплате налога на имущество физических лиц в размере 36 708 рублей и земельного налога в размере 140 рублей, которое направлено в адрес налогоплательщика по месту его регистрации, о чем представлен список почтовых отправлений со штемпелем организации почтовой связи;

- налоговое уведомление от 1 сентября 2021 г. , в котором исчислено и предъявлено к уплате его налоговое обязательство за налоговый период 2020 г. по уплате налога на имущество физических лиц в размере 222 550 рублей, которое направлено в адрес налогоплательщика по месту его регистрации, о чем представлен список почтовых отправлений со штемпелем почтовой организации.

Ввиду неисполнения налоговой обязанности налоговым органом в отношении недоимки по земельному налогу сформировано по состоянию на 16 июня 2021 г. требование об уплате налогового обязательства в размере 140 рублей и пени в размере 4 рубля 12 копеек, которые предложено уплатить в срок до 29 ноября 2021 г. Суду также представлены доказательства о направлении требования налогоплательщику по почте.

Ввиду неисполнения налоговой обязанности налоговым органом в отношении недоимки по налогу на имущество сформировано по состоянию на 17 декабря 2021 г. требование об уплате налогового обязательства в размере 222 550 рублей и пени в размере 834,56 рубля, которые предложено уплатить в срок до 17 февраля 2022 г., доказательства о направлении требования налогоплательщику по почте суду представлены.

Поскольку требования МИФНС России № 14 по Республике Дагестан в добровольном порядке исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировой судья, не усмотрев оснований к отказу, 22 апреля 2022 г. вынес судебный приказ, который на основании поступившего заявления должника определением мирового судьи от 13 мая 2022 г. отменен, что явилось основанием для обращения налогового органа в суд в порядке административного искового судопроизводства 28 июня 2022 г.

Отказывая в удовлетворении требований по налогу на имущество, суд первой инстанции исходил из того, что жилое здание, по которому налоговым органом выставлены требования об уплате налоговой задолженности, является многоквартирным жилым домом, квартиры и нежилые помещения в котором принадлежат третьим лицам и которые, как собственники, несут налоговые обязательства в отношении своих помещений, а также несут бремя содержания общего имущества многоквартирного дома и обязанность уплаты установленных законом обязательных платежей. В отношении земельного налога судом установлено отсутствие задолженности в связи с уплатой недоимки по налогу и пени.

Суд второй инстанции с таким выводом суда первой инстанции в части требований о взыскании налога на имущество физических лиц согласился, признав его соответствующим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Судом апелляционной инстанции истребованы сведения и на основании выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 26 апреля 2023 г. установлено, что административному ответчику в налоговый период 2020 г. на праве собственности принадлежал объект недвижимости – здание с кадастровым номером , площадью 4 898,9 кв.м, местоположение: <адрес>, наименование: 6-ти этажный 30-ти квартирный жилой дом со встроенным магазином и мансардой, назначение объекта: жилое. В составе объекта недвижимости имеются 38 самостоятельных объектов с присвоением кадастровых номеров, принадлежащих нежилым помещениям и жилым квартирам, расположенным в данном многоквартирном жилом доме. При этом на 7 нежилых помещений и 3 квартиры представлены правоустанавливающие и правоподтверждающие документы об их отчуждении иным лицам в период, начиная с 2012 г. Из содержания указанных договоров купли-продажи нежилых помещений и квартир следует, что Абдусаламовым А.И. как продавцом осуществлены раздел здания на самостоятельные помещения с регистрацией права на них 12 марта 2012 г. и последующее отчуждение третьим лицам.

В части отказа в удовлетворении административных исковых требований о взыскании земельного налога, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку налоговым органом уплата недоимки по земельному налогу и пени подтверждена.

Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 названного кодекса, пунктом 4 которой установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В силу части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.

Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Этим во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции закона, действовавшей до 1 января 2017 г.) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Аналогичные положения содержит и ныне действующее законодательство.

Так, государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что свидетельствует о невозможности, в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохранения права собственности на общее имущество за одним лицом на такой объект недвижимого имущества как многоквартирный дом.

Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не признается объектом налогообложения.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).

При этом отдельное свидетельство о государственной регистрации права на общие помещения (общее имущество) в многоквартирном доме собственнику квартир (комнат) не выдается.

Приведенными в судах первой и апелляционной инстанции доказательствами возникновения права собственности на нежилые помещения и квартиры, расположенные в указанном многоквартирном жилом доме подтверждается переход права собственности к жильцам многоквартирного жилого дома до 2020 года, в связи с этим начисление Абдусаламову А.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за указанный объект недвижимости с кадастровым номером по адресу: <адрес>-б, в размере 222 550 рублей и пени в размере 834,56 рубля за налоговый период 2020 г. верно признано необоснованным.

С учетом изложенного и приведенных правовых положений судебная коллегия не может согласиться с доводами о незаконности судебных актов, так как они не основаны на обстоятельствах дела, представленных судам первой и апелляционной инстанций доказательствах.

Ссылка административного истца на полученную от органа по государственной регистрации недвижимости в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации информацию о принадлежности Абдусаламову А.И. многоквартирного жилого дома с кадастровым номером в период с 16 января 2012 г. по 31 августа 2022 г. подлежат отклонению, поскольку в судебном разбирательстве объективно установлено возникновение долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме лиц из числа собственников помещений в многоквартирном жилом доме непосредственно после регистрации права на помещение в составе многоквартирного жилого дома.

Вопреки доводам налогового органа о том, что административным ответчиком не предприняты самостоятельно действия по своевременному исключению сведений о праве собственности на многоквартирный жилой дом после отчуждения квартир и нежилых помещений в нем, возникновение права общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме не зависит от момента государственной регистрации прав на него и возникает одновременно с возникновением права собственности на помещение в таком многоквартирном доме, тем самым, исключается двойное налогообложение в отношении здания в целом и его составных частей.

Кассационная жалоба в отношении отказа в удостоверении требований о взыскании земельного налога и пени доводов не содержит, в связи с чем, оснований для выхода за их пределы не усматривается.

При таком положении оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами верно применены нормы материального и процессуального права, что является основанием для оставления кассационной жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 сентября 2023 г.