Дело № 3а-15/2020,
№ 88а-9226/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 23 декабря 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 января 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании недействующим постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2019 года № 120 «Об установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ГУП «ЖКХ РС (Я)» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) на 2019 год».
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Алексеевой С.К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» Порциян Л.В., а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., считавшей апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет) 25 октября 2019 года принято постановление № 120 «Об установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ГУП «ЖКХ РС (Я)» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) на 2019 год» (далее – Постановление от 25 октября 2019 года № 120).
Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)», предприятие) обратилось в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Комитету, в котором просило суд признать недействующим Постановление от 25 октября 2019 года № 120.
В обоснование заявленных требований ГУП «ЖКХ РС (Я)» указало, что установленный Постановлением от 14 декабря 2018 года № 157 тариф не является экономически обоснованным, поскольку в нарушение требований действующего тарифного законодательства и законодательства о бухгалтерском учёте, Комитет не учёл в тарифе водоотведения расходы на амортизацию канализационных сетей (септиков) в размере 1 468 940 рублей, указав, со ссылкой на статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации, что такое имущество не подлежит амортизации, поскольку оно приобретено (создано) за счёт бюджетных средств целевого финансирования.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ГУП «ЖКХ РС (Я)» было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым Постановление от 25 октября 2019 года № 120 признано недействующим с даты его принятия.
7 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Комитета, поданная 2 декабря 2020 года через Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусматривают, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Из содержания пунктов 1.1, 3.1.21 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года № 468, следует, что Комитет является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), который осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая установление (утверждение) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Постановлением от 25 октября 2019 года № 120, размещённом 30 октября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ГУП «ЖКХ РС (Я)» потребителям муниципального образования «поселок Витим» муниципального района «Ленский улус (район)» Республики Саха (Якутия): на период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года для прочих потребителей – 188 рублей 30 копеек за 1 куб. м.; на период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года для населения – 225 рублей 96 копеек за 1 куб. м.
Из содержания пункта 24 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации, перечисленных в пункте 22 Основ ценообразования.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования).
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определённые в соответствии с пунктами 21 – 23, 39 – 42, 48 – 52 Основ ценообразования.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое Постановление от 25 октября 2019 года № 120 принято исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка; его содержание не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции согласилась с выводами Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о соблюдении Комитетом процедуры и порядка принятия Постановления от 25 октября 2019 года № 120. Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что регулирующий орган необоснованно исключил из необходимой валовой выручки ГУП «ЖКХ РС (Я)» расходы на амортизацию основных средств (1 468 940 рублей), относимых к объектам водоснабжения и водоотведения, приобретённых (созданных) за счёт бюджетных средств, эксплуатируемых административным истцом и принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения. Указав на допущенные Комитетом в этой части нарушения требований Основ ценообразования, Методических указаний, Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее – Положение по бухгалтерскому учёту), судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции со ссылкой на положения части 3 статьи 310 КАС РФ признала Постановление от 25 октября 2019 года № 120 недействующим с даты его принятия.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами, положенными в основу апелляционного определения.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) и право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Поэтому лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
По делу установлено, что на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2018 года № Р-1948 и акта приёма-передачи от 7 декабря 2018 года за ГУП «ЖКХ РС (Я)» на праве хозяйственного ведения закреплены завершённые строительством в 2017 году и находящиеся в государственной собственности объекты коммунальной инфраструктуры – напорные сети канализации, которые были приняты предприятием к учёту по их первоначальной стоимости.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как уже указывалось выше, пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Пунктом 89 Методических указаний определено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний, который, в свою очередь, предусматривает, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определённом в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учёту основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учёту определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту определён Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н, из содержания пункта 49 которых следует, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учёту.
Из системного анализа приведённых нормативных правовых актов следует, что какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закреплённое за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, действующее законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и законодательство о бухгалтерском учёте не содержат. Основные средства (объекты коммунальной инфраструктуры, используемые для осуществления регулируемой деятельности), которые были переданы предприятию в хозяйственное ведение органом государственной власти, приняты административным истцом к учёту; ГУП «ЖКХ РС (Я)» несёт бремя содержания данного имущества, следовательно в отношении таких объектов подлежит начислению амортизация, тогда как затраты по данной статье были необоснованно исключены Комитетом из расчёта тарифа.
Доводы кассационной жалобы о том, что ГУП «ЖКХ РС (Я)» не несло затрат на создание переданного ему на безвозмездной основе в хозяйственное ведение имущества, следовательно административный истец не вправе включать в свои затраты соответствующие амортизационные начисления, компенсируя, тем самым, чужие расходы; что предприятие на подтвердило экономическую обоснованность расходов на амортизацию основных средств, не представив инвестиционной программы по модернизации и реконструкции сетевых объектов, – не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанции о незаконности Постановления от 25 октября 2019 года № 120, по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы, положения части 4 статьи 216 КАС РФ не возлагают на суд, принявший решение о признании нормативного правового акта недействующим, обязанности в каждом случае решить вопрос о принятии иного нормативного правового акта, который бы заменял признанный недействующим. Из содержания данной нормы следует, что суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Кроме того, при наличии предусмотренных законом оснований Комитет в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе самостоятельно принять меры к осуществлению нормативного правового регулирования соответствующего вопроса.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи