НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 02.06.2010 № 33-3433/2010

Председательствующий Морев В.Л.

Дело № (…)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Светенко Е.С.,

судей Патрахина И.В., Третьякова С.П.

при секретаре И.

рассмотрела в судебном заседании от 02 июня 2010 года в г. Омске дело по кассационным жалобам Л, представителя ОАО 1 М. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 апреля 2010 года, которым постановлено: «Взыскать с ОАО в пользу Л. 30000 (тридцать тысяч) рублей штрафа и в доход местного бюджета 1100 (одну тысячу сто) рублей госпошлины.

В остальной части иска и в иске к ОАО 2, Министерству обороны РФ отказать».

Заслушав доклад по материалам дела, выслушав объяснения Л., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего против доводов кассационной жалобы представителя ОАО 1 М., объяснения представителя ОАО 2 Т., представителя Министерства обороны РФ и военного комиссариата (…) К., возражавших против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия областного суда

установила:

Л. обратился в суд с иском к ОАО 1, ОАО 2, Министерству обороны РФ о взыскании штрафа за задержку выплаты страховой суммы, компенсации морального вреда, указав, что 05 ноября 2008 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, 06 февраля 2009 года ему установлена II группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. 12 марта 2009 года в ОАО 1 из военного комиссариата (…) поступили документы для выплаты ему страховой суммы в связи с установлением инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Однако 24 марта 2009 года ОАО 1 отказало в выплате страховой суммы, сославшись на то, что ОАО 1 производит выплаты по обязательному государственному страхованию военнослужащим, застрахованным в период с 01 января по 31 декабря 2009 года. Поскольку заболевание получено до 01 января 2009 года, страховая сумма должна быть выплачена прежним страховщиком – ОАО 2. 17 июля 2009 года, после заключения между Министерством обороны РФ и ОАО 1 дополнительного соглашения к государственному контракту от 30 декабря 2008 года на оказание услуг по обязательному государственном страхованию, ОАО 1 выплатило страховую сумму. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки. Ввиду того, что страховая сумма выплачена по истечении срока, предусмотренного действующим законодательством, просил взыскать с ответчиков штраф в сумме 406704 руб. за период с 28 марта по 17 июля 2009 года. Кроме того, просил взыскать с ОАО 1, Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда по 50 тыс. руб. с каждого.

Представитель ОАО 1 Х. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что, согласно государственному контракту на оказание в 2009 году услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, заключенному 30 декабря 2008 года между Министерством обороны РФ как страхователем и ОАО 1 как страховщиком, ОАО 1 производит выплаты по обязательному государственному страхованию военнослужащим, застрахованным в период с 01 января по 31 декабря 2009 года, то есть только тем военнослужащим, которые проходили военную службу в 2009 году, тогда как истец был уволен с военной службы в 2008 году.

Поскольку прежний страховщик – ОАО 2 – отказался выплачивать страховые суммы гражданам, которые уволены с военной службы в 2008 году и которым инвалидность установлена в 2009 году, Министерство обороны РФ было вынуждено обратиться к ОАО 1 с предложением заключить дополнительное соглашение к государственному контракту в отношении указанных граждан. После заключения 29 июня 2009 года такого дополнительного соглашения ОАО 1 выплатило истцу страховую сумму. При этом выплата произведена ОАО 1 не из собственных средств, а за счет денежных средств, перечисленных Министерством обороны РФ. За оказание услуг ОАО 1 получило от Министерства обороны РФ комиссионное вознаграждение, а не страховую премию. В данной связи ОАО 1 в спорных правоотношениях является комиссионером, а не страховщиком, а потому с ОАО 1 не может быть взыскан штраф за задержку выплаты страховой суммы.

Полагала, что поскольку в соответствии с условиями договора страхования, заключенного между ОАО 2 и Министерством обороны РФ 30 декабря 2003 года и действовавшего по 31 декабря 2008 года, обязанность по выплате страховых сумм в отношении застрахованных лиц, уволенных с военной службы в 2008 году, возложена на ОАО 2, то данная страховая организация должна нести ответственность за задержку выплаты страховой суммы.

Представитель ОАО 2 Т., представитель Министерства обороны РФ К. и представитель военного комиссариата (…), привлеченного в качестве третьего лица, С. в судебном заседании требования не признали.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Л. просит решение суда отменить в части, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, не согласен с размером взысканной суммы штрафа за задержку выплаты страховой суммы, кроме того, считает, что суд не вправе был на основании ст. 333 ГК РФ уменьшить размер данного штрафа. Ссылаясь на положения ст. 1069 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, оспаривает решение суда также в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.

В кассационной жалобе представитель ОАО 1 М. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к ОАО 1, ссылается на доводы, приводившиеся в судебном заседании, кроме того, указывает, что, согласно п. 1.3 государственного контракта от 30 декабря 2008 года, количество застрахованных лиц определяется в соответствии со штатной численностью Вооруженных Сил РФ, уволенные же к моменту начала действия государственного контракта лица в штатную численность Вооруженных Сил РФ не входят и на них действие государственного контракта не распространяется.

В возражениях относительно кассационных жалоб представитель ОАО 2 Т., представитель Министерства обороны РФ К. просят решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения, полагая, что решение суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия областного суда считает, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц определяются Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее – Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1). Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (п. 2). Застрахованными по обязательному государственному страхованию являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена) и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица (п. 3).

В целях осуществления обязательного государственного страхования между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица – застрахованного лица (выгодоприобретателя) заключается договор страхования (ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

По правилам п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ в случае установления застрахованному лицу инвалидности страховые суммы выплачиваются в следующих размерах: инвалиду I группы – 75 окладов; инвалиду II группы – 50 окладов; инвалиду III группы – 25 окладов.

Как усматривается из материалов дела, 30 декабря 2008 года между Министерством обороны РФ как страхователем и ОАО 1 как страховщиком заключен государственный контракт № 205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы (л.д. 17 – 24). Указанная страховая организация выбрана в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

05 ноября 2008 года Л. приказом командующего РВСН был уволен с военной службы; 06 февраля 2009 года Л. установлена II группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы; оклад по штатной воинской должности составлял (…) руб., оклад по воинскому званию – (…) руб. (л.д. 8, 9).

04 марта 2009 года Л. обратился в ОАО 1 с заявлением о выплате страховой суммы в связи с установлением инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Данное заявление вместе с иными документами, необходимыми для принятия решения о выплате страховой суммы, поступили в ОАО 1 из военного комиссариата Центрального, Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска 12 марта 2009 года (л.д. 10, 11).

24 марта 2009 года ОАО 1 отказало истцу в выплате страховой суммы, сославшись на то, что поскольку он уволен с военной службы в 2008 года, то страховая сумма должна быть выплачена ОАО 2, с которым Министерством обороны РФ был заключен договор обязательного государственного страхования на 2008 год (л.д. 12).

29 июня 2009 года между Министерством обороны РФ и ОАО 1 состоялось соглашение о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт от 30 декабря 2008 года № 205/181/3/153 (л.д. 25 – 27). Согласно условиям данного дополнительного соглашения, выплаты страховых сумм гражданам, которые получили увечья или заболевания во время прохождения военной службы в период с 01 января по 31 декабря 2008 года и которым инвалидность установлена в 2009 году, производятся за счет денежных средств, перечисляемых Министерством обороны РФ на расчетный счет ОАО 1, в течение пяти рабочих дней со дня поступления этих средств; за оказание услуг Министерство обороны РФ выплачивает ОАО 1 комиссионное вознаграждение в размере 5 % от страховых сумм (п. 2).

15 июля 2009 года Министерство обороны РФ перечислило на расчетный счет ОАО 1 денежные средства в сумме (…) руб. (…) коп. для осуществления выплат страховых сумм по обязательному государственному страхованию гражданам, уволенным с военной службы в 2008 году (л.д. 61, 65).

17 июля 2009 года ОАО 1 перечислило на счет Л. страховую сумму в размере 50 окладов денежного содержания – (…) руб. (л.д. 16).

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что поскольку в силу ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, инвалидность Л. установлена в 2009 году, то есть страховой случай наступил в период действия государственного контракта от 30 декабря 2008 года № 205/181/3/153 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО 1, то страховщиком жизни и здоровья Л. является ОАО 1, а потому именно с данного ответчика подлежит взысканию штраф за задержку выплаты страховой суммы.

Доводы, приведенные и в кассационной жалобе представителя ОАО 1 М., о том, что выплату страховой суммы должно было произвести ОАО 2, так как с данной страховой организацией Министерством обороны РФ был заключен договор обязательного государственного страхования на 2008 год, обоснованно отклонены судом.

Согласно договору обязательного государственного страхования, совершенному Министерством обороны РФ и ОАО 2 30 декабря 2003 года, действие которого на 2008 год было продлено дополнительным соглашением сторон от 28 декабря 2007 года (л.д. 68 – 75, 87), ОАО 2 приняло на себя обязательства производить страховые выплаты лишь по тем страховым случаям, которые наступили в период действия настоящего договора (п. 8.4.1).

Между тем, инвалидность Л. установлена в 2009 году, то есть страховой случай наступил после истечения срока договора обязательного государственного страхования от 30 декабря 2003 года.

Ссылки представителя ОАО 1 в кассационной жалобе на то, что, исходя из условий государственного контракта от 30 декабря 2008 года № 205/181/3/153, количество застрахованных лиц определяется в соответствии со штатной численностью Вооруженных Сил РФ, уволенные же к моменту начала действия государственного контракта лица в штатную численность Вооруженных Сил РФ не входят и на них действие государственного контракта не распространяется, не могут быть приняты во внимание.

Согласно п. 1.3 государственного контракта от 30 декабря 2008 года № 205/181/3/153, застрахованными лицами являются лица, определенные в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Указом Президента Российской Федерации от 01 января 2008 года № 1 «О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации». Исходя из п. 3.1 указанного государственного контракта, страховые случаи устанавливаются в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ.

По смыслу п. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ граждане, которым инвалидность установлена до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в отношениях по обязательному государственному страхованию являются лицами, приравненными к военнослужащим.

В этой связи застрахованными лицами, на которых распространяется действие государственного контракта, состоявшегося между Министерством обороны РФ и ОАО 1, исходя из содержания этого контракта и действующего законодательства, являются не только лица, входящие в штатную численность Вооруженных Сил РФ, но и указанные граждане, уволенные с военной службы, к которым относится и истец.

Приведенные выше положения п. 2 соглашения о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт от 30 декабря 2008 года № 205/181/3/153, на которые ссылается представитель ОАО 1 и в кассационной жалобе, предусматривают порядок взаиморасчетов между Министерством обороны РФ и ОАО 1 в отношении граждан, которые получили увечья или заболевания во время прохождения военной службы в период с 01 января по 31 декабря 2008 года и которым инвалидность установлена в 2009 году, и не свидетельствуют о том, что до заключения данного соглашения, действие государственного контракта на этих граждан не распространялось.

С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно принятым решением частично удовлетворил иск к ОАО 1, взыскав с данной страховой организации 30 тыс. руб. штрафа за задержку выплаты страховой суммы, отказал в удовлетворении иска к Министерству обороны РФ, ОАО 2.

При определении размера штрафа за задержку выплаты страховой суммы суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшил указанный штраф до пределов, при которых он перестает быть явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства. Оснований не согласиться с решением в этой части судебная коллегия областного суда не находит.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что суд не вправе был в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшить размер штрафа, основаны на ошибочном толковании закона.

Что касается искового требования о компенсации морального вреда, то в силу положений ст. 151 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Возможность компенсации морального вреда вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору обязательного государственного страхования законом, в том числе ст. 1069 ГК РФ, на которую ссылается истец в кассационной жалобе, не предусмотрена. В этой связи решением суда правомерно отказано в удовлетворении названного требования.

Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Л., представителя ОАО 1 М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи