НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 23.06.2010 № 33-3799/10

Председательствующий:  Соснин И.И.                                          Дело № 33-3799/10

                        К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Светенко Е.С.,

судей областного суда Кочеровой Л.В., Зашихиной Н.Г.,

с участием прокурора Сафроновой Л.А.,

при секретаре К. Г.А.

рассмотрела в судебном заседании 23 июня 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Омска - Б-вой Е.Л. на решение Центрального районного суда г. Омска от  11 мая 2010 года, которым постановлено:

«Признать недействующим с момента вступления в силу настоящего решения суда п. 3 Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году, утв. Постановлением Администрации г.Омска от 12.01.2010 года № 4-п».

Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия

                                                            У С Т А Н О В И Л А:

            Прокурор г.Омска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.3 Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году.

            В обоснование заявленных требований прокурор г.Омска указал, что постановлением Администрации г.Омска от 12.01.2010 года № 4-п утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году. Оспариваемым пунктом Положения установлены конкретные получатели субсидий за счет средств местного бюджета, каковыми являются Фонды развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления  административных округов города Омска. Таким образом, в нарушение положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не определены критерии и категории получателей бюджетных субсидий, а имеет место непосредственное установление конкретных юридических лиц, которым будут направлены денежные средства. Ранее, прокурором города в адрес Мэра г.Омска направлено требование об изменении нормативно-правового акта, которое отклонено. Просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.3 Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году.

            В судебном заседании помощник прокурора г.Омска  - К-к Н.С. поддержала заявление.

            Представитель администрации г.Омска по доверенности - Б-ва Е.Л. возражала против удовлетворения заявления прокурора. Вместе с тем факт издания администрацией города Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году, в котором имеется п.3 в редакции, указанной в тексте заявления прокурора, не оспаривала. Полагала, что п. 3 соответствует действующему законодательству РФ, в том числе ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом пояснила, что данным пунктом Положения установлены получатели субсидий за счет средств местного бюджета - Фонды развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления  административных округов города Омска. Всего таких фондов на территории города создано пять – по одному в каждом округе г.Омска, их учредителем выступили администрации округов города. Право на получение субсидий предусмотрено для фондов, поскольку их учредителями являются администрации округов и они (фонды) несут бремя содержания органов территориального общественного самоуправления. Исходя из п. 3 Положения, другие юридические лица не могут являться получателями субсидий. Таким образом администрация города определила категорию получателей субсидий, как того требует Бюджетный кодекс Российской Федерации. Просила отказать в удовлетворении заявления.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

            В кассационной жалобе представителя Администрации г. Омска - Б-ва Е.Л. просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с неправильным применением норм материального права. Ссылается на доводы, приводимые ею в суде первой инстанции.

             Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав представителя Администрации города Омска - Б-ву Е.Л., поддержавшую жалобу, прокурора-Сафронову Л.А., судебная коллегия не находит оснований для  отмены решения суда в связи с нижеследующим.

            В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

            Как следует из материалов дела Положение о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году утверждено постановлением Администрации города Омска от 12 января 2010 г. N 4-п.

Данное Положение  определяет порядок предоставления субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления.

Оспариваемым пунктом 3 Положения предусмотрено, что получателями субсидий являются Фонды развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления  административных округов города Омска (далее - получатели субсидий).

Признавая данный пункт Положения недействующим, как противоречащий федеральному законодательству, суд исходил из нижеследующего.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам органами местного самоуправления определяется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Суд правильно указал, что в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления, при издании рассматриваемого положения, не определены категории юридических лиц, имеющих право на субсидии, а имеет место непосредственное указание конкретных некоммерческих организаций - получателей субсидий.

Согласно ст. 1 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске, утв. Решением Омского городского Совета от 7 июня 2006 года N 366, под территориальным общественным самоуправлением в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний граждан или конференций граждан (собраний делегатов) (далее - конференция граждан), а также посредством создания комитетов территориального общественного самоуправления и ревизионных комиссий.

На основании ст. 20 Положения, территориальное общественное самоуправление осуществляет свою деятельность за счет бюджетных ассигнований, собственных, заемных средств, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, за счет других законных поступлений. Расходование финансовых средств осуществляется территориальным общественным самоуправлением в соответствии с действующим законодательством, уставом территориального общественного самоуправления. Средства бюджета города Омска могут направляться для осуществления территориальным общественным самоуправлением хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Бюджетные средства на указанные цели направляются на основании соответствующей целевой программы и (или) договора с органами территориального общественного самоуправления.

Распоряжением главы городского самоуправления г. Омска

от 11 февраля 1998 года N 139-р, в целях завершения работы по формированию финансовой самостоятельности окружных объединений органов территориального общественного самоуправления, комитетов (советов) территориального общественного самоуправления, иных органов общественного самоуправления, администрациям административных округов города Омска предоставлено право выступить в качестве учредителей Фондов объединения и развития территориального общественного самоуправления соответствующих административных округов в установленном законодательством РФ порядке.

Этим же распоряжением определен Устав Фонда объединения и развития территориального общественного самоуправления административного округа города Омска, согласно которому Фонд объединения и развития территориального общественного самоуправления центрального административного округа города Омска (далее - Фонд) является учрежденной на основе доброй воли и в соответствии с законодательством РФ юридическими и физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов не имеющей членства некоммерческой организацией - фондом, преследующей социальные, благотворительные, научные и иные гуманистические общественно полезные цели (п. 1.1. ст. 1 Устава). Уставными целями деятельности Фонда являются, в том числе, оказание материальной, финансовой и правовой поддержки становлению, развитию и функционированию органов территориального общественного самоуправления административного округа (п. 1.2. ст. 1), в качестве добровольных и полноправных учредителей Фонда выступают:  администрации административного округа города Омска, КТОСы, окружные советы домовых и квартальных комитетов), а также любое лицо, разделяющее политику, цели и задачи деятельности Фонда, по его письменному заявлению может быть принято в число учредителей Фонда по решению Собрания учредителей или Правления Фонда (ст. 2), источниками формирования имущества Фонда являются: единовременные взносы учредителей Фонда; добровольные взносы и пожертвования российских и зарубежных юридических и физических лиц, органов государственной власти и муниципальных органов; доходы, получаемые от собственности Фонда; доходы от предпринимательской деятельности Фонда (ст. 3).

Судом установлено, что всего на территории города действует 5 подобных фондов и именно данные некоммерческие организации должны получать субсидии за счет средств местного бюджета. 

Право на субсидии у других юридических лиц, в том числе, некоммерческих организаций, оказывающих материальную помощь органам территориального общественного самоуправления, Положением не предусмотрено, так как определяя категории юридических лиц, имеющих право на субсидии, администрацией города предусмотрено их (субсидий) получение именно Фондами развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления  административных округов города Омска.

Вместе с тем, исходя из положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления, решая вопрос о предоставлении субсидии, должен установить критерии и (или) категории отбора юридических лиц, имеющих право на получение денежных средств за счет местного бюджета, а не конкретные юридические лица.

Суд правильно указал, что оспариваемым пунктом для конкретных юридических лиц необоснованно предусмотрены преимущества в виде предоставления субсидий, что недопустимо, поскольку рассматриваемые Фонды являются некоммерческими организациями, созданные их учредителями с целью развития территориального общественного самоуправления, при этом в состав учредителей могут войти, помимо администраций административных округов, другие физические и юридические лица, денежные средства Фондов формируются за счет вступительных взносов и пожертвований, в силу этого, каким-либо особым статусом, влекущим за собой исключительное право на получение субсидий, фонды не обладают.

Суд правильно указал на противоречие требованиям законодательства создание для Фондов со стороны администрации города особых условий их деятельности, в том числе, связанных с правом на получение бюджетных средств, при этом исходил из следующего.             Согласно пунктов 4, 5 Положения, основаниями  предоставления субсидий являются, в том числе, осуществление получателями субсидий деятельности, в результате которой возникают затраты, указанные в пункте 5 настоящего Положения, в том числе, материально-техническое обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления города Омска, в том числе - создание условий для функционирования органов территориального общественного самоуправления города Омска, в том числе приобретение компьютеров и программного обеспечения, оформление выставочно-информационных стендов (фотостендов) о деятельности органов территориального общественного самоуправления города Омска, поддержку органов территориального общественного самоуправления города Омска, текущее содержание (ремонт помещений, оплата коммунальных услуг, арендная плата за пользование помещениями, занимаемыми комитетами территориального общественного самоуправления, приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, оформление выставочно-информационных стендов, аншлагов, наружных вывесок, атрибутики территориального общественного самоуправления, оплата расходов, связанных с деятельностью органов территориального общественного самоуправления города Омска) и др.

Данная деятельность на территории г.Омска не является только прерогативой Фондов развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления  административных округов города Омска, может оказываться другими юридическими лицами, в том числе, и некоммерческими, которые, исходя из содержания оспариваемого пункта Положения, фактически лишены права на получение субсидий.

            Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Применительно к приведенным положениям закона, суд правильно п. 3 Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Омска из бюджета города Омска в 2010 году, утв. Постановлением Администрации г.Омска от 12.01.2010 года № 4-п признал недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда, были предметом судебного рассмотрения и оценки, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении вновь этих же мотивов в кассационном определении.

 Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения не установлено. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                     О П Р Е Д Е Л И Л А :

         Решение Центрального районного суда г. Омска от  11 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

            Председательствующий:

            Судьи: