ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
№ 88а-1207/2020 | |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Пятигорск |
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.,
судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зиминой ФИО10 на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 октября 2019 г. по административному делу № 2а-1198/2019 по административному исковому заявлению Зиминой ФИО11 к администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., выслушав объяснения представителя Зиминой Е.В. адвоката по ордеру Щеренко Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по доверенности Товканевой О.В., Попова А.В., возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зимина Е.В. обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края (далее также – Администрация) о признании действий незаконными.
Свои требования мотивировала тем, что она является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
13 мая 2019 г. в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности на вышеуказанный земельный участок обратились в администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края с требованием об организации и проведении общего собрания собственников земельных долей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с предложенной повесткой дня, в том числе с указанием вопроса об условиях договора аренды земельного участка, заключаемого с <данные изъяты>. Администрация письмом от 16 мая 2019 г. № 518 отказала в проведении собрания по тем основаниям, что в уведомлении заявители указали, что являются участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а требование направлено на проведение собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
21 мая 2019 года по уведомлению других сособственников в газете <данные изъяты><данные изъяты> Администрация известила участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> о проведении общего собрания с аналогичной повесткой дня с указанием вопроса об условиях договора аренды земельного участка, заключаемого с <данные изъяты>, 7 июня 2019 г. известила участников долевой собственности об отмене проведения общего собрания по вопросу заключения договора с <данные изъяты> и в той же газете опубликовала извещение о проведении общего собрания указанных участников долевой собственности с вопросом повестки об условиях договора аренды земельного участка, заключаемого <данные изъяты>
Полагает отказ Администрации в созыве собрания, извещение о проведении собрания с аналогичной повесткой дня незаконными, нарушающими права свободы и законные интересы административного истца, поскольку администрацией в созыве собрания было отказано по формальным основаниям, с целью не допустить проведение собрания по предложенной ими повестке дня. В связи с чем просила признать незаконными действия администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившиеся в отказе в проведении собрания, изложенные в письме от 16 мая 2019 г. № 518, в публикации извещения в газете <данные изъяты> от <данные изъяты> о проведении собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в публикации извещения в газете <данные изъяты> от <данные изъяты> о проведении собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Обязать Администрацию известить участников долевой собственности на указанный земельный участок об отмене собрания, о созыве которого опубликовано извещение в газете <данные изъяты> от <данные изъяты>, известить участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и размещения такого сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» не позднее чем за 40 дней до дня проведения общего собрания с предложенной повесткой дня, не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания разместить объявление на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, а также обеспечить исполнение уполномоченным должностным лицом Администрации обязанностей, предусмотренных статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 октября 2019 г. в удовлетворении административного иска Зиминой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Невинномысский городского суда Ставропольского края 6 декабря 2019 г., и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2019 г., Зимина Е.В. просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя Зиминой Е.В. адвоката по ордеру Щеренко Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по доверенности Товканевой О.В., Попова А.В., возражавших против кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, на обращение Зиминой Е.В., ФИО6, ФИО5 - участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> с требованием об организации и проведении общего собрания собственников земельных долей с предложенной повесткой дня, в том числе с указанием вопроса об условиях договора аренды земельного участка, заключаемого с <данные изъяты>, администрация муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края письмом от 16 мая 2019 г. № 518 отказала в проведении собрания по тем основаниям, что в уведомлении заявители указали, что являются участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а требование направлено на проведение собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Полагая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку отказывая в созыве и проведении общего собрания по предложенной повестке дня, Администрация допустила возможность проведения собрания по предложению других участников долевой собственности с иной повесткой дня по вопросу о согласовании условий договора аренды, Зимина Е.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды исходили из того, что уведомление о проведении общего собрания могли подать только лица, являющиеся участниками долевой собственности, а в уведомлении от 16 мая 2019 г. Зимина Е.В., ФИО6, ФИО5 указаны как участники долевой собственности с кадастровым номером <данные изъяты>, а просили принять решение о подготовке и проведении общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий Администрации, выразившиеся в письменном отказе в проведении собрания от 16 мая 2019 г. № 518. Отказывая в удовлетворении остальных требований Зиминой Е.В., суды указали, что действия Администрации соответствуют установленному законодательством порядку созыва общего собрания участников долевой собственности.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: 1) дату и время проведения общего собрания; 2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; 3) повестку дня общего собрания; 4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
Как усматривается из материалов дела, для реализации своего права на проведение в соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ Зимина Е.В., ФИО6, ФИО5 16 мая 2019 г. направили в администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края уведомление с приложением правоподтверждающей выписки из Единого государственного реестра недвижимости на принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Между тем суды, давая оценку содержанию данного уведомления и делая вывод о том, что податели уведомления указаны как участники долевой собственности с кадастровым номером <данные изъяты>, не приняли во внимание и не установили, что фактически в названном уведомлении они просили принять решение о подготовке и проведения общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, и что следует из содержания уведомления, которое соответствовало и содержало все предусмотренные вышеназванным Федеральным законом № 101-ФЗ реквизиты.
Кроме того, в административном исковом заявлении административный истец ссылается в обоснование незаконности оспариваемых действий на выписку из Единого государственного реестра недвижимости и которая указана в иске в качестве приложения, однако в материалах дела данный документ отсутствует, суды его не исследовали и надлежащую оценку не дали.
При таких обстоятельствах, в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, проверить все доводы и возражения сторон и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению нормами права и требованиями процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 октября 2019 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков