НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 13.01.2010 № 33-12/10

Председательствующий:  Вяткина Г.С.                               Дело № 33-12/10

                               КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Омского областного суда в составе:

Председательствующего Чукреевой Н.В.

судей областного суда Кудря Т.Л., Майера В.Е.,

при секретаре Колосовой В.В.

рассмотрела в судебном заседании от 13 января 2010 г. дело по кассационной жалобе ГУ УПФР в Кормиловском районе Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от  2 декабря 2009 г., которым постановлено о включении спорных периодов Кануповой Н.К. в специальный стаж на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и обязании ГУ УПФР в Кормиловском районе Омской области назначить Кануповой Н.К. пенсию 19.01.209 г.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Майера В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Канупова Н.К. обратилась в суд с иском к  ГУ УПФР в Кормиловском районе Омской области, указав, что в январе 2009 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда, однако получила отказ. Ответчик отказал зачесть в стаж периоды работы с 21.01.1988 г. по 23.04.1992 г. в должности инструктора телевизионного участка в лечебно-производственных мастерских при Омской психиатрической больнице, с 4.12.2992 г. по 14.11.1994 г. в должности инструктора швейного цеха в лечебно-производственных мастерских ОПБ, с 11.01.2002 г. по 2.02.2003 г.  инструктор по труду Омской клинической психиатрической больницы, с 3.02.2003 г. по 31.12.2008 г. инструктор по трудовой терапии Омской клинической психиатрической больницы. Просит включить спорные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с 19 января 2009 г.

            В судебном заседании Канупова Н.К. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

            Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Кормиловского районе Омской области Каленкова Н.В.  с иском не согласилась, указала, что оснований для назначения истцу льготной пенсии не имеется, т.к. должности, которые занимала Канупова Н.К. в спорные периоды, не относятся к среднему  медицинскому персоналу,  а к аппарату управления.

            Представитель БУЗ ОО КПБ им.Н.Н.Солодовникова  Сорокина Ю.А. исковые требования истца поддержала, и указала, что должности, которая занимала Канупова Н.К. в  спорные периоды работы,  относятся к среднему медицинскому персоналу.

            Судом постановлено изложенное выше решение.

            В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР в Кормиловском районе Омской области Воробьева Л.В. с решением суда не согласилась, просит его отменить по основаниям, изложенным в судебном заседании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Канупову Н.К., не согласившуюся с жалобой, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

В соответствии с п.п. «б» ст. 12 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 1.01.2002 г. пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Аналогичное положение содержится в п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п. 2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании позиции 2260000в раздела ХХIV «Учреждение здравоохранения и социального обеспечения» Списка N 2

производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и

тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по

возрасту (по старости) на льготных условиях  (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)

(с изменениями от 9 августа 1991 г.) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет средний медицинский персонал непосредственно обслуживающий больных в психиатрических учреждениях.

Из материалов дела следует, что истец Канупова Н.К. работала с 21.01.1988 г. по 23.04.1992 г. в должности инструктора телевизионного участка в лечебно-производственных мастерских при Омской психиатрической больнице, с 4.12.2992 г. по 14.11.1994 г. в должности инструктора швейного цеха в лечебно-производственных мастерских ОПБ, с 11.01.2002 г. по 2.02.2003 г. инструктором по труду Омской клинической психиатрической больницы, с 3.02.2003 г. по 31.12.2008 г. инструктором по трудовой терапии Омской клинической психиатрической больницы (л.д.13-15).

            Согласно п. 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судебная коллегия, исследовав должностных характеристики истца полагает, что в спорные периоды истец фактически выполняла работу инструктора по трудовой терапии (36-41).

Доводы кассационной жалобы о том, что указанная должность не может быть отнесена к среднему медицинскому персоналу обоснованными признать нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС  от 16 октября 1986 г. N 1240 "О повышении  заработной  платы работников здравоохранения и социального обеспечения" (с изменениями от 26 октября 1987 г.) и Постановление Совета Министров РСФСР  от  23 февраля 1991 г. N 116 "О повышении заработной платы работников здравоохранения и  социального обеспечения" к среднему медицинскому персоналу были отнесены инструктор по трудовой терапии.

            При отказе в назначении пенсии ответчик не учел, что отнесение конкретной должности работника учреждения здравоохранения к должности среднего и младшего медицинского персонала входит в компетенцию работодателя и решается на основании нормативных документов, регулирующих соответствующую сферу труда.

Статьями 57 и 143 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что для определения трудовой функции, а именно: работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации - конкретный вид поручаемой работнику работы и оплаты труда работников применяются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Трудовое законодательство, в том числе ранее действовавшее, закрепляет необходимость соответствия наименования должностей, специальностей или профессий и квалификационных требований к ним, устанавливаемых работнику, наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в предусмотренном порядке, если в соответствии с законодательными актами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Постановлением Минтруда России от 27.08.1997 г. N 43 "Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" в связи с уточнением характера выполняемых работ по должностям работников здравоохранения Российской Федерации согласованы разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.

Указанным постановлением Минтруда России инструктор по трудовой терапии относится к специалистам со средним профессиональным образованием, средний медицинский и фармацевтический персонал 5-6 разрядов. Согласно должностным обязанностям инструктора по трудовой терапии предусмотрено проведение работы с больными по трудовой терапии в соответствии с назначениями врача.

Для работников государственных и муниципальных учреждений предусмотрена отраслевая система оплаты труда, основой которой является принцип формирования профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для учреждений здравоохранения приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 г. N 526 "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" установлены четыре профессиональные квалификационные группы должностей работников отрасли: первая - "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"; вторая - "Средний медицинский и фармацевтический персонал"; третья - "Врачи и провизоры"; четвертая - "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, например врач-провизор".

К профессиональной квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал" относится должность "инструктор по трудовой терапии".

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" не предусматривает должность "инструктор по трудовой терапии", но данная Номенклатура не является исчерпывающей.

Пунктом 2 приказа Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377 установлено: "Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения привести наименования должностей медицинских работников и структурных подразделений учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой должностей, утвержденной настоящим Приказом, а также наименованиями структурных подразделений и должностей (профессий) других работников, в соответствие с действующими штатными нормативами, типовыми штатами, Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) и тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих".

Подпунктом 3.2. п. 3 Положения "Определение разрядов оплаты труда и тарифных коэффициентов по категориям работников" Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, предусмотрена должность "инструктор по трудовой терапии", которая отнесена к среднему медицинскому персоналу.

При таких обстоятельствах оснований  для отмены постановленного решения не имеется.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ оценил представленные  по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорное правоотношение

Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену постановленного решения, судебной коллегией также не усматривается,  оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кормиловского районного суда Омской области от 2 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: