ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-109/2020
88а-25772/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 09 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Брянску к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
19 августа 2019 года ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам. Просила взыскать с ФИО1 задолженность в пользу ИФНС России по г. Брянску в размере 6882 рубля 18 копеек, в том числе: пеня на НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в размере 3740 рублей 47 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 2000 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года - пеня в размере 963 рубля 38 копеек; на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года пеня в размере 178 рублей 33 копейки.
Требования мотивировали тем, что ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, которым предоставлена налоговая декларация по НДФЛ. Так как налог, подлежащий уплате не оплачен, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислена пеня в сумме 3740 рублей 47 копеек.
Также, ФИО1 является налогоплательщиком страховых взносов, за которым также числиться задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года – 2000 рублей, пеня в размере 1141 рубль 71 копейка.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года начислена пеня в размере 963 рубля 38 копеек.
На страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года начислена пеня в размере 178 рублей 33 копейки.
Требования об уплате налога и пени от 10 июля 2018 года № 26640, от 23 июля 2018 года № 5915, направленные в адрес административного ответчика, до настоящего времени не исполнены.
27 августа 2019 года ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд к ФИО1 о взыскании налоговых платежей, ссылаясь на то, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которым представлена налоговая декларация по НДФЛ. Сумма налога, подлежащая уплате в размере 65000 рублей не оплачена по настоящее время. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на указанную сумму налога начислена пеня в сумме 224 рубля 25 копеек.
ФИО1 является налогоплательщиком страховых взносов. На страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года начислена пеня в размере 19 рублей 97 копеек.
Требование об уплате налога и пени от 19 июля 2018 года № 28583, направленные в адрес административного ответчика, до настоящего времени не исполнено.
На основании изложенного, ИФНС России по г.Брянску просила взыскать с ФИО1 задолженность в пользу ИФНС России по г. Брянску в размере 65244 рубля 22 копейки, в том числе: налог на НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в размере 65000 рублей, НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой пени в размере 224 рубля 25 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года - пеня в размере 19 рублей 97 копеек.
09 декабря 2019 года ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 является налогоплательщиком страховых взносов, за которым числиться задолженность за 2017 год по страховым взносам на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01 января 2017 года) в сумме 23400 рублей.
Требование об уплате налога и пени от 24 января 2018 года № 5466, направленное в адрес административного ответчика до настоящего времени не исполнено.
На основании изложенного, ИФНС России по г. Брянску просила взыскать с ФИО1 задолженность в пользу ИФНС России по г.Брянску в размере 28091 рубль 23 копейки, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 4590 рублей, пеня в размере 16 рублей 60 копеек; страховые взносы на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01 января 2017 года) налог в сумме 23400 рублей, пеня в размере 84 рубля 63 копейки.
Определением суда от 18 декабря 2019 года указанные административные дела объединены в одно производство.
С учетом объединенных производств административных дел, ИФНС России по г. Брянску просила взыскать с ФИО1 задолженность в размере 58097 рублей 63 копейки, в том числе: налог на НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в размере 22880 рублей, пеня по НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в размере 224 рубля 25 копеек; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года - в размере 19 рублей 97 копеек; пеня на НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в размере 3740 рубля 47 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 2000 рублей; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 963 рубля 38 копеек; пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 178 рублей 33 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 4590 рублей, пеня в размере 16 рублей 60 копеек; страховые взносы на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Пенсионном фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды (с 01 января 2017 года) налог в сумме 23400 рублей, пеня в размере 84 рубля 63 копейки.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной ФИО1 24 сентября 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд 07 октября 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика.
Решение и апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункт 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзаца 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры уведомления должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и сроков обращения в суд с административным иском.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами нижестоящих инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что 03 мая 2018 года ФИО1 представил в налоговый орган декларацию о фактически полученных доходах (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, по которой предоставил сведения о том, что его доход от адвокатской деятельности за период 2017 год составил 600000 рублей, расходы составили 100000 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 65000 рублей.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации на доходы физических лиц, представленной ФИО1 за 2017 года, выявлены нарушения порядка заполнения формы налоговой декларации, а именно в декларации не указаны суммы авансовых платежей. В соответствии с расчетом авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ предыдущего года от 01 июня 2017 года начислено авансовых платежей на 2017 года в сумме 42120 рублей.
13 августа 2018 года ФИО1 направлено требование №121344 о выявленном факте с целью предоставления уточненной декларации, однако, уточненная налоговая декларация по налогам на доходы физических лиц за 2017 год им в налоговую инспекцию не подавалась; доказательств, свидетельствующих о наличии ошибок, допущенных налогоплательщиком при заполнении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, не представлено.
Ввиду осуществления в течение 2017 года им адвокатской деятельности, у ФИО1 имелась обязанность уплатить в срок до 09 января 2018 года страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в суммах 23400 рублей и 4590 рублей соответственно.
Поскольку данная обязанность в указанный срок не была выполнена, налоговый орган направил ему требование № 5466 от 24 января 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам в общей сумме 27990 рублей и пени в общей сумме 101 рубль 23 копейки со сроком их уплаты до 14 февраля 2018 года.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №12 Советского района г. Брянска о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных сумм задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени. Выданный мировым судьей данного судебного участка 06 июля 2018 года судебный приказ 26 ноября 2019 года был отменен по заявлению должника.
Согласно налоговой декларации по итогам 2017 года, доход ФИО1 превышает 300000 рублей, в связи с чем, ему в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации начислены страховые взносы в размере 1% в сумме 2000 рублей по сроку уплаты 02 июля 2018 года.
Кроме того, на имеющуюся задолженность начислена пеня по уплате страховых взносов (ОПС, ОМС) по состоянию на 01 июля 2018 года на общую сумму 1141 рубль 71 копейка.
Также на имеющуюся задолженность начислена пеня за период с 26 августа 2017 года по 01 июля 2018 года в сумме 3740 рублей 47 копеек.
Требование № 26640 от 10 июля 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам и пени со сроком их уплаты до 31 июля 2018 года и требование №5915 от 13 июля 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц со сроком уплаты до 03 августа 2018 года, в установленный срок административным истцом не исполнено.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №12 Советского района г.Брянска о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных сумм задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени. Определением мирового судьи от 24 января 2019 года судебный приказ от 28 декабря 2018 года отменен по заявлению должника.
За несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учреждающих адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2017 год в за период с 01 июля 2018 года по 18 августа 2018 года ФИО1 начислена пеня в сумме 224 рубля 25 копеек.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, налоговым органом начислены пени за период с 01 июля по 18 июля 2018 года в размере 19 рублей 97 копеек.
Требование № 28583 от 19 июля 2018 года об уплате недоимки и пени со сроком их уплаты до 09 августа 2018 года, в установленный срок административным истцом не исполнено.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №12 Советского района г.Брянска о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных сумм задолженности. Определением мирового судьи от 22 февраля 2019 года судебный приказ от 17 декабря 2018 года отменен по заявлению должника.
Платежи, на которые ссылается административный истец в кассационной жалобе, оплачены им после выставления требования №28583 от 19 июля 2018 года.
Фактов необоснованного обращения налогового органа в суд с административным иском, несоблюдения порядка обращения недоимки к принудительному взысканию и процессуальных сроков, судебной коллегией по итогам рассмотрения кассационной жалобы не установлено.
Размер задолженности по страховым взносам и пени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым судами в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка, доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности в предъявленной к взысканию сумме, как того требуют положения части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что налоговым органом не указаны периоды возникновения задолженности, доходы, с которых взыскана неустойка, отсутствуют доказательства направления требований об уплате налога и пени, несостоятельны и опровергаются материалами дела.
Расчет размера взыскиваемых сумм произведен в соответствии с требованиями закона, неисполненной налоговой обязанности по оплате налога и пени. Контррасчет взыскиваемых сумм, иные доказательства в обоснование возражений, административным ответчиком не представлены.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, что не может служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права судами допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебных актов, в том числе и тех, что предусмотрены в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: