НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2021 № 2А-14/2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-14/2021

88а-16637/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 5 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Гайдарова М.Б., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лысова С.В. на решение Поворинского районного суда Воронежской области от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Лысову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Лысова С.В. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 1912 рублей 22 копейки, пеню в размере 8 рублей 37 копеек за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года, штраф за 2019 год в размере 160 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 8153 рублей 89 копеек, пеню в размере 35 рублей 67 копеек за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года, штраф за 2019 год в размере 840 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 1420 рублей, пеню в размере 14 рублей 95 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 21 января 2020 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 1077 рублей, пеню в размере 11 рублей 33 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 21 января 2020 года.

Решением Поворинского районного суда Воронежской области от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 21 апреля 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. С Лысова С.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области взыскана задолженность в общей сумме 13 633 рублей 43 копеек и государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

В кассационной жалобе, поданной 25 мая 2021 года почтой через Поворинский районный суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 июня 2021 года, Лысов С.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Единственным основанием к отмене судебных актов указывает пропуск налоговым органом срока обращения в суд.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Лысов С.В. с 15 января 2018 года до 10 апреля 2019 года был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также в 2018 году являлся собственником транспортного средства , 2004 года, государственный регистрационный знак и земельных участков: с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Следовательно, являлся плательщиком страховых взносов, земельного и транспортного налогов.

В адрес Лысова С.В. 18 июля 2019 года налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 10 июля 2019 года об уплате транспортного налога в сумме 1420 рублей и земельного налога в размере 1077 рублей со сроком до 2 декабря 2019 года, которое исполнено не было.

Кроме того, камеральной проверкой установлено, что административным ответчиком на 20 мая 2019 года не была представлена налоговая декларация за квартал, 6 месяцев, год, что подтверждается актом налоговой проверки от 31 июля 2019 года , в связи с чем решением от 18 сентября 2019 года он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и наложением штрафа, который составил 1000 рублей (по страховым взносам на ОПС в размере 840 рублей, на ОМС в размере 160 рублей).

12 ноября 2019 года налоговым органом Лысову С.В. направлено требование (со сроком уплаты до 26 марта 2019 года), а 22 января 2020 года требование (срок до 4 мая 2020 года) об уплате обязательных платежей: страховых взносов на ОМС в размере 1912 рублей 22 копеек, пени в размере 8 рублей 37 копеек, штрафа размере 160 рублей; страховых взносов на ОПС в размере 8153 рублей 89 копеек, пени в размере 35 рублей 67 копеек, штрафа в размере 840 рублей; транспортного налога за 2018 год в размере 1420 рублей, пени в размере 14 рублей 95 копеек; земельного налога с физических лиц в размере 1077 рублей, пени в размере 11 рублей 33 копеек, которые не исполнены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Поворинском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Лысова С.В. задолженности по страховым взносам, налогам, пени, штрафам, который 18 мая 2020 года был выдан. По заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 2 в Поворинском судебном районе Воронежской области от 26 мая 2020 года судебный приказ от 18 мая 2020 года отменен.

19 ноября 2020 года почтой налоговый орган обратился в суд административным иском.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Лысовым С.В. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов, налогов, пени, штрафа вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Лысова С.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Срок обращения к мировому судье и в районный суд с административным иском соблюден.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), которые в силу подпункта 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы (пункт 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу требований пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 названной статьи).

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).

В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

При несвоевременной уплате обязательных платежей на основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении административных исковых требований.

Довод административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд, является необоснованным.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что налоговым органом Лысову С.В. направлены 12 ноября 2019 года требование , со сроком уплаты до 26 марта 2019 года, а 22 января 2020 года требование со сроком исполнения до 4 мая 2020 года.

Судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций выдан налоговому органу 18 мая 2020 года, что свидетельствует о соблюдении срока на обращение к мировому судье.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Поворинском судебном районе Воронежской области от 26 мая 2020 года судебный приказ от 18 мая 2020 года был отменен. В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 19 ноября 2020 года, также с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, довод кассационной жалобы основан на неверном толковании норм права.

Нарушений норм материального и процессуального права судами допущено не было, оснований для отмены или изменения судебных актов, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Поворинского районного суда Воронежской области от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лысова С.В. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи