НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2020 № 2-156/19

Дело № 2-156/2019

88а-5678/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 12 августа 2020 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика УМВД России по Сахалинской области Спицыной А.В. на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район», УМВД России по Сахалинской области о возложении обязанности по финансированию и приведению изолятора временного содержания и помещений ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторину О.А., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Александровск-Сахалинский городской прокурор Сахалинской области обратился в Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» и УМВД России по Сахалинской области, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил возложить на УМВД России по Сахалинской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование работ по приведению изолятора временного содержания и помещений отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств соответствующих бюджетов, а именно: по замене дезинфекционной камеры; по оборудованию комнаты для свиданий; по оборудованию медицинского кабинета в соответствии с требованиями предъявляемым к таковым; по оборудованию камер кнопками вызова дежурного; по обеспечению санитарных узлов камер необходимыми требованиями приватности; по оборудованию камер для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» с необходимыми требованиями приватности, а также умывальниками с подводом холодной и горячей воды; по оборудованию камер бачками для питьевой воды; по оборудованию не менее 3 помещений для задержанных в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями; по оборудованию в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» служебного помещения, предназначенного для выяснения обстоятельств факта задержания и доставления лиц, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям;

возложить на ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заменить либо отремонтировать дезинфекционную камеру в изоляторе временного содержания для использования ее в соответствии с пунктом 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950;

- оборудовать комнату для свиданий в изоляторе временного содержания в соответствии с требованиями пунктов 139, 140 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, пункта 17.32 СП (свод правил) 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года № 4-13/16;

- произвести ремонт стен и полов в медицинском кабинете изолятора временного содержания;

- оборудовать камеры в изоляторе временного содержания кнопками вызова дежурного в соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, и пункта 47.8 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83;

- обеспечить санитарные узлы камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания необходимыми требованиями приватности в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, пунктом 17.16 СП (свод правил) 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года № 4-13/16;

- оборудовать камеры для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания с необходимыми требованиями приватности, а также умывальниками с подводом горячей воды в соответствии с требованиями пункта 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83, пункта 17.16 СП (свод правил) 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года № 4-13/16;

- оборудовать камеры в изоляторе временного содержания бачками для питьевой воды в соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, и пункта 47.5 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83;

- оборудовать не менее 3 помещений для задержанных в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 приложения № 2 к приказу МВД России от 30 апреля 2012 года № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»;

- оборудовать служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств факта задержания и доставления лиц, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями пунктов 1, 2, 3, 4 приложения № 1 к приказу МВД России от 30 апреля 2012 года № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведения проверки в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» установлено, что изолятор временного содержания и помещения отдела не соответствуют требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83, СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95, приказа МВД России от 30 апреля 2012 года № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан». По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» внесено представление, однако меры, направленные на устранение имеющийся нарушений не были приняты.

Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций по правилам гражданского судопроизводства.

Определением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора к УМВД России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование работ по замене дезинфекционной камеры в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район»; к ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заменить либо отремонтировать дезинфекционную камеру в изоляторе временного содержания в связи с отказом прокурора от исковых требований в данной части.

Решением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Александровск-Сахалинского городского прокурора Сахалинской области удовлетворены в полном объеме.

Суды исходили из того, что помещения в ИВС и служебные помещения в ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» не соответствуют установленным требованиям, что влечет нарушение прав лиц, содержащих в качестве подозреваемых, обвиняемых, отбывающих административное наказание в виде административного ареста, выявленные в ходе проведенной прокурорской проверки нарушения нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, лицами, ответственными за устранение имеющихся нарушений, являются ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» и УМВД России по Сахалинской области, которое осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных территориальных органов и осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств.

ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика УМВД России по Сахалинской области Спицыной А.В. через Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части возложения на УМВД России по Сахалинской области обязанности по финансированию возложенных судом на ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» работ и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, предъявленных к УМВД России по Сахалинской области.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что УМВД России по Сахалинской области не имеет функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» является юридическим лицом, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам, в связи с чем УМВД России по Сахалинской области не может нести бремя ответственности по спорам и правоотношениям, стороной которых оно не является.

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба УМВД России по Сахалинской области в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана на рассмотрение в порядке административного судопроизводства.

Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представителя в судебное заседание не явились, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» на праве оперативного управления владеет нежилым зданием ОВД, 3-этажным (1 подземный этаж), общей площадью 1810,8 кв.м., местонахождение: <адрес>.

Александровск-Сахалинской городской прокуратурой Сахалинской области проведена проверка помещений дежурной части и ИВС ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район», по результатам которой установлено, что в изоляторе временного содержания отсутствует комната для свиданий; в камерах и помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, отсутствуют кнопки для вызова дежурного; помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, не оборудованы санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводом горячей воды; в камерах, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, санитарные узлы не обеспечены необходимыми требованиями приватности; помещения ИВС не оборудованы бачками для питьевой воды; ИВС не оборудован надлежащим медицинским кабинетом; в здании ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» менее 3 помещений для содержания задержанных; отсутствует специально оборудованное служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть.

По указанным фактам в адрес ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» ДД.ММ.ГГГГ Александровск-Сахалинской городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства. На оперативном совещании ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора рассмотрено, с изложенными в нем нарушениями орган внутренних дел согласился, однако меры к устранению выявленных нарушений не были приняты.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь статьями 4, 7, 15, 17, 23-24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП № 12-95 от 12 февраля 1995 года, Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России № 1115, Минздрава России № 475 от 31 декабря 1999 года, Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83, Правилами оборудования служебных помещений для задержанных («Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»), утвержденными Приказом МВД России от 3 апреля 2012 года № 389 и установив наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, пришли к обоснованному выводу о наличии незаконного бездействия со стороны ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» по приведению помещений изолятора временного содержания и служебных помещений отдела в соответствие с требованиями законодательства и необходимости устранения имеющихся нарушений.

В указанной части судебные акты нижестоящих судов заявителем кассационной жалобы не оспариваются, в связи с чем в силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат проверке.

Проверяя законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае таких оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы УМВД России по Сахалинской области не имеется.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Управление внутренних дел России по Сахалинской области в соответствии с пунктом 14 указанного Положения является территориальным органом МВД России.

Согласно подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 (далее – Типовое положение), территориальный орган наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.

В соответствии с пунктом 13 Приказа МВД России от 28 июля 2017 года № 559 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области» УМВД России по Сахалинской области осуществляет следующие полномочия: обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охране и конвоированию; обеспечение планирования и координации деятельности подчиненных органов и организаций; осуществляет материально-техническое обеспечение УМВД России по Сахалинской области, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за УМВД России по Сахалинской области на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Сахалинской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Приказом УМВД России по Сахалинской области от 13 сентября 2017 года № 949 утверждено Положение об ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район», пунктом 3 которого установлено, что отдел входит в состав органов внутренних дел и подчиняется УМВД России по Сахалинской области.

С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что возложение на УМВД России по Сахалинской области, как распорядителя бюджетных средств, обязанности по финансированию возложенных на ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» решением суда работ и мероприятий является законным и обоснованным.

Вопреки доводам кассационной жалобы, ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» является получателем бюджетных средств, а в соответствии с установленным статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, отдел обязан использовать доведенные до него бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с целями их использования. Только распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета; внесению предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

Доводы кассационной жалобы УМВД России по Сахалинской области правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Сахалинской области – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.

Председательствующий

Судьи