Дело № 2а-4018/2019,
№ 88а-1888/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 19 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дорохова А.П.
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никифоров В.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Никифоров В.П. к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Федоровой Т.Д., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Никифоров В.П. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии за выслугу лет и о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее – Комиссия), от 20 февраля 2019 года № ему было отказано в установлении пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом «б» пункта 5.7 Порядка установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года №, в связи с отсутствием необходимого стажа.
Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права, поскольку Комиссией не учтены периоды работы Никифорова В.П. на должностях, подлежащих включению в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Никифоров В.П. просил суд признать незаконным решение Комиссии от 20 февраля 2019 года №; включить в стаж государственной гражданской службы периоды его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности лесника Верхневилюйского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности участкового техника Центрального участка Верхневилюйского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего участкового техника Центрального техучастка Верхневилюйского лесхоза;
- ДД.ММ.ГГГГ – перевод в распоряжение Верхневилюйской инспекции охраны природы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности государственного инспектора Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего государственного инспектора Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности государственного инспектора Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы;
а также возложить на Комиссию и Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) обязанность назначить Никифорову В.П. пенсию за выслугу лет с 16 января 2019 года.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Никифорову В.П. отказано.
16 января 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Никифорова В.П., поданная им 23 декабря 2019 года через Якутский городской суд суда Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене указанных выше решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Никифоров В.П., представитель Правительства Республики Саха (Якутия), которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов; после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Поскольку федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, до настоящего времени не принят, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия), а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения её размера установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года № 433-III «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года № 433-III) и Порядком установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утверждённым постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63 (далее – Порядок).
До введения в действие Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), перечень соответствующих должностей устанавливается указом Главы Республики Саха (Якутия) (часть 2 статьи 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года № 433-III).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, обжалуемым решением Комиссии от 20 февраля 2019 года № Никифорову В.П. отказано в установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 5.7 Порядка (стаж государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) составляет менее предусмотренного приложением № 1 к Порядку (в 2019 году минимальная продолжительность стажа должна была составлять 16,6 лет).
Так, Комиссией в стаж государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) не были включены следующие периоды работы административного истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – лесником Верхневилюйского лесхоза; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – участковым техником Центрального техучастка Верхневилюйского лесхоза; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшим участковым техником Центрального техучастка Верхневилюйского лесхоза; ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в распоряжении Верхневилюйской инспекции охраны природы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – государственным инспектором Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшим государственным инспектором Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – государственным инспектором Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы.
В то же время, в стаж государственной гражданской службы Никифорова В.П. были включены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (служба в армии) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа исполняющим обязанности госинспектора по Верхневилюйскому отделу управления государственного экологического контроля Вилюйского бассейнового комитета охраны природы), однако данные периоды в сумме составили менее 16,6 лет.
Отказывая Никифорову В.П. в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к обоснованному выводу о том, что соответствующие периоды работы Комиссией верно не были учтены как периоды работы на государственных должностях Республики Саха (Якутия) и должностях государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), дающих право для назначения пенсии за выслугу лет.
В обжалуемых судебных постановлениях указано, что должности техника, старшего техника, мастера лесного хозяйства, мастера лесных культур с учётом содержания Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утверждённого приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13 ноября 1998 года № 188, Перечня должностных лиц государственной лесной охраны, должностных знаков различия специалистов лесного хозяйства и норм выдачи форменной одежды, утверждённого приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 10 октября 1997 года № 139, не относились к государственной лесной охране Российской Федерации.
В свою очередь, в Реестре государственных должностей республиканских государственных служащих, который утверждался Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 1996 года № 1489, и в Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной службы Республики Саха (Якутия), утверждённом Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2010 года № 152, отсутствовали ссылки как на указанные выше должности (лесника, техника, старшего техника, мастера лесного хозяйства, мастера лесных культур), так и на должности государственного инспектора и старшего государственного инспектора комитета охраны природы.
Такие должности отсутствовали и в первичной редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З № 783-III «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)».
Только с 1 января 2008 года (с момента вступления в силу Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 530-З № 1063-III) в раздел 31 Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) были включены должности государственного инспектора и старшего государственного инспектора инспекции комитета охраны природы.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Пенсия за выслугу лет государственным служащим Республики Саха (Якутия) является дополнительным обеспечением к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2007 года № 12-П и в определении от 26 сентября 2019 года № 2221-О, субъект Российской Федерации, устанавливая (при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей) условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой (с 1 января 2015 года – страховой) пенсии, вправе определять условия её предоставления, а также периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачёту в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей.
Доводы кассационной жалобы Никифорова В.П. о том, что он в период с 1980 по 1991 год работал в организации (Верхневилюйском лесхозе), которая осуществляла отдельные функции государственного управления, в связи с чем этот период подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) для назначения пенсии за выслугу лет, признаётся судебной коллегией суда кассационной инстанции ошибочными, поскольку они основаны на неверном субъективном толковании положений действующего законодательства.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке административного судопроизводства, хотя с учётом положений части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведённых в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судам первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никифоров В.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи