НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 16.06.2010 № 33-3689

Председательствующий Забелина О.В.                                       Дело № 33-3689

КАССАЦИОННОЕ              ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой В.П.

судей Патрахина И.В., Третьякова С.П.

при секретаре К.

рассмотрела в судебном заседании от 16 июня 2010 года дело по кассационной жалобе П., С. и Щ. на решение Шербакульского районного суда Омской области от 30 апреля 2010 года, которым постановлено:

            «В удовлетворении исковых требований П., С. и Щ. к Администрации ГОУ «Шербакульская специальная коррекционная (общеобразовательная) школа - интернат» об оплате труда отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи областного суда Третьякова С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

П., С. и Щ. обратились в суд с иском к Администрации ГОУ «Шербакульская специальная коррекционная (общеобразовательная) школа - интернат» об оплате труда, ссылаясь на то, что до июня 2009 года они получали надбавку 25% к заработной плате за работу в сельской местности. С июня 2009 года при переходе на новую систему оплаты труда, данные выплаты прекратились, хотя такие выплаты предусмотрены по новой системе оплаты труда. Согласно приложению № 2 к Постановлению Правительства Омской области от 13.08.2008 г. № 142-П р.п. Шербакуль относится к сельским населенным пунктам Омской области, в названной связи, просили суд обязать ответчика выплатить разницу в заработной плате, начиная с 01.06.2009 года: П. в размере 21 582 рубля, С. в размере 13 382 рубля, Щ. в размере 20 410 рублей, восстановить данные выплаты в учебном учреждении, внести их в тарификацию и взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в пользу П. 2 000 рублей, С. 3 000 рублей, в пользу Щ. 2 000 рублей.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что в соответствии с действующим законодательством не может быть допущено уменьшение размера заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда. В разработанном в учебном учреждении Положении об оплате труда заложена такая надбавка в виде 25% за особые условия работы в рабочем поселке, но при условии достаточности финансирования. В действующем ранее положении об оплате труда данная выплата была заложена как обязательная. Поскольку Шербакуль относится к сельской местности, лишение подобной выплаты в виде надбавки к окладу в размере 25%, предоставляемой за особые условия труда, незаконно. Кроме того, они продолжают пользоваться льготами, установленными для учителей, работающих в сельской местности.

Директор учебного заведения З. и представитель по доверенности Е. в судебном заседании иск не признали, пояснили, что до 01.06.2009 года начисления заработной платы производились с применением постановления Правительства Омской области от 06.04.2005 года № 36-П, согласно которому педагогическим работникам повышался оклад на 25% за работу в рабочем поселке. С 01.06.2009 года при переходе на новую отраслевую систему оплаты труда указанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Омской области от 26.12.2008 года № 219-П. В отраслевой системе оплаты труда повышение образует новый размер оклада. Шербакуль является городским поселением. В Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ГОУ «Шербакульская школа-интернат» внесена стимулирующая выплата за работу в рабочем поселке, которая выплачивается при наличии денежных средств. Объем фонда оплаты труда не позволяет производить все стимулирующие выплаты, внесенные в Положение.

Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал.

Представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области по доверенности М. с исковыми требованиями не согласились, пояснив суду, что Шербакуль относится к Шербакульскому городскому поселению согласно ст. 2 Закона Омской области от 15.07.2004 г. № 244 «О границах и статусе муниципальных образований Омской области».

Председатель Совета Шербакульского городского поселения Г. в судебном заседании пояснила, что Шербакуль относится к сельской местности в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, согласно справочнику  «Административно-территориальное деление  Омской области в 1917-2007 годах» и закону «Об административно-территориальном устройстве Омской области», принятом 25.09.2003 года в Шербакульском районе закреплена такая административная единица как сельский административный округ. Считает требования педагогов подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение.

            В кассационной жалобе П., С. и Щ. просят решение отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на противоречие между сделанными судом выводами В частности, суд ссылается на то, что в Законе № 122-ФЗ, определено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных актов должно быть соблюдено условие о том, что вновь вводимые региональные и местные размеры и условия оплаты труда не могут быть ниже тех, которые установлены по состоянию на 31 декабря 2004 года. Этот довод подтверждает тот факт, что, исключив надбавку к окладу в размере 25% за работу в сельской местности работникам образования, орган государственной власти субъекта РФ нарушил главное требование федерального законодательства. Вывод суда о том, что повышение окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности предусмотренное Законом РСФСР «О социальном развитии села», носило строго целевое назначение, и было мерой временного характера несостоятелен. Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ГОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8-го вида» в части установления надбавки за особые условия работы педагогических работников в рабочем поселке до 25% противоречит Положению об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области, на которое ссылается суд. Введение отраслевой системы оплаты труда привело к уменьшению заработной платы. Утверждения суда о том, что рабочий поселок Шербакуль наделен статусом

городского поселения и не является населенным пунктом, относящимся к сельской местности, несостоятельны.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав П., С. и Щ., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

            Установление системы оплаты труда относится к полномочиям работодателя, который реализует их по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора или с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

            Особенности установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определены в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (части первая и пятая).

Из приведенных норм следует, что установление системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными законами, то есть с соблюдением предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации принципов и гарантий, правил о повышенной оплате труда при выполнении работ в особых условиях и составе заработной платы.

            Решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на территории Омской области повышение тарифной ставки на 25% педагогическим работникам и специалистам образовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений устанавливалось Постановлением Правительства Омской области от 06.04.2005 года № 36-П «О повышении тарифных ставок, окладов работников государственных учреждений Омской области в сфере образования», которые на основании Закона Омской области от 22 декабря 2004 г. N 600-03 "Об областном бюджете на 2005 год" были включены в расчет фонда оплаты труда работникам образовательных учреждений, расположенных как в сельской местности, так и в рабочих поселках и городах областного подчинения.

            В связи с изданием Постановления Правительства Омской области от 26.12.2008 года № 219-П, вышеназванный нормативный акт субъекта РФ с 01.06.2009 года утратил силу.

            Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 года № 172-п на территории Омской области введена отраслевая система оплаты труда и утверждено Положение об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области, которым установлен примерный перечень компенсационных и стимулирующих выплат работникам бюджетных учреждений.

Предметом спора по настоящему делу явилось исключение ответчиком при переходе на новую систему оплаты труда из заработной платы истцов, являющихся работниками бюджетного специального образовательного учреждения, 25% надбавки за работу в сельской местности, ранее установленной Законом РСФСР "О социальном развитии села" и вышеприведенным нормативным актом Правительства Омской области.

Оценив доводы истцов о нарушении ответчиком их прав, введением новой системы оплаты труда в совокупности с представленными в материалы дела Положением об отраслевой системе оплаты труда работников ГОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», расчетных листков по начислению заработной платы за 2008, 2009, 2010 годы, распоряжение Правительства Омской области от 17 июня 2009 г. N 82-рп "О ходе реализации постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года N 172-п "О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области", информацию Министерства труда и социального развития Омской области о ходе реализации постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года N 172-п "О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области", суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, сделал обоснованный вывод о том, что нормативно-правовые акты субъекта РФ не противоречат федеральному законодательству и не привели к уменьшению заработной платы истцов.

            Более того, как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 01.10.2009 N 1128-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ломашевой Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 153 и пунктом 1 статьи 156 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки и конкретизирующие приведенные положения преамбулы данного Закона, призваны обеспечить достижение заложенных в преамбуле целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П, Определение от 4 декабря 2007 года N 965-О-П).

            Кроме того, вышеприведенные законоположения закрепляют принцип действия нового механизма предоставления социальных гарантий в рамках длящихся правоотношений и предусматривают реализацию права на компенсации, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, к числу которых повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности не относится.

            Обоснованным представляется также вывод суда, исходившего из положений ст. 3 Закона Омской области от 30 июля 2004 г. N 548-ОЗ "О границах и статусе муниципальных образований Омской области" и Закона Омской области от 15 октября 2003 г. N 467-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения", в котором даны понятия городского и сельского поселений, о том, что рабочий поселок Шербакуль наделен статусом городского поселения и не относится к сельской местности, в связи с чем, правомерно не был принят во внимание довод истцов о том, что они относятся к педагогическим работникам, работающим в сельской местности и их ссылку на Постановление Правительства Омской области от 13 августа 2008 г. N 142-п.

Учитывая отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно отказал последним в удовлетворении заявленных им требований в указанной части, с чем судебная коллегия также соглашается.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь за собой отмену постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения в кассационном порядке.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шербакульского районного суда Омской области от 30 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи