Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Ивановой В.П.
судей областного суда Алешкиной Л.В., Кудря Т.Л.
при секретаре Васиной Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2011г.
дело по кассационной жалобе ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» на решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 17.01.2011г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты».
Дополнительным решением Куйбышевского районного суда г.Омска от 20.01.2011г. постановлено:
«Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - «Омский государственный университет путей сообщения» в доход местного бюджета пошлину в размере 4.000 рублей».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Ивановой В.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с иском к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» о признании бездействия, выразившегося в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, возложении обязанности по выполнению требований закона об обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование своих требований указало, что в период с 27 мая 2010 г. по 08 июня 2010 г. Главным управлением была проведена плановая документарная проверка ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», в ходе которой установлено, что среднесписочная численность работников организации составляет 1016 единиц, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 30 единиц, однако, в организации работает 7 инвалидов, специальное рабочее место не создано. По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Главного управления было выдано предписание об устранении двух нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 8 июня 2010 года № 28: несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов и несоблюдение обязанности по выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, вместе с тем, в установленный срок - 6 августа 2010 года, предписание ответчиком исполнено не было.
Представитель истца Чередова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала частично, указав, что в настоящий период времени ответчиком устранено нарушение по несоблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, трудоустроено 30 инвалидов. Требование о создании специального рабочего места для трудоустройства инвалида не исполнено.
Представитель ответчика ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» - Кайзер Ю.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что Главное управление государственной службы занятости населения Омской области Федеральным законом не наделено правом на обращение в суд с подобными требованиями, кроме того указала, что в учреждении трудоустроено 30 инвалидов, а также решается вопрос по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, приводимые в судебном заседании.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» Кайзер Ю.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Общий надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет прокуратура РФ. Специальным же органом в данной сфере является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19.04.1991 г. с последующим изменениями (далее Закон).
Согласно ст. 6 Закона, законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 7.1. ФЗ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные им Российской Федерацией. В их числе п.п. 6 п. 1 предусмотрены: проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения , привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 6 и 7 п. 1 ст. 8 Положения о главном управлении государственной службы занятости населения Омской области от 28.12.2006 г. № 177 Главное управление осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения , привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
Кроме того, согласно п. 5.9 Положения о Федеральной службе занятости, утвержденного Постановлением Правительства № 324 от 30.06.2004 г., Служба занятости в установленном порядке имеет право представлять в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предусмотренные данным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Кроме того, организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев.
Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Реализуя предоставленное законом право, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области заявило иск в защиту неопределенного круга лиц и интересов РФ к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» о признании бездействия, выразившегося в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, возложении на ответчика обязанности по выполнению требования закона об обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Из дела усматривается, что по результатам проверки ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения», проведенной в период с 13 мая 2001 г. по 09 июня 2010 г. на основании Распоряжения № 27рк от 28.04.2010 г. (л.д.7), специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области 08.06.2010 г. было вынесено предписание № 28 об устранении ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения» нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, а именно: о соблюдении обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов (л.д. 12).
По состоянию на 08.06.2010 г. среднесписочная численность работников организации составляла 1016 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов – 30 человек, однако, количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты было 7 человек (л.д.27).
По состоянию на 27.12.2010 г., как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается представленным им списком, количество работающих инвалидов в учреждении составляет 30 человек согласно установленной квоты (л.д.38). Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего дела ответчик, применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств устранения нарушений в части создания специальных аттестованных рабочих мест для инвалидов.
С учетом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о недостаточном соблюдении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов со стороны администрации ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения», суд обоснованно признал бездействие ответчика незаконным, возложив на него обязанность по созданию рабочего места для инвалидов в соответствии с установленной для ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения» квотой. Согласно нормам вышеуказанных законодательных актов, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Поскольку оборудование работодателями специальных рабочих мест для инвалидов является прямым требованием федеральных законов, довод кассатора об отсутствии необходимости создания такого рабочего места в ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения» не может быть принято во внимание.
Довод жалобы о том, что Главное управление государственной службы занятости населения Омской области не наделен правом на обращение в суд с настоящим иском, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральная служба по труду и занятости является специализированным органом государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649).
Согласно пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 22, пункта 5 статьи 24 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", статей 9, 28, 29, 30, 31, 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов "ж", "з" части 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по смыслу которых мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости(Роструд) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
В своей деятельности Федеральная служба по труду и занятости руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по труду и занятости.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет определенные полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля, в том числе за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(пп. 5.1.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
В соответствии с п. 5.9 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости Федеральная служба по труду и занятости в числе прочих полномочий представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы(Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости")
Таким образом, анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права на труд неопределенного круга лиц, к которому в данной ситуации относятся инвалиды, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области вправе обратиться в суд с требованием к учреждениям, организациям, любым юридическим и иным лицам в защиту трудовых прав инвалидов в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, что не может расцениваться как вмешательство в их хозяйственную деятельность.
Учитывая вышеуказанное, довод кассатора о невозможности предъявления Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области в суд подобных исков к ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», основан на неверном толковании норм права.
Как указано выше, Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства осуществляется посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Что касается правового регулирования данных отношений, необходимо сказать, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
Не выполнение ответчиком требований закона, нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих ограничения к трудовой деятельности, поскольку число лиц, с ограничениями к трудовой деятельности, не является стабильным, поэтому нельзя полагать, что этот круг лиц может быть установлен с полной определенностью.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, приводились представителем ответчика в судебном заседании и им судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась, в связи с чем, отсутствует необходимость изложения вновь оснований по котором они отклонены.
Поскольку суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального и процессуального права, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361-366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 17 января 2011 года и дополнительное решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 20.01.2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: