НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Омского областного суда (Омская область) от 01.12.2010 № 33-7490(2010)

Председательствующий: Чекурда А.Г.                                              Дело № 33-7490 (2010)

                                          КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой В.П.,

судей: Дьякова А.Н., Патрахина И.В.,

при секретаре: Трещёткиной О.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 01 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» на решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 28 октября 2010 года, которым постановлено:

«Требования Прокурора ЦАО г. Омска удовлетворить.

 Признать бездействие Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в части несоблюдения квоты по приему на работу инвалидов незаконным.

Обязать Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» выполнить требования закона в части трудоустройства инвалидов в размере квоты, и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Взыскать с Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Ивановой В.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию. В обоснование заявленных требований указал, что по материалам ГУ Государственной службы занятости населения области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», в ходе которой выявлены нарушения законов, в частности не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов в полном объеме, специальное рабочее место не создано и не аттестовано в установленном законом порядке. Предъявление данного искового заявления прокурором обусловлено интересами неопределенного круга лиц – инвалидов и тех, кто может стать ими в будущем. Просил признать бездействие ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями, выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов и в несоздании (оборудовании) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконным, противоречащими положениям федерального и регионального законодательства. Обязать ответчика выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Помощник прокурора Центрального АО г. Омска Вишневецкая Я.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель ГУ государственной службы занятости Омской области Чередова Е.А. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования, пояснила, что от обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Среднесписочная численность ответчика составляет 465 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов – 13 человек. Фактически в указанном учреждении работает 9 инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты не создано.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» просит решение суда отменить ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанность, несоответствие выводов суда данным обстоятельствам. Считают, что учреждением предприняты все меры к трудоустройству инвалидов и заполнению выделенной квоты, в связи с чем нельзя говорить о бездействии с их стороны. Вместе с тем, неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией обусловлено отсутствием денежных средств на данные цели. Также указывает, что они не были уведомлены о проведении беседы надлежащим образом, чем были нарушены их права, предусмотренные ч.2 ст. 149 и ч.2 ст.150 ГПК РФ. Кроме того, учреждение просило отложить судебное разбирательство, однако данное ходатайство было отклонено, при этом сведений о разрешении судом заявленного ходатайства не имеется.

Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», поддержавшего жалобу, пояснения представителя ГУ государственной службы занятости Омской области, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что указания, данные ответчику 31 марта 2010 года Государственным учреждением государственной службы занятости Омской области в Предписании об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, а также представление Прокурора с требованиями устранения выявленных нарушений закона о реализации трудовых прав социально незащищенных групп граждан ответчиком на день рассмотрения дела в полном объеме не выполнены, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором Центрального АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации иска о признании незаконным бездействие ответчика в части несоблюдения им квоты по приему на работу инвалидов.

Судебная коллегия с таким выводом согласилась, исходя из следующего.

Квотирование рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, является одним из направлений государственной политики в области социальной защиты данной категории населения.

   Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П), одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

     Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

     Из п. 1 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 следует, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

   Квотируемые рабочие места организуются всеми работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации.

   В связи с установленными законодателем общими правилами о необходимости организации квотируемых рабочих мест на всех предприятиях(за небольшим исключением, установленным в законе), суд первой инстанции правильно не принял во внимание довод представителя ответчика об отсутствии в ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» вакантных мест по общеотраслевым должностям и узкой специализации отрасли, а также отсутствии денежных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, а также отсутствии правового механизма создания специализированных рабочих мест для инвалидов.

   Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления. При определении квоты задаются ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации, для которых она устанавливается.

Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, установлена  квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

   Обязательность исполнения работодателем указанных норм права вытекает из следующего.

   Невыполнение работодателем установленной Законом о квотировании рабочих мест для инвалидов обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой административную ответственность(ст. 5.27 КоАП РФ). Санкции, предусмотренные указанной статьей, могут быть применены лишь в том случае, если организация не создает рабочие места для инвалидов в пределах установленных квот.

Статьёй 7.1. ФЗ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные им Российской Федерацией. В их числе  п.п. 6 п. 1 предусмотрены: проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 6 и 7 п. 1 ст. 8 Положения о главном управлении государственной службы занятости населения Омской области от 28.12.2006 г. № 177 Главное управление осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

В соответствии с вышеизложенными полномочиями, а также на основании указанных норм права и приказа Главного управления № 61 от 19.11.2007 г. Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области 31 марта 2010 года была осуществлена проверка ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями».

В результате данной проверки выявлено, что среднесписочная численность работников организации на 25.03.2010г. составляет 530 единиц. Размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 15 единиц, в том числе специальных рабочих мест -1. Однако в организации работает 6 инвалидов, в связи с чем, должностным лицом Главного управления было выдано предписание № 13 от 31 марта 2010 года об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.

Суду представлены также данные, что среднесписочная численность работников организации на 31.05.2010г. составляла 529 единиц, в то время как в организацию трудоустроено 8 инвалидов, что на 7 единиц меньше установленной квоты.

В связи с неисполнением предписания  должностного лица Главного управления государственной службы занятости населения Омской области об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области за  № 13 от 31 марта 2010 года, прокуратурой ЦАО г. Омска была проведена дополнительная проверка о соблюдении ответчиком трудового законодательства в части квотирования ответчиком рабочих мест для инвалидов, в ходе которой нашел подтверждение факт нарушения учреждением требований действующего законодательства в части необходимости соблюдения работодателем обязанности по обеспечению установленной подзаконным нормативным актом квоты для трудоустройства инвалидов в полном объеме и по созданию(аттестации) в установленном законом порядке одного специального рабочего места для работника- инвалида.

На день разрешения спора, согласно справки от 26.10.2010г., среднесписочная численность работников организации составляет 455 единиц(на день проведения проверки прокуратуры – 448 единиц). Размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 13 единиц, фактически же работает 9 инвалидов, что на 4 единицы менее установленной квоты.

Количественные данные ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в судебном заседании не оспаривались. Ответчик лишь ссылался на то, что большее количество инвалидов для трудоустройства к ним не обращалось и не направлялось службой занятости, однако данный довод нельзя признать состоятельным.

Действительно, в статье 16 ТК РФ указано, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе, в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с Федеральным законом органами в счёт установленной квоты(п.4 ч.2).

Однако, на работодателях лежит обязанность по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличие вакантных мест (должностей) и выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, что предусмотрено п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2001 г. № 188-ФЗ).

В соответствии с п. 36 «Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 г. № 513, направление работников может осуществляться только к тем работодателям, которые заявили в центр занятости сведения о потребности в работниках, наличие свободных рабочих мест, а также сведения о работодателях, которые содержатся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

   Таким образом, на ответчике лежала обязанность по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячному предоставлению в органы службы занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

   Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего соблюдения ответчиком лежащей на нем обязанности по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячному предоставлению в органы службы занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

            В судебное заседание ответчиком представлены лишь доказательства подачи таких сведений в марте, мае, сентябре, октябре 2010 года.

            Приказ № 96 от 20.09.2010г. о выделении рабочих мест в счет квоты для приема на работу инвалидов, на который имеется ссылка в кассационной жалобе, был издан только после направление в учреждение представления прокурора ЦАО г. Омска и на день разрешения судом первой инстанции требования прокурора в полном объеме не реализован.

            Кроме того, судом установлено, что специальное рабочее место для инвалида ответчиком не создано и в установленном порядке не аттестовано.

            При указанных обстоятельствах вывод суда о бездействии ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в отношении соблюдения квотирования рабочих мест для инвалидов и создания специального рабочего места для инвалида представляется верным.

            Довод жалобы о том, что не выявлен инвалид для которого возможно было бы создание специального рабочего места, а также ссылку на отсутствие механизма реализации создания(оборудования) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат существующим нормам права.

   Согласно ст. 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

  В ТК РФ также имеются специальные нормы, предусматривающие льготы и дополнительные гарантии работающим инвалидам.

  Так, работодатель в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и медицинскими рекомендациями обязан создать для инвалидов за счет своих средств необходимые условия труда (ст. 224 ТК).

  Формулировка данной нормы права однозначна: при невозможности выделить (зарезервировать) рабочие места на работодателя возлагается обязанность за свой счет создать рабочие места.

   Согласно ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

   Условия труда для работников с ограниченными физическими возможностями должны соответствовать действующему законодательству (п. 3.5.1 Санитарных правил), а также общей и индивидуальной программам реабилитации инвалидов (п. 3.5.1 и ч. 1 п. 4.3 Санитарных правил).

   Таким образом, при организации труда инвалидов, либо создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, работодатель обязан учитывать все факторы установленные Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, которые устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов.

  Кроме того, работодатель обязан обращать внимание на противопоказания и рекомендации относительно доступных условий труда, которые содержатся в программе реабилитации.

  Индивидуальная программа реабилитации инвалидов - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56.

  В частности, для инвалидов I и II группы предусмотрено сокращенное рабочее время (35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда ( ч. 3 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г.; ст. 92 ТК РФ). Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).

  В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г. работающим инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. И еще по их письменному заявлению работодатель обязан предоставить им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

  Нельзя также не учесть, что льготные условия труда могут быть предусмотрены коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором на основании ст. 9 Трудового кодекса. Данные льготы предоставляются исключительно за счет средств работодателя.

  Указанное свидетельствует о том, что для социально незащищенной группы граждан, индивидуализировать которую невозможно, в организациях должны быть созданы необходимые условия труда, а  инвалиду должно быть предоставлено такое рабочее место, которое бы соответствовало предписаниям службы медико-социальной экспертизы и возможностям самого инвалида.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, что предлагаемые вакансии устраивают инвалидов, а предоставляемые им рабочие места отвечают их нуждам и адаптированы к их особым потребностям.

   Поскольку неправомерным бездействием работодателя нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на трудоустройство в счет создаваемых (квотируемых) работодателем рабочих мест, судебная коллегия не может принять во внимание доводы, приводимые в кассационной жалобе.

Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

                                               определила:

Решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 28 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: