НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2023 № 2А-8586/2022

Дело № 2а-8586/2022

№ 88а-6431/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 12 июля 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25.07.2023

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Туктамышевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Максимова Ивана Александровича к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск», комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», заинтересованные лица: департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, СНТ «Природа», об оспаривании решений, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Максимов И.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», и просил признать незаконными: решение Окружной администрации города Якутска, выраженное в письме от 06 сентября 2022 года № 2137/АЗО, решение комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 02 августа 2022 года №ПЗЗ/08/02-2022; обязать Окружную администрацию города Якутска повторно рассмотреть заявление административного истца от 09 декабря 2021 года № 99795-101-2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указав в обоснование, что оспариваемые отказ Администрации и решение Комиссии противоречат действующему законодательству, что действия ответчиков по необоснованному изменению территориальной зоны в отношении испрашиваемого земельного участка приведут к невозможности исполнения судебного акта от 24 февраля 2022 года, которым на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Определениями суда от 05 октября 2022 года, от 06 октября 2022 года к участию в дела в качестве заинтересованного лица привлечён департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, в качестве административного соответчика - МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года, административное исковое заявление Максимова И.А. удовлетворено частично: признано незаконным решение Окружной администрации города Якутска, выраженное в письме МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от 06 сентября 2022 года № 2137/АЗО; на Окружную администрацию города Якутска, ОГРН 1031402045124 ИНН 1435133907, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Максимова И.А. от 09 декабря 2021 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в соответствии с требованиями закона и в установленный законом срок; в удовлетворения требования Максимова И.А. о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 02 августа 2022 года № ПЗЗ08/02-2022, отказано.

В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассаторов, судами не учтено, что испрашиваемый земельный участок находится в лесном массиве, а также, что на заседании комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» принято решение изменить территориальную зону на Л-1 (зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; и т.д.).

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июня 2023 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сославшись на положения пункта 6 статьи 11.9, пункта 15 части 2 статьи 39.6, подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 1, части 2 статьи 30, статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утверждённых решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № РЯГД-5-9, установили, что 09 декабря 2021 года Максимов И.А. обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для ведения садоводства, на что ему было отказано по тем основаниям, что участок отнесён к землям лесного фонда; что решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года, на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Максимова И.А. от 09 декабря 2021 года; что на заявление Максимова И.А. от 01 августа 2022 года об исполнении решения суда от 24 февраля 2022 года, получен оспариваемый отказ от 06 сентября 2022 года со ссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка в лесном массиве, и что на заседании комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 02 августа 2022 года принято решение № ПЗЗ/08/02-2022 об изменении территориальной зоны на «Л-1», а также, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории СОНТ «Природа», и пришли к правильным выводам об обоснованности требований административного истца в части незаконности оспариваемого решения Окружной администрации города Якутска, выраженного в письме МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от 06 сентября 2022 года № 2137/АЗО, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которым установлено расположения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне «С-2А» (земли сельскохозяйственного назначения), в которой ведение садоводства является основным видом использования, а также об отказе в признании незаконным решения комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 02 августа 2022 года № ПЗЗ08/02-2022, поскольку оно принято в рамках предоставленных ей полномочий, в соответствии с установленным порядком, и не является окончательным (на момент принятия оспариваемых судебных постановлений изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» не внесены).

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем кассаторов, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.

Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.

Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, заинтересованных лиц, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.

Между тем, в кассационной жалобе кассаторы по существу просят дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.

Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.

Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи