НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 № 2А-2670/2023

Дело № 2а-2670/2023,

№ 88а-11775/2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 13 декабря 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 декабря 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А., Соколовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю (далее – МИФНС России № 13 по Приморскому краю, налоговый орган) обратилась в Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени в размере 15 664 рублей 84 копеек, из которых:

- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год – 5 232 рубля, за 2020 год – 1 270 рублей, пеня, начисленная на данную задолженность, в размере 11 рублей 11 копеек;

- задолженность по транспортному налогу за 2019 год – 4 564 рубля, за 2020 год – 4 564 рубля, пеня, начисленная на данную задолженность, в размере 23 рублей 73 копеек.

Решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 июля 2023 года, административное исковое заявление налогового органа было удовлетворено. С ФИО2 в пользу МИФНС России № 13 по Приморскому краю взысканы: задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019-2020 годы в размере 6 502 рублей, пеня в размере 11 рублей 11 копеек; задолженность по транспортному налогу за 2019-2020 годы в размере 9 128 рублей, пеня в размере 23 рублей 73 копеек (всего 15 664 рубля 84 копейки). Кроме того, с административного ответчика в доход бюджета Владивостокского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 627 рублей.

1 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края 25 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 июля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику – физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) налоговым органом заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В свою очередь, из содержания пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следовало, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации); уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьёй.

В свою очередь, статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных статьёй 408 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего дела, ФИО2 в 2019 и 2020 годах являлся собственником квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. Кроме того, за административным ответчиком в 2019 и 2020 года было зарегистрировано транспортное средство: автомобиль марки «Toyota Land Cruiser Prado», государственный регистрационный знак .

Налоговый орган направлял ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года № 48792836 о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 4 564 рублей и налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 232 рублей, которое было получено административным ответчиком 24 сентября 2020 года.

В связи с неуплатой начисленных сумм налогов в установленный законом срок, налоговым органом ФИО2 в электронной форме через его личный кабинет направлялись требования:

- от 11 декабря 2020 года № 18797 о необходимости уплаты в срок до 12 января 2021 года задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5 323 рублей и начисленной на данную задолженность пени за период со 2 по 10 декабря 2020 года в размере 6 рублей 67 копеек;

- от 14 декабря 2020 года № 63076 о необходимости уплаты в срок до 15 января 2021 года задолженности по транспортному налогу за 2019 года в размере 4 564 рублей и начисленной на данную задолженность пени за период со 2 по 13 декабря 2020 года в размере 7 рублей 76 копеек.

Указанные требования были получены административным ответчиком 16 декабря 2020 года.

Кроме того, налоговый орган направлял ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года № 6032093 о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в сумме 4 564 рублей и налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 1 270 рубля, которое было получено административным ответчиком 24 сентября 2021 года.

В связи с неуплатой начисленных сумм налогов в установленный законом срок, налоговым органом ФИО2 в электронной форме через его личный кабинет направлялось требование от 16 декабря 2021 года № 65358 о необходимости уплаты в срок до 1 февраля 2022 года: задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 270 рублей и начисленной на данную задолженность пени за период со 2 по 15 декабря 2021 года в размере 4 рублей 44 копеек; задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 4 564 рублей и начисленной на данную задолженность пени за период со 2 по 15 декабря 2021 года в размере 15 рублей 97 копеек.

Судебный приказ от 29 апреля 2022 года № 2а-1620/2022, вынесенный мировым судьёй судебного участка № 18 Первореченского судебного района города Владивостока Приморского края, о взыскании с административного ответчика указанной выше задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 15 664 рублей 84 копеек, был отменён определением мирового судьи от 7 октября 2022 года года в связи с поступлением от ФИО2 возражений относительно его исполнения.

Административное исковое заявление МИФНС России № 13 по Приморскому краю о взыскании с административного ответчика соответствующей недоимки подано в Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края через организацию почтовой связи 24 марта 2023 года.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения КАС РФ, Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что ФИО2 не исполнил установленную законом обязанность по оплате задолженности по транспортному налогу за 2019-2020 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 годы, а также начисленной на имевшуюся задолженность пени; основания для его освобождения от соответствующей обязанности отсутствуют; досудебный порядок взыскания налогов с физического лица, а также сроки обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа и в районный суд с настоящим административным исковым заявлением налоговым органом были соблюдены; произведённый МИФНС России № 13 по Приморскому краю расчёт взыскиваемых с административного ответчика сумм является верным.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд за взысканием задолженности за 2019 год основаны на неверном толковании положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В данном случае общая сумма задолженности по требованиям налогового органа за 2019 год (от 11 декабря 2020 года № 18797 и от 14 декабря 2020 года № 63076) составляла 9 901 рубль 43 копейки, что не превышало 10 000 рублей, следовательно, в силу прямого указания пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) МИФНС России № 13 по Приморскому краю было вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования налогового органа за 2020 год (от 16 декабря 2021 года № 65358), то есть в течение шести месяцев после 1 февраля 2022 года.

После отмены судебного приказа определением мирового судьи от 7 октября 2022 года, МИФНС России № 13 по Приморскому краю было вправе подать административное исковое заявление о взыскании имеющейся недоимки в Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края в течение шести месяцев, то есть до 7 апреля 2023 года (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нарушений указанных сроков налоговым органом допущено не было.

Само по себе несогласие ФИО2 с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебным актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.

Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Приостановление исполнения вступивших в законную силу решения Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 июля 2023 года отменить.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи