НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2021 № 2А-5199/20

Дело № 2а-5199/2020

№ 88а-8968/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 27 октября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.11.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. прокурора Краснофлотского района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о признании постановления незаконным в части и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

и.о. прокурор Краснофлотского района города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным постановление администрации города Хабаровска от 21 ноября 2018 года № 4059 «О признании многоквартирного дома № 93а по ул. Партизанской аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в части установления срока отселения жильцов до 2025 года; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц данного жилого дома, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года, административные исковые требования и.о. прокурора Краснофлотского района города Хабаровска удовлетворены в полном объёме.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, поскольку круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён. В административном иске отсутствует ссылка на то, каким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует оспариваемое постановление. Обжалуемый прокурором срок расселения (до 2025 года) является предельным и разумным, а предоставление жилых помещений манёвренного фонда носит заявительный характер. Кроме этого, администрация города Хабаровска заявила о пропуске прокурором срока на обращение в суд с настоящим административным иском.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации города Хабаровска в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6., изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с данным Положением основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведённой прокуратурой Краснофлотского района города Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 03 марта 2017 года № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проверки нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме № 93а по улице Партизанской в городе Хабаровске, установлено, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения – до 2025 года, не является разумным.

Заключением городской межведомственной комиссии от 31 октября 2018 года № 604 жилой дом № 93а по улице Партизанской в городе Хабаровске (по состоянию на 2011 год физический износ здания составил 73%) признан аварийными и подлежащими реконструкции, поскольку не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Постановлением администрации города Хабаровска от 21 ноября 2018 года № 4059 многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Хабаровск, улица Партизанская, дом 93а, признан аварийными и подлежащими реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено, в срок до 2025 года, заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).

В основу принятия данного постановления были положены: экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» № 02.1/1819 от 02 августа 2018 года; отчёт по результатам обследования технического состояния жилых домов, квартир в жилых домах для признания их пригодными (непригодными) для проживания, выполненный ИП ФИО8 в 2018 году (шифр 198_64140/8), отчёт о результатах обследования и оценки степени огнестойкости жилого дома, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, выполненный Хабаровским краевым отделением ВДПО в 2018 году, которыми установлено аварийное, неудовлетворительное и недопустимое состояние конструктивных элементов многоквартирного дома № 93а по улице Партизанской в городе Хабаровске и не обеспечение условий эвакуации проживающих граждан.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Из приведённых положений указанных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и пришли к обоснованному к выводу, что спорный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов «до 2025 года» не может быть признан разумным.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией города Хабаровска не представлено.

Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён, является необоснованным, поскольку бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и неопределённого круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.

Довод кассационной жалобы относительно разумности срока отселения граждан также подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.

Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах первой и апелляционной инстанции указан перечень нарушений жилищного законодательства и санитарных норм и правил проживания в жилых зданиях и помещениях, допущенных административным ответчиком при издании оспариваемого постановления; срок на обращение прокурора с административным иском в суд, не пропущен.

Все доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам администрации города Хабаровска в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи