НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2020 № 2А-539/19

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-539/2019

88а-20766/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 01 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области) к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области ФИО3, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц в размере 2 600 рублей, пени за неуплату налога в размере 6 рублей 50 копеек, пени за неуплату транспортного налога в размере 45 рублей 61 копейки.

В обосновании заявленных требований налоговый орган указал, что приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении материальной помощи» ФИО1 была назначена государственная социальная помощь малоимущим гражданам <адрес> в сумме 4 013 рублей 91 копейки. Социальная помощь перечислена административному ответчику платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении государственной материальной помощи» ФИО1 была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим гражданам в виде единовременной выплаты в размере 20 000 рублей, которая перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению налогового органа, социальная выплата является доходом, подлежащим налогообложению. По состоянию на 04 декабря 2018 года у налогоплательщика образовалась недоимка по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем 11 октября 2018 года административному ответчику направлено налоговое уведомление, которое в установленный законом срок не исполнено, в связи с чем было направлено требование об уплате налога и пеней от 13 декабря 2018 года , в том числе: налог на доходы физических лиц в размере 2 600 рублей, пени за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц, начисленные за период с 04 декабря 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 6 рублей 50 копеек.

ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство - . Поскольку в установленный законом срок транспортный налог уплачен не был, административному ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: транспортного налога за 2016 год по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 656 рублей, пени за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 рублей 61 копейки.

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога, налога на доходы физических лиц и пени за неуплату (неполную уплату) налогов в размере 4 812 рублей 11 копеек, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению должника.

Решением Климовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года, административные исковые требования удовлетворены в части. С ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области взыскана задолженность по уплате пени в размере 45 рублей 61 копейки, государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей. В остальной части административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной 20 июля 2020 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 июля 2020 года, административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что суммы адресной материальной помощи граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, производимые более одного раза в налоговом периоде не попадают под действие пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 13 февраля 2017 года ФИО1 обратилась в <данные изъяты> по вопросу оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена государственная социальная помощь малоимущим гражданам <адрес> в сумме 4 013 рублей 91 копейка, которая ей перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в <данные изъяты>» за государственной социальной помощью на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в <адрес>.

Приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена государственная социальная помощь на основе социального контракта малоимущим гражданам в виде единовременной выплаты в размере 20 000 рублей, которая ей перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке формы 2-НДФЛ за 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной налоговым агентом <данные изъяты>» по признаку в налоговый орган, общая сумма дохода ФИО1 указана 20 000 рублей, сумма исчисленного налога 2 600 рублей.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено требование об уплате транспортного налога и пени, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц и пени, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых требований в установленные сроки, налоговый орган обратился к <данные изъяты> с заявлением о выдаче судебного приказа, который выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 4 812 рублей 11 копеек отменен.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, а также по транспортному налогу и пени.

Удовлетворяя административные исковые требования о взыскании пени за просрочку в уплате транспортного налога за 2016 год, суд ФИО2 инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 357, 358, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Брянской области от 9 ноября 2002 года № 82-З «О транспортном налоге». Установив, что обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 1 656 рублей по сроку уплаты 1 декабря 2016 года ФИО1 была исполнена только 14 августа 2019 года, пришел к выводу, исходя из правил статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога начиная с даты наступления срока исполнения обязанности по уплате налога за 2016 год и по дату, указанную в расчете (с 2 декабря 2017 года по 20 февраля 2018 года) в размере 45 рублей 61 копейки.

Отказывая в удовлетворении в части требований о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц в размере 2 600 рублей, пени в размере 6 рублей 50 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу, что Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не содержит положений, указывающих на право получателей государственной социальной помощи получить в течение календарного года только одну единовременную выплату. Положения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не указывают на возможность освобождения от налогооблажения только одной выплаты, полученной налогоплательщиком в течение календарного года. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» такая помощь является адресной и осуществляется за счет средств бюджета, что соответствует положениям пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Полученная ФИО1 20 декабря 2017 года выплата относится к доходу за 2017 год, не подлежащему налогооблажению.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь определяется как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а так же адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения (статья 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (статья 5 названного выше Федерального закона).

Статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено «Положение об условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в <адрес>», согласно пункту 9 которого государственная социальная помощь оказывается в виде единовременной выплаты один раз в календарном году в размере 30 % разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи и одиноко проживающего гражданина.

Допускается оказание в календарном году одновременно государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также государственной социальной помощи и помощи на газификацию личного домовладения.

Согласно пункту 1.3. Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, назначение и выплата государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде единовременной выплаты денежных средств или ежемесячного социального пособия.

Судами установлено, что ФИО1 относится к получателям государственной социальной помощи, которой была назначена и выплачена ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная помощь малоимущим гражданам <адрес> в сумме 4 013 рублей 91 копейки в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена и выплачена ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная помощь на основе социального контракта в виде единовременной выплаты в размере 20 000 рублей в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что произведенные ФИО1 в 2017 году выплаты в виде государственной социальной помощи малоимущим гражданам <адрес> и государственной социальной помощи на основе социального контракта являются адресными видами оказания государственной социальной помощи на поддержание уровня жизни, носят характер единовременных выплат, осуществлены из средств бюджета и не подлежат налогообложению, независимо от количества выплат.

Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, предусмотрены положения, направленные на освобождение от налогообложения некоторых видов доходов, получаемых малоимущими гражданами, а также некоторых доходов налогоплательщиков, ведущих личное подсобное хозяйство.

Согласно пункту 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти (письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае <данные изъяты>» не признается налоговым агентом и него не распространяются обязанности налоговых агентов, в том числе по ведению учета доходов и сумм налога, представлению в налоговый орган сведений о доходах физического лица (статья 230 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, произведенная ФИО1ДД.ММ.ГГГГ выплата, является адресной единовременной выплатой социального характера из бюджета, не подлежащей налогообложению.

Судебная коллегия находит правильными выводы судебных инстанций об удовлетворении административного иска в части пени за несвоевременную уплату транспортного налоге и отказе в части требований о взыскании налога на доходы физических лиц и пени на данный вид налога.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые ранее являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Климовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2020 года.

Председательствующий

Судьи