НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2021 № 2А-1745/19

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1745/2019

88а-30404/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 13 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующей Желонкиной Г.А.,

судей Кривенкова О.В., Найденовой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Егорьевску Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Егорьевску Московской области к Симакову Юрию Ивановичу о взыскании недоимки и пеней по земельному налогу.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Егорьевску Московской области (далее – ИФНС России по городу Егорьевску Московской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени в общем размере 4 887 рублей 85 копеек, из которых недоимка по земельному налогу составляет 4 801 рубль, пени по земельному налогу 86 рублей 85 копеек. В обоснование административного иска Инспекция указала, что Симаков Ю.И. является плательщиком земельного налога, налогоплательщику направлялось уведомление, в связи с его неоплатой начислены пени и выставлено требование об уплате задолженности, требование не исполнено, недоимка по налогу и задолженность по пеням не погашена, вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.

Решением Егорьевского городского суда Московской области от 24 декабря 2019 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 апреля 2021 года решение суда отменено и вынесено новое решение, которым с Симакова Ю.И. взыскана недоимка по земельному налогу в размере 4 031 рубля, пени в размере 72 рублей 93 копеек.

В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2021 года через суд первой инстанции, ИФНС России по городу Егорьевску Московской области просит отменить апелляционное определение, вынесенное с нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что, отказав во взыскании 770 рублей в счет земельного налога и 13 рублей 92 копеек в счет пеней, апелляционный суд фактически предоставил Симакову Ю.И. налоговую льготу в третий раз, что не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, обращает внимание на то, что налоговым органом при расчете земельного налога уже была ошибочно предоставлена льгота на два земельных участка, вместо одного.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных указанным Кодексом.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, порядок уплаты которого регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Земельный налог относится к местным налогам и, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения согласно пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки, в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с пунктом 3 данной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно пунктам 12-13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Указанные сведения представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно подпункту 2 статьи 2 Решения Совета депутатов городского поселения Егорьевск Егорьевского района Московской области от 22 мая 2014 года № 33/5 «О земельном налоге», в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2016 году Симаков Ю.И. являлся собственником земельного участка площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 800 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 2 100 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

За 2016 год Инспекцией исчислен земельный налог в размере 4 887 рублей 85 копеек, о чем Симакову Ю.И. направлено налоговое уведомление от 21 сентября 2017 года со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 года.

Ввиду неуплаты в установленный срок налогов, налогоплательщику направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 9 февраля 2018 года, в котором Симакову Ю.И. предложено до 30 марта 2018 года уплатить указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки, а также пени за их несвоевременную уплату. Требование в полном объёме не исполнено.

По заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка Егорьевского судебного района Московской области вынесен судебный приказ от 5 июня 2018 года о взыскании с Симакова Ю.И. налоговой задолженности, который отменен определением мирового судьи 11 февраля 2019 года (с учетом определения от 15 февраля 2019 года об исправлении описки), в связи с возражениями должника относительно его исполнения. В районный суд с административным иском Инспекция обратилась 13 июня 2019 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

Разрешая спор, районный суд исходил из того, что сумма налога исчислена правильно, налог административным ответчиком своевременно не уплачен, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, полагая, что судом первой инстанции не был учтен статус Симакова Ю.И. в качестве ветерана Великой Отечественной войны и инвалида II группы, предоставил ему региональную льготу (налоговый вычет) в виде уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости одного из земельных участков) на необлагаемую налоговую сумму в размере 490 000 рублей и взыскал с него недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 4 031 рубля и пени на данную недоимку в размере 72 рублей 93 копеек.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку находит их основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов I и II групп инвалидности, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 статьи 391 указанного Кодекса, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору (пункт 6 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 4.1 Решения Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 25 ноября 2015 года № 389/37 «О земельном налоге» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) установлена налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы категорий налогоплательщиков, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а также членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей, на не облагаемую налогом сумму в размере 490 000 рублей на одного налогоплательщика с учетом положений пункта 6 указанного Решения.

Таким образом, при исчислении земельного налога за 2016 год для инвалидов I и II групп, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий действовало две льготы: на федеральном уровне – в виде уменьшения налоговой базы при исчислении земельного налога в размере 10 000 рублей на один земельный участок, и на муниципальном уровне – в виде уменьшения налоговой базы при исчислении земельного налога в размере 490 000 рублей на один земельный участок.

Согласно пункту 5 Решения Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 25 ноября 2015 года № 389/37 «О земельном налоге» установлено, что в случае если у налогоплательщика имеется несколько земельных участков, то налогоплательщик самостоятельно определяет земельный участок для расчета льготы.

Исчисление земельного налога производилось налоговым органом в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в адрес Симакова Ю.И. налоговым органом последовательно направлялись налоговые уведомления и требования о взыскании земельного налога за 2016 год с учетом льгот, предусмотренных указанными выше положениями налогового законодательства.

Соответственно, общая сумма земельного налога за 2016 год с учетом указанных налоговых льгот составила 4 801 рубль и пеня, начисленная в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 86 рублей 85 копеек.

Именно указанная сумма была взыскана решением суда первой инстанции, что соответствует положениям указанных норм налогового законодательства.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Вышеприведенные законоположения, содержащие требования к судебному решению, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении требований истца и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.

Неверным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что Симакову Ю.А. при исчислении земельного налога за 2016 год не была применена льгота, предусмотренная муниципальным нормативным актом. Соответственно, неверным является отмена решения городского суда и уменьшение суммы подлежащих взысканию с Симакова Ю.И. недоимки и пени по земельному налогу за 2016 год.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Курского областного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 апреля 2021 года отменить, оставить в силе решение Егорьевского городского суда Московской области от 24 декабря 2019 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи