НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 № 3А-9/20

Дело № 3а-9/2020

№ 88а-7206/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 7 октября 2020 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.10.2020

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Владимирова Владимира Юрьевича и Владимировой Есении Владимировны в лице законного представителя Ворониной Елены Николаевны на решение Камчатского краевого суда от 4 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Владимирова Владимира Юрьевича и Владимировой Есении Владимировны в лице законного представителя Ворониной Елены Николаевны к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края об оспаривании в части нормативного правого акта.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя Владимирова В.Ю. – ФИО13, представителя Владимировой Е.В. в лице законного представителя Ворониной Е.Н. – ФИО14, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО15, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 15 декабря 2017 года № 178 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год. Приказ опубликован в печатном издании «Официальные Ведомости» от 19 декабря 2017 года №266-267.

Пунктом 390 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 3 декабря 2018 года № 172 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год. Приказ опубликован в печатном издании «Официальные Ведомости» от 25 декабря 2018 года №344-348. В указанный Перечень под номером 690 включён этот же объект недвижимости.

Владимиров В.Ю. и несовершеннолетняя Владимирова Е.В. в лице законного представителя Ворониной Е.Н. обратились в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать недействующими пункт 390 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 15 декабря 2017 года № 178, и пункт 690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 3 декабря 2018 года № 172, ссылаясь на их несоответствие статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований указали, что принадлежащее им на праве долевой собственности здание включено в названные выше перечни формально, исключительно по признаку наличия объекта, наименование которого предполагает оказание услуг общественного питания. Однако, фактически часть здания используется под размещение чулочно-носочной фабрики, часть здания не эксплуатируется, так как требует проведения капитального ремонта. Отнесение здания к категории объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, влечёт увеличение налогооблагаемой базы, и как следствие, возникновение обязанности по уплате налога в большем размере.

Решением Камчатского краевого суда от 4 марта 2020 года, оставленным без апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Владимирова В.Ю. и несовершеннолетней Владимировой Е.В. отказано.

В обоснование своей позиции кассаторы указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела. Так, включение спорного здания в Перечни на 2018 и 2019 годы противоречит статье 378.2 НК РФ, поскольку фактическое назначение здания не соответствует установленным законодательством критериям, что нарушает законные интересы административных истцов, так как необоснованно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы, без его обследования на предмет его фактического использования. В тоже время в перечень должны включаться такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов), которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение доходов и принесение прибыли. Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела ограничились только формальным условием, указанием на вид разрешённого использования земельного участка и данных технического паспорта 2011 года, без исследования фактических обстоятельств дела, что привело к неправильному толкованию статьи 378.2 НК РФ. Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным ответчиком, что спорное здание давно не используется, находится в заброшенном состоянии, требует капитального ремонта, часть здания с 2014 года используется под размещение носочного цеха, в здании отсутствует водоснабжение и теплоснабжение. Доказательств, что на день утверждения Перечней на 2018, 2019 годы, спорное здание фактически использовалось как объект общественного питания, в материалы дела не представлено.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2020 года кассационная жалоба Владимирова В.Ю. и Владимировой Е.В. в лице законного представителя Ворониной Е.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные истцы, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные дополнительные пояснения к кассационной жалобе административных истцов, письменные возражения прокуратуры Камчатского края, объяснения представителя Владимирова В.Ю. – ФИО13., представителя Владимировой Е.В. в лице законного представителя Ворониной Е.В.– ФИО14., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО15, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса РФ, которая к таковому относит, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ).

В силу положений пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Камчатского края от 29 ноября 2016 года № 32 «О внесении изменений в закон Камчатского края «О налоге на имущество организаций в Камчатском крае» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ в отношении следующих объектов недвижимого имущества: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные на соответствующий налоговый период в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённый исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Перечень); 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включённые на соответствующий налоговый период в Перечень (статья 3(1)).

Постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.1. Порядка, Порядок разработан в соответствии со статьёй 378.2, пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ и регулирует вопросы определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Согласно пункту 1.3. Порядка, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом на основании:

При этом, в силу пункта 3.1. Порядка, обследование объекта недвижимого имущества проводится в случае, если документы, полученные в порядке, установленном пунктом 1 части 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, не позволяют достоверно определить вид фактического использования объекта недвижимого имущества.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством установлено два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.

Следовательно, для признания законными пунктов 390, 690 о включении здания с кадастровым номером в Перечень на 2018 год, на 2019 год соответственно, достаточно установить соответствие этого здания хотя бы одному из названных критериев.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Владимирову В.Ю. и Владимировой Е.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит здание с кадастровым номером , площадью 672,5 кв.м, назначение: нежилое, наименование: столовая, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной 25 июля 2018 года Управлением Росреестра по Камчатскому краю.

Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1260 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание столовой. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для эксплуатации здания столовой.

Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Камчатский филиал Елизовское отделение по состоянию на 26 апреля 2011 года, здание столовой, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из следующих помещений: обеденного зала (338,8 кв.м), вестибюля (40,2 кв.м), кухни (59,8 кв.м), 3-х цехов приготовления (19,8 кв.м, 13,2 кв.м, 13,1 кв.м), моечной (33,1 кв.м), кладовой (9,3 кв.м), гардероба (15,7 кв.м), 4-х туалетов (1,5 кв.м, 1,6 кв.м, 1,6 кв.м, 1,6 кв.м), 2-х умывальников (6,0 кв.м, 7,6 кв.м), тамбура (10,1 кв.м), 3-х кабинетов (19,0 кв.м, 20,0 кв.м, 9,1 кв.м), 2-х коридоров (6,8 кв.м, 8,0 кв.м), 2- вентиляционных (2,9 кв.м, 19,5 кв.м).

Таким образом, в материалы дела представлены вышеуказанные документы, которые содержат необходимые сведения, достоверно подтверждающие, что спорное здание расположено на земельном участке, относящегося к землям населённых пунктов, имеющего вид разрешённого использования «для эксплуатации здания столовой», объект поименован как «столовая», который имеет соответствующие наименованию объекта данные его технической документации о наличии в здании помещений площадью более 20 процентов общей площади, предусматривающих размещение объекта общественного питания (обеденный зал, кухня, цеха приготовления, и другие).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Налогового кодекса РФ, Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые приказы приняты Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в рамках предоставленных полномочий, в оспариваемой административными истцами части федеральному закону и иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, а также, что спорное здание включено в Перечень обоснованно, поскольку сведения из ЕГРН о наименовании объекта, о виде разрешённого использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, а также данные технического паспорта, являются достаточными, и установление обстоятельств его фактического использования не требуется.

При этом, данный объект недвижимости, несмотря на то, что в настоящее время не используется, может использоваться как объект общественного питания, который с экономической точки зрения в процессе его самостоятельной эксплуатации способен будет обеспечивать владельцам извлечение дохода и приносить прибыль.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, административными истцами и их представителями не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административных истцов, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Довод кассационной жалобы о том, что спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы, без его обследования на предмет его фактического использования, не имеет правового значения, поскольку объект недвижимости включён в Перечни по иному предусмотренному действующим законодательством критерию, а именно по его предназначению в соответствии с технической документацией.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие Владимирова В.Ю. и Владимировой Е.В. в лице законного представителя Ворониной Е.Н. с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Камчатского краевого суда от 4 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Владимирова Владимира Юрьевича и Владимировой Есении Владимировны в лице законного представителя Ворониной Елены Николаевны - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи