ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 3а-573/2020
88а-26106/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 26 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Промышленный округ Ступино Квадрат» на решение Московского областного суда от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Промышленный округ Ступино Квадрат» о признании недействующими в части отдельных положений решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6 «О признании утратившими силу некоторых решений Совета депутатов Ступинского муниципального района», Приложения к решению Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области».
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е., полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4 утверждено Положение о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области (далее – Положение о земельном налоге), которое опубликовано 28 ноября 2014 года в печатном издании «Жилевский вестник» № 12, вступило в силу с 1 января 2015 года.
Решениями Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 19 августа 2015 года № 42/9 (опубликовано 3 сентября 2015 года в печатном издании «Жилевский вестник» № 9) и от 27 января 2016 года № 3/1 (опубликовано 31 января 2016 года в печатном издании «Жилевский вестник» № 1) в Положение о земельном налоге внесены изменения.
Так, Положение о земельном налоге дополнено пунктом 4.2.1 (в ред. от 27 января 2016 года № 3/1), согласно которому установлена налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 95% в отношении земельных участков проекта планировки территории 1195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево с выделением промышленного округа «Ступино Квадрат» на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области, отнесенных к землям сельскохозяйственного, промышленного использования, жилищного строительства в населенных пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства.
Такая льгота в соответствии с пунктом 5.4 названного Положения применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года и до выдачи разрешения на строительство объектов промышленного и жилого назначения.
Подпунктом 13 пункта 4 Положения о земельном налоге от уплаты земельного налога освобождаются собственники земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны «Ступино Квадрат».
Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6 (опубликовано 10 января 2018 года в печатном издании «Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений» № 1), вступившим в силу с 1 января 2018 года, признаны утратившими силу, в том числе решения Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области: от 26 ноября 2014 года № 27/4 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области» (пункт 1.176); от 19 августа 2015 года № 42/9 (пункт 1.179), от 27 января 2016 года № 3/1 (пункт 1.180), от 20 апреля 2016 года № 24/4 (пункт 1.181), от 3 августа 2016 года № 41/7 (пункт 1.182), от 28 сентября 2016 года № 46/9 (пункт 1.183), от 29 марта 2017 года № 12/4 (пункт 1.184), которыми вносились изменения в Положение о земельном налоге.
ООО «Промышленный округ Ступино Квадрат» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими:
- с даты принятия пункты 1.176, 1.179, 1.180, 1.181, 1.182, 1.183, 1.184 решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6;
- с 1 января 2018 года - Приложение к решению Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области», за исключением пунктов 4.2.1, 4.6, 4.7, 5.1, 5.4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «Промышленный округ Ступино Квадрат» пользовалось льготой в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 95 процентов, установленной Положением о земельном, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4. Однако, оспариваемым в части решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6 были отменены решения Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4 об утверждении Положения о земельном налоге и о внесении в данное Положение последующих изменений.
Полагало, что оспариваемому нормативного акту в нарушение пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно придана обратная сила, в связи с чем ухудшено положение административного истца, как налогоплательщика. Согласно приведённой норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьёй. Такие акты, если они улучшают положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, но в рассматриваемой ситуации положение налогоплательщика ухудшается, поскольку отменены ранее предоставленные льготы по земельному налогу. Оспариваемое решение принято в связи с объединением территории городских и сельских поселений Ступинского муниципального района без изменения его границ в городской округ Ступино.
Указало, что льготы по земельному налогу для собственников земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны «Ступино Квадрат» сохранены. Вместе с тем, льготы по земельному налогу в отношении земельных участков проекта планировки территории 1195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи <адрес> решением Совета депутатов городского округ Ступино Московской области от 19 октября 2017 года № 26/3, которое вступило в действие с 1 января 2018 года, не предусмотрены.
Общество полагало, что противоречие между муниципальными правовыми актами о налогах и сборах может быть устранено путём признания частично недействующими отдельных положений, за исключением пунктов 4.2.1, 4.6, 4.7, 5.1, 5.4 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4.
Решением Московского областного суда от 3 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 сентября 2021 года через Московский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2021 года, с учетом дополнений к ней, ООО «Промышленный округ Ступино Квадрат», ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить. В доводах жалобы указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением пунктов 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации; в пункте 4 решения от 21 декабря 2017 года № 86/6 указано, что оно вступило в силу 1 января 2018 года, однако было опубликовано только 10 января 2018 года; нарушен порядок принятия нормативного правового акта, так как отсутствует экономическое обоснование отмены льготы по земельному налогу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением формы и процедуры принятия, опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городского округа Ступино Московской области, в соответствии с нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает; не противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, так как оспариваемое решение не устанавливает новые налоги и не повышает налоговые ставки. Земельный налог, налоговые ставки по нему, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты земельного налога установлены ранее принятым Советом депутатов городского округа Ступино Московской области решением от 19 ноября 2017 года, подлежащим применению с 1 января 2018 года. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6 в части пунктов 1.176, 1.179, 1.180, 1.181, 1.182, 1.183, 1.184, официально опубликованное 10 января 2018 года, вступило в силу с 1 января 2018 года, что не влечёт признание его недействующим, так как исходя из содержания муниципального правового акта он не может быть отнесён к актам, которые вступают в силу после официального опубликования. Порядок вступления в силу названного решения определён в соответствии с частью 6 статьи 45 Устава городского округа Ступино Московской области. Решение Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4 и иные решения этого представительного органа, которыми в данное решение вносились изменения, утратили силу в связи с принятием Советом депутатов городского округа Ступино Московской области решения от 21 декабря 2017 года № 86/6.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии со статьёй 1 Закона Московской области от 24 мая 2017 года № 82/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района» территории городского <данные изъяты>. Городское поселение, образованное путём изменения состава территории Ступинского муниципального района, наделено статусом городского округа.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района от 26 ноября 2014 года № 27/4 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области» на территории городского поселения Жилево установлен земельный налог.
Пунктом 4.2.1 Положения о земельном налоге установлена налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 95% в отношении земельных участков проекта планировки территории 1195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево с выделением промышленного округа «Ступино квадрат» на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области, отнесенных к землям сельскохозяйственного, промышленного использования, жилищного строительства в населенных пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства (пункт 4.2.1 введен решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 19 августа 2015 года № 42/9 (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 27 января 2016 года № 3/1)).
ООО «Промышленный округ «Ступино квадрат» на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ «Ступино Квадрат» и земельные участки, расположенные в пределах проекта планировки территории 1195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево Московской области.
Оспариваемыми пунктами 1.176, 1.179, 1.180, 1.181, 1.182, 1.183, 1.184 решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года № 86/6 решение Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года № 27/4, а также решения о внесении в него изменений, признаны утратившими силу.
Указанный нормативный правовой акт принят Советом депутатов городского округа Ступино Московской области в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 24 мая 2017 года № 82/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района», Уставом городского округа Ступино Московской области, в связи с образованием нового муниципального образования – городской округ Ступино.
Из пункта 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 28 Устава городского округа Ступино Московской области следует, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Порядок работы, организации и обеспечения деятельности Совета депутатов по решению вопросов, находящихся в компетенции Совета депутатов определяется Регламентом Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, утвержденным решением Совета депутатов от 25 января 2018 года № 100/8. До принятия указанного регламента действовал Временный регламент, утвержденный решением Совета депутатов от 25 сентября 2017 года № 2/1.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений» - приложении к районной общественно-политической газете «Ступинская панорама».
Протоколом № 6 заседания Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года подтверждается правомочность заседания и наличие необходимого кворума, что соответствует пункту 3 статьи 26 Устава, а протоколом № 8 заседания постоянной депутатской комиссии от 13 декабря 2017 года подтверждается, что за принятие решения о вынесении на рассмотрение Совета депутатов проекта решения Совета депутатов «О признании утратившими силу некоторых решений Совета депутатов Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Михнево Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Малино Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Аксиньинское Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Леонтьевское Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района» депутаты проголосовали единогласно.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что данный акт не регулирует налоговые правоотношения, не устанавливает налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты земельного налога налогоплательщиками, с учетом положений частью 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть отнесен к нормативным правовым актам о налогах и сборах.
В связи с установленными обстоятельствами, приведенными нормами материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным отказ в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобе не опровергают установленные по делу обстоятельства и не влияют на правильность применения судом норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. Иное толкование норм права, несогласие с оценкой судом доказательств по делу не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленный округ Ступино Квадрат» - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи