Дело № 2а-41/2020,
№ 88а-8066/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 25 ноября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 декабря 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черноперова О.Ю. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Черноперова О.Ю. о взыскании страховых взносов и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (далее – МИФНС № 3 по Хабаровскому краю) обратилась в суд района имени Лазо Хабаровского края с административным исковым заявлением к Черноперовой О.Ю. о взыскании страховых взносов и пени.
В обоснование своих требований административный истец указал, что налогоплательщику произведены начисления за расчётный период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей со сроком уплаты до 9 января 2018 года.
Также произведены начисления за расчётный период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей со сроком уплаты до 1 января 2019 года.
Поскольку в установленные законом сроки Черноперовой О.Ю. не выполнена обязанность по уплате страховых взносов, налогоплательщику направлено требование от 16 октября 2018 года №, в котором предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей (в общей сумме 27 990 рублей) до 26 октября 2019 года. Требованием от 24 января 2019 года № предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, пени в размере 2 057 рублей 86 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, пени в размере 403 рублей 67 копеек (в общей сумме 34 846 рублей 53 копейки) до 13 февраля 2019 года.
Задолженность на момент обращения с административным иском в суд оплачена не была.
Административный истец просил суд взыскать с Черноперовой О.Ю.: недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 430 рублей (за 2017 год – 4 590 рублей, за 2018 год – 5 840 рублей), пени в размере 403 рубля 67 копеек (за 2018 год); недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому), за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 49 945 рублей (за 2017 год – 23 400 рублей, за 2018 год – 26 545 рублей), пеню в размере 2 057 рублей 86 копеек (за 2018 год); общая сумма взыскания – 62 836 рублей 53 копейки.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 18 февраля 2020 года административное исковое заявление МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю удовлетворено: с Черноперовой О.Ю. в пользу МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 430 рублей (4 590 рублей – за 2017 год, 5480 рублей – за 2018 год), пеня в размере 403 рубля 67 копеек (за 2018 год), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 49 945 рублей (23 400 рублей – за 2017 год, 26 545 рублей – за 2018 год), пеня в размере 2 057 рублей 86 копеек (за 2018 год). Общая сумма взыскания составила 62 836 рублей 53 копейки, кроме того с Черноперовой О.Ю. в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 085 рублей 10 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2020 года решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 18 февраля 2020 года изменено: с Черноперовой О.Ю. в пользу МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5840 рублей, пени в сумме 403 рублей 67 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2018 год в сумме 26 545 рублей, пени в сумме 1445 рублей. Кроме того, с административного ответчика в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края взыскана государственная пошлина в сумме 1 227 рублей.
6 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Черноперовой О.Ю., поданная ею 22 сентября 2020 года через суд района имени Лазо Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части взыскания с неё недоимки по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и пени по ней, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Кроме того, заявителем кассационной жалобы также ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и пени по ним с прекращением производства по административному делу в данной части.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что подобные нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (то есть, кроме случаев, когда требование об уплате налога направляется по результатам проведённой налоговой проверки).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом (таможенным органом) заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из содержания пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками-адвокатами, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации; страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом; в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками; при превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчётный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, недоимку по страховым взносам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Черноперова О.Ю., имеет статус адвоката и в соответствии со статьёй 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
Административному ответчику за расчётный период 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей со сроком уплаты до 9 января 2018 года, а также за расчётный период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей со сроком уплаты 1 января 2019 года.
Требование № об уплате в срок до 26 октября 2018 года страховых взносов по состоянию на 16 октября 2018 года направлено налоговым органом в адрес административного ответчика 17 октября 2018 года.
Требование № об уплате страховых взносов по состоянию на 24 октября 2019 года в срок до 13 февраля 2019 года направлено налоговым органом административному ответчику 29 января 2019 года
В связи с неисполнением административным ответчиком указанных выше требований, 24 апреля 2019 года мировым судьёй судебного участка № 56 района имени Лазо Хабаровского края выдан судебный приказ № на взыскание задолженности с Черноперовой О.Ю.
Однако, 31 мая 2019 года определением мирового судьи указанный выше судебный приказ был отменён в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции указал в решении, что представленный МИФНС № 3 по Хабаровскому краю расчёт задолженности Черноперовой О.Ю. является верным и административным ответчиком не опровергнут, а предусмотренный законом срок для обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда по существу согласилась с приведёнными выводами нижестоящего суда, однако, учитывая приложенные к апелляционной жалобе Черноперовой О.Ю. квитанции об уплате ею денежных средств в сумме 2 057 рублей 86 копеек и 26 545 рублей, учёл эти суммы в счёт погашения задолженности административного ответчика по страховым взносам за 2017 год и пени за 2018 год. Дополнительно, отклоняя доводы Черноперовой О.Ю. о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском в части взыскания задолженности по страховым взносам и пени за 2017 год, суд апелляционной инстанции указал, что предусмотренный статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок направления налогоплательщику требования № от 17 октября 2018 года не был пропущен, поскольку его следует исчислять с 11 октября 2018 года, то есть с момента поступления налоговых деклараций №№ и 13350 и с момента отражения соответствующей задолженности в карточке Черноперовой О.Ю.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в числе прочего, должен проверить соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В свою очередь, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Между тем налоговые декларации от 11 октября 2018 года №№ и № либо иные документы, подтверждающие соблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования №, к материалам дела со стороны МИФНС № 3 по Хабаровскому краю не приобщались и судами в порядке статьи 63 КАС РФ не истребовались.
В то же время, Черноперова О.Ю. в своей апелляционной жалобе прямо указывала на то, что налоговых деклараций от 11 октября 2018 года №№ и № в налоговую инспекцию она не подавала и не должна была подавать, поскольку не производит выплат или вознаграждений физическим лицам, в связи с чем требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2017 год подлежало направлению в её адрес в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1 апреля 2018 года.
Оснований, по которым суд апелляционной инстанции отверг данные доводы, в апелляционном определении не приведено.
Кроме того, зачитывая произведённые административным истцом 15 июня 2020 года платежи в размере 2 057 рублей 86 копеек и 26 454 рублей в счёт погашения его задолженности по страховым взносам за 2017 год, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда оставила без внимания то обстоятельство, что соответствующая оплата Черноперовой О.Ю. производилась по квитанциям МИФНС № 3 по Хабаровскому краю (л.д. 7, 91, 92), в которых содержалась ссылка на требование административного истца от 24 января 2019 года № об уплате задолженности по страховым взносам и пени за 2018 год.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пункт 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счёт уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трёх лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учёта заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счёт Федерального казначейства. Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трёх лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если это уточнение не повлечёт за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.
Правила, предусмотренные статьёй 45 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд апелляционной инстанции без учёта положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и при отсутствии необходимых оснований уточнил платёж страховых взносов и пени, произведённых административным ответчиком в бюджетную систему Российской Федерации.
Не в полной мере установив имеющие правовое значение для дела обстоятельства, допустив нарушения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции постановил апелляционное определение, которое не отвечает принципам законности и обоснованности.
При таких обстоятельствах апелляционное определение в силу части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2020 года отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи