НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 20.10.2010 № 33-6564/10

Председательствующий:   Павлова Л.Р.                             Дело № 33-6564/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам  Омского областного суда  в составе:

председательствующего:   Чукреевой Н.В.

судей:   Егоровой К.В.,  Алешкиной Л.В.

при секретаре:  Лянгасовой П.А.

рассмотрела в судебном заседании  20 октября 2010 года дело по кассационной жалобе  Полукарова В.М.на решение Саргатского районного суда Омской области от  07.09.2010 года, которым постановлено:

«В иске Полукарову Вадиму Михайловичу к Администрации Саргатского муниципального района Омской области о взыскании заработной платы за работу в выходные дни, процентов за несвоевременную выплату и взыскании морального вреда отказать».

          Заслушав доклад судьи  Егоровой К.В.,  судебная коллегия

                                                   УСТАНОВИЛА:

Полукаров В.М.  обратился в суд с иском к Администрации Саргатского муниципального района Омской области, размер требований по которому в суде был увеличен в порядке ст. 39 ГПК РФ, о взыскании заработной платы за работу в выходные дни, процентов за несвоевременную выплату зарплаты и о компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что  с 12.05.2008 года  состоит в трудовых отношениях в Администрации Саргатского района Омской области. Произведенное ответчиком 12.04.2010 года увольнение было признано незаконным, он восстановлен в прежней должности по судебному акту. С момента трудоустройства по указанию работодателя выходил на работу в субботние дни, работал по 3-4 часа. О том, что оплата за сверхурочную работу не производилась ему стало известно в мае 2010 года в ходе рассмотрения гражданского дела по его иску к ответчику о восстановлении на работе.

Считая право на оплату труда нарушенным, просил взыскать за период с 12.05.2008 года по 07.09.2010 года, исходя из работы в каждую субботу по 3,5 часа, не выплаченную заработную плату в размере 104 643 руб., проценты за ее несвоевременную выплату -13 495,98 руб., компенсацию морального вреда - 10 000 руб.,  а также судебные расходы -30 000 руб.,  всего  158 138, 98 руб. 

          Представитель  Администрации Саргатского муниципального района -   Булаева Т.В., иск не признала, ссылаясь на то, что за особые условия муниципальной службы с целью компенсации повышенной напряженности и интенсивности труда, особенностей режима работы Полукарову В.М. была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу, дни дополнительного отпуска, работа в выходные дни не была обязанностью муниципальных служащих, письменного распоряжения о выходе на работу в субботние дни не издавалось, ходатайство о работе в выходные дни не имеется,  поэтому оплата за указанное время не производилась.   

          Работодателем заявлено о пропуске работником срока обращения в суд с данным иском (л.д.21,22).

          Полукаровым В.М. подано ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с иском (л.д.68, 101 оборот).

          Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе  Полукаров М.В.  просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; одновременно оспаривает произведенную судом оценку имеющихся в деле доказательств, в том числе распоряжения  Главы администрации  Саргатского района  от  15.05.2008 года и пояснений свидетелей, свидетельствующих по его мнению о том, что работа в выходные дни осуществлялась им с ведома и по поручению работодателя.

           Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

    В соответствии со статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

  Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

          Учитывая приведенные процессуальные правила и то обстоятельство, что поворот к худшему по кассационной жалобе Полукарова В.М., которому в судом в удовлетворении заявленных требований отказано, не производится, судебная коллегия выходит за пределы доводов кассационной жалобы и проверяет законность принятого решения в полном объеме.

          Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основным правовым актом, регламентирующим деятельность муниципальных служащих, является Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Кроме того, правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Законом. Аналогичное положение содержится в ст. 11 ТК РФ. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) указываются в трудовом договоре (ст.57 ТК РФ). Рабочее время муниципальных служащих регулируется трудовым законодательством и согласно ст. 91 ТК РФ по общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В то же время режим рабочего времени, времени отдыха, условия оплаты труда муниципального служащего регламентированы и Законом N 25-ФЗ и законами субъектов РФ. При этом статьей 21 Закона N 25-ФЗ установлен более продолжительный по сравнению с закрепленным в ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего, составляющий 30 календарных дней. Указано, что для муниципальных служащих, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Также предусмотрены отпуска за выслугу лет. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем урегулировано и положениями ст. 119 ТК РФ. Период работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется с согласия работника и как сверхурочная работа в случае непредоставления работодателем работникам с ненормированным рабочим дней ежегодного дополнительного отпуска.

Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (статья 129 ТК РФ).

        Особенностью оплаты труда муниципальных служащих является значительное количество различных премий и надбавок, которые могут изменяться, например, с увеличением выслуги лет.

Таким образом, оплата труда производится в соответствии с приведенными выше нормами материального права и нормативными правовыми актами и актами муниципальных органов власти. Денежное содержание муниципальных служащих Омской области регламентировано законом Омской области от 23.11.2007 года № 976- ОЗ «Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет», а для муниципальных служащих Саргатского муниципального района Омской области дополнительно Положением о денежном содержании муниципальных служащих Саргатского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Саргатского муниципального района Омской области от 29.12.2007 года за № 87. Согласно п. 2 раздела 1 названного Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным выплатам отнесены: ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень; ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов в качестве юриста или исполнителя; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачиваемая в порядке, установленном федеральным законодательством. Иные дополнительные выплаты установлены в виде: премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи. Предусмотрено, что муниципальному служащему к денежному содержанию устанавливается районный коэффициент.

Пунктом 4 Положения регламентировано, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, в том числе за наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда и в размере до 150 процентов должностного оклада устанавливается с целью компенсации повышенной напряженности и интенсивности труда муниципального служащего, высокой нервно-эмоциональной нагрузки в процессе исполнения служебных обязанностей, особенностей режима работы муниципального служащего.

Разделом 4 Правил внутреннего трудового распорядка работников Администрации Саргатского муниципального района Омской области, утвержденных Постановлением Главы Саргатского муниципального района Омской области от 29.12.2006 года № 523-п, установлен следующий режим рабочего времени и времени отдыха: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; выходные дни – суббота, воскресенье; окончание работы с понедельника по четверг в 18 часов 15 минут, в пятницу – в 17 часов; сокращение продолжительности рабочее дня накануне нерабочих праздничных дней на один час; перерыв в течении рабочего дня для отдыха и питания; ненормированный рабочий день, при котором допускается выполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. При этом предусмотрено предоставление работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью три календарных дня (л.д.73).

Запрещается привлечение работников с ненормированным рабочим днем к работе в выходные и нерабочие дни, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, и в порядке, установленном ст. ст. 113, 153 ТК РФ.

 Согласно ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с их письменного согласия по письменному распоряжению работодателя в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. В некоторых случаях ТК РФ дает работодателю право привлечь работников к работе в выходной и нерабочий праздничный день без их согласия, например, для предотвращения или устранения последствий катастрофы, аварии, стихийных бедствий и др. (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

 Во всех случаях привлечение работников к работе в выходные дни может производиться только по письменному распоряжению работодателя.

         В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

 Из вышеизложенного следует, что законодатель под работой в выходные дни предусматривает работу, производимую работником по инициативе работодателя, при этом работодателем при привлечении работника к работе в выходной день должен быть соблюден установленный трудовым законодательством порядок такого привлечения, а работник, в свою очередь, дает письменное согласие на работу в выходные дни в предусмотренных Трудовым кодексом случаях. В этих случаях указанный период подлежит оплате не менее чем в двойном размере. За работу в выходные и нерабочие праздничные дни по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха, который оплате не подлежит, с оплатой  работы в выходной или нерабочий праздничный день в одинарном размере (ч.3 ст.153 ТК РФ).

Судом установлено, что для работников Администрации Саргатского муниципального района Омской области режим рабочего времени и времени отдыха установлен, в том числе пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, выходные дни – суббота, воскресенье; письменных распоряжений о выходе Полукарова В.М. на работу в выходные дни работодателем не издавалось; спорные дни как рабочие работодателем не учтены; выход на работу Полукарова В.М. предусмотренными Трудовым кодексом случаями обусловлен не был; нахождение истца на работе было обусловлено его усмотрением, связанным с особенностями его служебных обязанностей.

Учитывая указанное, то обстоятельство, что факт предоставления указанных дополнительных гарантий и компенсаций за особые условия труда и т.д. истцом в суде не оспаривался, доказательств привлечения к труду в выходные дни по предусмотренным ст. 113 ТК РФ случаям по делу не добыто, сам по себе факт выхода по усмотрению истца на работу в выходные дни о необходимости такого труда и дискриминации его оплаты не свидетельствует, у суда имелись основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

         Кроме того, ответчиком по данному делу заявлено ходатайство о применении исковой давности, которое  суд фактически посчитал необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ срок для обращения работника в суд по другим (кроме увольнения и т.п.) индивидуальным трудовым спорам - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. 

Часть первая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по сути, регулирует условия, порядок и сроки реализации конституционного права на труд применительно к делам об оплате труда. Предусмотренный ею трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

 Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд.

Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника.     

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

 Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока обращения в суд с моментом, когда истцу сталоизвестно о нарушении своего права.

  Как усматривается из материалов дела, в период с 12.05.2008 года истцу, работающему в администрации муниципального образования Саргатского района Омской области и замещающему муниципальную должность, заработная плата начислялась своевременно, из расчетно-платежных ведомостей он узнавал каким образом с ними производился расчет, соответственно тогда же ему  стало известно о нарушении его прав, но в суд с иском он обратился только 11.05.2010 года, то есть с пропуском срока по периоду до с 12.05.2008 года по 11.03. 2010 года. С учетом приведенного, утверждение истца о том, что о нарушенном праве ему стало известно в ходе рассмотрения иного трудового спора признано судебной коллегтей безосновательным. Иные причины в обоснование уважительности пропуска названного срока истцом не приведены.

  Что касается обращения Главы Саргатского муниципального района к Полукарову В.М., датированного 15.05.2008 года, содержащего просьбу исполнения должностных обязанностей в выходные дни, то таковое исполнение таких обязанностей в течение всего спорного периода во всяком случае не предполагает и не подтверждает, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части также отклонены.

          Постановленное судом решение об отказе истцу в удовлетворении иска обстоятельствам, имеющим значение для дела, дела, требованиям материального права, регулирующим спорные правоотношения, соответствует. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции по одним формальным соображениям отменено быть не может (ч.2 ст. 362 ГПК РФ). Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции (ч.2 ст. 364 ГПК РФ), судом не допущено. 

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА: 

  Решение Саргатского районного суда Омской области от  07.09.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полукарова В.М.  – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи